Занятие по развитию естественно-научных представлений для детей старшей группы. Тема: "Определение сторон света".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Занятие для старшей группы по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_opredelenie_storon_sveta_prekt.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка»

Открытое занятие

 по развитию естественно-научных представлений для детей старшей  группы.

Тема: "Определение сторон света".

        

Составили:

Сладкомёдова Ольга Александровна, воспитатель;

Казакова Ольга Сергеевна, педагог-психолог

2013 год.

ЗАДАЧИ:

Систематизировать знания детей о различных способах определения сторон света:

– по кроне дерева;

 – по мху и лишайнику;

 – по муравейнику;

 – по годовым кольцам;

 – по Полярной звезде;

 – с помощью Солнца.

В ходе эксперимента познакомить детей со способом определения сторон света с помощью магнитной стрелки.

Продолжать знакомить детей со звёздным небом.

Сформировать представление о Земле как о большом магните.

Закрепить правила поведения в лесу.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

НОД: «Магнитные свойства предметов» – с элементами экспериментирования; «Магнит и его свойства» – с элементами экспериментирования.

Совместная деятельность: беседа «Как не заблудиться в лесу», на прогулке – тренировка в определении сторон света с помощью компаса, экскурсия в парк для определения сторон света с помощью природных объектов и компаса.

Самостоятельная деятельность детей: опытно-экспериментальная деятельность с магнитами, с компасом; игры с магнитом.

Работа с родителями: можно предложить родителям:

 – записать рассказы детей о том, как они определяли стороны света на экскурсии в парке,

 – совместно с детьми: зарисовать способы определения сторон света,

 – во время прогулок определить стороны света различными способами,

 – изготовить игры с магнитами,

 – можно пригласить родителей на обобщающее занятие.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

«книга сказок»;  

волшебный клубочек;

плоскостное изображение солнца;

глобус;

модель компаса; компасы (по числу детей или на каждый стол);

магниты, блюдца с водой, кусочки скрепок (по числу детей); на фланелеграф: лиственные деревья с лишайником, муравейник – для определения сторон света, звёзды для созвездий Большой и Малой Медведицы, тучи; костюмы лешего и звёздочки;

бумага для рисования, карандаши, мелки;

для самостоятельной деятельности: магниты, предметы для намагничивания, игры с магнитами.

ДЕЙСИВУЮЩИЕ ЛИЦА — дети.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 СЛАЙД Психолог:– Ребятки, садитесь на коврик. Сегодня мы заглянем в книгу сказок. Давно мы её не открывали. Интересно, что делают сейчас наши любимые сказочные герои?

Дети листают книгу, но там только чистые страницы.

Психолог: – Посмотрите, что с нашей книгой приключилось? Наверное, в сказочной стране стряслась беда и нужна наша помощь.

На последней странице дети вместе с психологом находят текст:

С нами стряслась беда.

 Спешите на помощь сюда.

 Волшебный компас у нас исчез,

 В страхе живёт весь сказочный лес.

 Гуси-лебеди вместо юга на север летят

 И не знают, как им вернуться назад.

 Перепутались сказки,

 Без компаса их не спасти.

 Отзовитесь, кто может на помощь прийти!!!

Психолог: – Жалко наших друзей – сказочных героев. Как помочь нашим друзьям? Но для этого нам надо отправиться в сказочный лес.

Ребята, давайте встанем, закроем глазки:  нежный ветерок обдувает нас, откуда-то издалека доносится пение птиц. Нам так хорошо, приятно, тепло и спокойно.Здесь всё становится волшебным и наши руки стали волшебными и превратились в ветви дерева, капли дождя, в птичьи крылья,и мы оказались с вами в сказочном лесу (музыка).

2 СЛАЙД Воспитатель: – Вот мы и в сказочном лесу! А кто помнит, что пропало у сказочных героев?

Дети (предполагаемый ответ): – У сказочных героев пропал компас.

Воспитатель: – А для чего нужен компас?

Дети (предполагаемый ответ): – Чтобы определять направление сторон света: север, юг, запад, восток. Чтобы не заблудиться в лесу и найти дорогу домой.

Воспитатель: Смотрите ребята, на пеньке лежит письмо от лешего.

Письмо:  Вы стоите на опушке сказочного леса. Только беда у меня. Заблудился, не могу дорогу в свою сказку найти.Помогите. Ваш Леший.

Воспитатель: – Ребята, в сказке всё волшебное и у меня есть волшебный клубочек,его нам помочь:

Нам клубочек подскажи,

 Путь дорогу укажи.

 Где волшебный компас искать?

Клубочек катится на полянку, где растут два дерева.

3 СЛАЙД Воспитатель: – Давайте здесь поищем. (Дети ищут.) Нигде нет компаса. Но не забывайте, что в волшебном лесу он мог превратиться и в дерево и в камень. Давайте внимательнее посмотрим. Может быть, на этой полянке что-нибудь поможет нам определить стороны света?

Дети (предполагаемый ответ): – Деревья тоже могут показывать стороны света: где ветки длинные – там юг, а на северной стороне чаще растёт мох и лишайник. Под деревом спрятался муравейник, по нему тоже можно определить направление – на южной стороне он более пологий.

Дети (предполагаемый ответ): По веткам можно определить стороны света только у одиноко стоящего дерева. А лишайник растёт только там, где чистый воздух.

Воспитатель: – А давайте попробуем другой компас поискать, а клубочек нам поможет:

Нам клубочек подскажи,

 Путь дорогу укажи.

 Где волшебный компас искать?

Звучит космическая музыка. Клубочек приводит детей к фланелеграфу с изображением звёздного неба. Звёзды закрыты тучами.

4 СЛАЙД  Воспитатель: – Клубочек привёл нас к звёздному небу. Наверно, мы должны поискать компас среди звёзд. Но небо закрыто тучами, что делать?

5 СЛАЙД  Воспитатель: – Дети, а вы узнали, что за созвездия появились на небе?

Дети (предполагаемый ответ): – Это созвездия Большой и Малой Медведицы.

Воспитатель: – А как вы это определили?

Дети (предполагаемый ответ): – Эти созвездия похожи на две перевёрнутые кастрюли или на два ковша. В созвездии Большой Медведицы можно найти две звезды: Мицар и Алькор. О них есть очень красивая легенда, а с помощью Алькора в старину проверяли остроту зрения. В хвосте Малой Медведицы есть очень яркая звезда – Полярная. С её помощью мореходы и путешественники находили дорогу.

Воспитатель: – Вот мы и нашли звёздный компас. Действительно, по Полярной звезде можно определить направление сторон света, но как это сделать?

Дети (предполагаемый ответ): – Полярная звезда всегда показывает направление на Север.

Воспитатель: – Звёзды на небе становятся не такими ярким, значит близок рассвет, а клубочек зовёт нас дальше... Мне кажется, что мы попали в гости к ещё одной звезде, самой близкой к нам, самой родной. Догадались, что это за звезда?

Дети (предполагаемый ответ): – Эта звезда называется Солнце.

6 СЛАЙД Воспитатель: – Правильно. Посмотрите, солнышко только просыпается, протирает глазки, расправляет свои лучики.  Но мы отвлеклись. Нам надо найти компас. Как Солнышко может помочь определить направление сторон света?

Дети (предполагаемый ответ): – Утром Солнце встаёт на Востоке, а вечером заходит за горизонт на Западе.

7 СЛАЙД   Воспитатель: – Мы рады, что помогли лешему, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Мы научимся делать компас сами, чтобы ты и все сказочные герои не зависели от капризов погоды и экологии.

8 СЛАЙД  Психолог: - Ребята, а кто же нам поможет выйти из леса, посмотрите внимательно перед нами необычная тропинка, давайте попробуем по ней вернуться в наш детский сад. Игра «Продолжи ряд».

Воспитатель: - Вот мы с вами и вернулись.

Используя глобус с выделенными полюсами и модель компаса, воспитатель напоминает детям, как действует настоящий компас: “Земля – большой магнит, а в компасе тоже есть магнит. Только он маленький, лёгкий – в виде тонкой стрелочки, которая может свободно вращаться. К Северному полюсу Земли притянется южный полюс магнитной стрелки и наоборот. Теперь стрелочка будет показывать направление Север – Юг”.

Воспитатель: – У нас нет магнитной стрелочки, но её может заменить кусочек обычной скрепки. Но скрепка не магнит. Кто подскажет, как можно превратить её в магнит?

Дети (предполагаемый ответ): – Если скрепка полежит на магните, то тоже намагнитится.

Воспитатель: – А чтобы она могла свободно поворачиваться, мы используем блюдца с водой и кусочек плотной бумаги. Бумагу, как кораблик пустим в воду, а сверху аккуратно опустим стрелочку – скрепочку.

(Дети выполняют опыт одновременно с воспитателем.)

Посмотрите, как повернулась ваша стрелочка? Сравните ваши результаты. А теперь сравните результаты с показаниями настоящего компаса. Они совпадают?

Дети (предполагаемый ответ): – Да, показания компаса совпадают с направлением намагниченной стрелочки самодельного компаса.

Воспитатель: – Вот мы и познакомились ещё с одним способом определения сторон света.

Психолог: - Ребята, Леший оставил нам не только письмо, но и дарит нам подарки  - шарики и попросил выполнить последнее его пожелание. Он очень хочет узнать, понравилось ли вам сегодняшнее путешествие. Возьмите шарики и покажите своё настроение на шариках, скажите, что было самым интересным в нашем путешествии? Чем запомнилось путешествие?

Очень хорошо. Я вижу, вы получили положительные эмоции. Мне очень радостно, когда  вижу вас весёлыми, с хорошим настроением.

Ребята а как вы думаете, какое настроение у наших гостей? Как вы об этом догадались?  Давайте зарядим гостей хорошим настроением и подарим частичку нашего тепла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

Развитие естественно-научных представлений через детское экспериментирование

Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы деятельности детской жизни, поэтому в своей работе с детьми, учитывая возрастные особенности, надо стараться воспитывать у дошкольников жажду зна...

Собственная методическая разработка.Перспективное планирование образовательной работы по теме: «Развитие естественно – научных представлений детей старшего дошкольного возраста через поисковую деятельность»

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится  к познавательному развитию.Известно, что ребенок усваивает ...

«Роль исследовательской деятельности в развитии естественно-научной грамотности и экологической культуры обучающихся: вопросы организации и оценки»

Формирование элементарных естественно-научных представлений является одним из составляющих компонентов функциональной грамотности ребенка. Сюда относится экологическое воспитание, формирование предста...

Дополнительная образовательная программа "Проведение занятий по развитию естественно-научных представлений у детей: "Наураша в стране Наурландии"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Северяночка»   ПРОГРАММАдополнительной платной образовательной услуги«Проведение заняти...