Кризис 3 лет
статья на тему

Филинова Юлия Николаевна

кризис 3 лет – это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я».

Во время кризиса 3 лет маленький забавный малыш вдруг превращается в неуправляемого, строптивого, упрямого, деспотичного ребенка.

Кризис 3 лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кризис 3 лет.

Л. С. Выготский говорит о кризисе 3 лет: «Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношений с окружающими».

Как считал Д. Б. Эльконин, кризис 3 лет – это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я».

Во время кризиса 3 лет маленький забавный малыш вдруг превращается в неуправляемого, строптивого, упрямого, деспотичного ребенка.

Кризис 3 лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым.

К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

Симптомы «плохого» поведения

Описание симптома по Л. С. Выготскому (2000)

Негативизм

«…ребенок не делает чего-нибудь именно потому, что его об этом просят».

Упрямство

Ребенок «настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он потребовал».

Строптивость

Ребенок проявляет недовольство независимо от того, доволен ли он на самом деле.

Своеволие

«Ребенок хочет все делать сам».

Протест-бунт

«…ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

Обесценивание

Ребенок начинает ругаться, отказывается от игрушек и др., предметов, которыми он пользовался раньше.

Деспотизм или ревность

«Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими» в отношении со взрослыми, в отношении с младшими или старшими братьями или сестрами.

Что скрыто за феноменом «Я-сам»? Д. Б. Эльконин предполагает, что у ребенка возникают и приобретают собственную динамику развития какие-то желания. В младенчестве ребенок ведет себя так, как будто он хочет того, чего хочет взрослый. В раннем возрасте ребенок уже гораздо чаще хочет сам, но, по словам Руссо, в этом возрасте хотеть он должен то, что хочет взрослый. К концу раннего возраста желания ребенка становятся обобщенными и проявление кризиса тем сильнее, чем с более обобщенными желаниями он связан.

Кризис 3 лет будет протекать остро в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать изменений происходящих в ребенке, если родитель стремится сохранить прежний характер взаимоотношений в семье, который ребенок уже перерос.

Общение с ребенком в период кризиса – особое искусство. Если взрослый переходит на партнерское общение, предоставляет самостоятельность в разумных пределах, а главное понимает, помогает и принимает таким, какой он есть, в этом случае трудностей может и не возникнуть.

Из новообразований кризиса 3 лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослых – ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать как они. Тенденция жить общей жизнью со взрослыми проходит через все детство: ребенок отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения, подчеркивал Д. Б. Эльконин.

Психолог Л. А. Булдакова описала кризис 3 лет так:

Я негативен и упрям

Строптив и своеволен

Средою социальной Я

Ужасно не доволен.

Вы не даете мне шагнуть

Всегда помочь готовы

О, Боже! Как же тяжелы

Сердечные оковы.

Система «Я» кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я – самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

Современные взгляды обращаются к проблеме тенденции родителей обучению детей чтению, письму и счету, раннее развитие ни в коей мере не тождественно раннему обучению этих аспектов, оно не должно сводиться к стремлению напичкать малыша разнообразной и бессмысленной для него информацией. Речь идет о развитии, в первую очередь, умение рассуждать, оценивать, воспринимать, то есть о развитии психических процессов и личностных качеств ребенка в естественных условиях. Для этого не нужны никакие специальные программы: важно то, как ведут себя родители, что они делают, как общаются с ребенком. Задача родителя обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждой из 5 чувств: знакомясь с миром, он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус и запах.

Также современные взгляды обращаются к одной из главных задач педагога, работающего с маленькими детьми, - предупреждение нарушений умственного развития, а решающую роль здесь играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы.

Предлагают игру «Четвертый лишний» - в основу предлагаемой системы упражнений-заданий положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитии ребенка.

Выделено 8 основных этапов работы:

1. Упражнения на совершенствование слухового восприятия.

2. Упражнения на различие предметов по форме.

3. Упражнения на классификацию предметов.

4. Упражнения на различение предметов по величине.

5. Упражнения на различение предметов по цвету.

6. Упражнения на различие поз, различие эмоциональных состояний.

7. Упражнения на усвоение обобщенных понятий.

8. Загадки.

В процессе планомерно проводимых дидактических игр дети, как показало исследование, успешно овладевают новыми для них знаниями, повышается общий уровень их интеллектуального развития и способность в дальнейшем воспринимать обучающее воздействие.

Дидактическая игра «Четвертый лишний» может проводиться на заключительном этапе в работе по усвоению детьми раннего возраста знаний в области сенсорных эталонов, в социальном развитии, и в общем представлении об окружающем мире.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3.    СОД...

От кризиса до кризиса

 Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....