Образовательный проект "Весёлые ложкари"
проект по теме

Чувьюрова Татьяна Алексеевна

Проект о приобщении детей к истокам народной культуры через игру на ложках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_igra_na_lozhkah.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №86 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

                     Образовательный проект

                «ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

                                               

                                                         

                                                             

                                                           Автор – составитель:

                                                                                    Музыкальный руководитель

                                                                                    МАДОУ «Детский сад №86»

                                                                                                        Чувьюрова Т.А.

г.Сыктывкр,  2014г.

Область интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно эстетическое развитие, речевое развитие.

Тип проекта: продуктивный, подгрупповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май).

Участники проекта: воспитанники старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Ресурсы проекта: музыкальный центр, ноутбук, принтер, диски с записью инструментов народного оркестра, фотографии  и иллюстрации с изображением народных инструментов, видео фильмы с записями игры на

ложках, деревянные ложки.

Актуальность проекта: Проблема построения модели образовательного проекта на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации.

Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть   на    народных    инструментах    и     стремление    более полно развивать у детей  уже  имеющиеся  музыкальные  способности,  побудил меня организовать  в  детском саду кружок  русских  народных  инструментов «Ложкари».

Цель: приобщение детей  к истокам народной культуры, через игру на ложках.

Задачи:

  • Активизировать интерес детей к народной музыке и уважение к истории русского народа.
  • Расширять и обогащать знания детей о быте, костюмах, традициях, праздниках русского народа.
  • Закреплять знания детей о народных музыкальных и шумовых инструментах.
  • Формировать необходимые умения и навыки игры на ложках для дальнейшего усовершенствования.
  • Учить детей воспроизводить точно метрическую пульсацию в игре на ложках.
  • Развивать умение играть в ансамбле.
  • Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.

Формы реализации проекта:

  • Работа с познавательной литературой.
  • Слушание музыки в режиме дня.
  • Интегрированные занятия с использованием всех видов музыкальной деятельности.
  • Продуктивная деятельность.
  • Просмотр видеофильмов игры на ложках.
  • Посещение филармонии с экскурсией на концерт ансамбля «Асъя кыя».
  • Самостоятельное музицирование детей в группе.
  • Праздники и развлечения с участием ансамбля ложкарей.
  • Поисковая деятельность совместно с родителями.
  • Родительское собрание.

Продукты деятельности: Творческое партфолио с иллюстрациями музыкальных инструментов, с загадками, стихами об  инструментах; с историей возникновения ложек. Творческое партфолио с коллекцией пальчиковых, дидактических игр на развитие слуха и ритма. Знания и умения детей в области игры на ложках, в области звучания и характерных особенностей народных музыкальных инструментов. Творческие работы детей с изображением  народных музыкальных инструментов. С/Д диски с записями народного оркестра и с записями отдельных народных музыкальных инструментов. Видеотека с записями игры на ложках.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети:

  • Знают историю происхождения народных музыкальных инструментов,
  • Дети проявляют интерес к прослушиванию народной музыки.
  • Умеют передавать заданный ритм.
  • Владеют простейшими приемами игры на ложках.
  • Своевременно начинают и заканчивают свою партию в ансамбле.
  • Проявляют творческую инициативу.
  • Активные участники на праздниках и развлечениях.

Родители:

  • Активные и заинтересованные участники педагогического процесса.
  • Проявляют интерес к поиску аудиозаписей и видеозаписей с        

          звучанием народной музыки.

  • Посещают филармонию, фестивали детского творчества, праздники в детском саду.

Педагоги:

  • Увлечённые и заинтересованные участники проекта.
  • Накопители материала для музыкального центра в группе: творческое партфолио с иллюстрациями музыкальных инструментов, с загадками, стихами об  инструментах, с историей возникновения ложек; творческое партфолио с коллекцией пальчиковых, дидактических игр на развитие слуха и ритма; С/Д диски с записями ансамбля ложкарей; оснащение музыкального центра детскими музыкальными шумовыми инструментами.

Этапы реализации проекта:

1 этап - формирующий, подготовительный этап реализации проекта (сентябрь)

2 этап - технологический, основной этап реализации проекта (октябрь-апрель)

3 этап – итоговый этап реализации проекта (май)

                      Формирующий этап реализации проекта

сентябрь

    С педагогами

       С детьми

С родителями

1.Составление перспективного плана мероприятий.

2.Подбор репертуара для детей.

3.Отражение целей и задач проекта.

4.Изучение теоретической, методической литературы по данному направлению.

5.Подготовка видео и аудио записей, пальчиковых, дидактических игр.

1.Мониторинг знаний, умений, навыков в области народной культуры и в области приёмов игры на ложках.

1.Анкетирование, беседы.

2.Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению.

                   Технологический этап реализации проекта  

Месяц

    С педагогами

        С детьми

С родителями

октябрь

1.Семинар- практикум на тему: «Развитие музыкальных способностей детей при обучении игре на ложках».

1.Знакомство с инструментами народного оркестра.

2.Беседа о народных промыслах (хохломские ложки, филимоновские игрушки, дымковские игрушки).

3.Подготовка кисти руки игре на ложках.

4.Игры в стихах: «Тигрёнок», «Барабан»

1.Родительское собрание на тему: «Народная музыка – как средство всестороннего развития ребенка».

ноябрь

1.Закрепление знаний детей о хохломской, филимоновской, дымковской игрушках.

2.Выставка детского рисунка: «Моя хохломская ложка».

1.Беседа о быте русского народа: «Экскурсия в комнату русского быта (горенку).

2.Игры в стихах: «Барабанщик», «Зайчик (на ритм).

3.Пальчиковые игры: «Встали пальчики», «Пальчики здороваются», «На работу».

4.Техника игры: «Барыня», «Как на тоненький ледок»

[С/Д обр. Рытова].

1.Работа с познавательной литературой.

2.Семинар-практикум на тему: «Сделай своими руками

(шумелки, шуршунчики,

Шумовые волшебные барабаны)».

декабрь

1 Подбор иллюстраций, вырезок из журналов и фотографий с изображением инструментов народного оркестра.

1.Слушание музыки:

«Во лугах» (Дуэт двух жалеек), «Подай балалайку».

2.Творчество: придумай ритм,

повтори ритм.

3.Дополнение в копилку приемов игры на ложках.

4. Танец с игрой на ложках на новогоднем утреннике: «Гномы с ложками».

1.Организация родителей на поиск с детьми стихов

 и загадок о народных инструментах.

январь

1.Подготовка с детьми и выставка детских рисунков: «Мой любимый шумовой инструмент».

2. Организация народных посиделок с чаепитием (угощения готовят родители.

1.Тематическое

занятие:

«Русский самовар и чаепитие на Руси».1.Знакомство с муз. инструментами  звучанием одной высоты (колокольчики,

свирели, дудки, свистульки, рожок).

Слушание муз. произ-й в обр. Рытова.

2.Пальчиковые игры, логоритмы на развитие чувства ритма: «Разыгра», «Скачите пальчики»,
Семья могучая» (журнал «Муз.Палитра 2002г -№2, №3.»

3.Знакомство с паузой.

4. Целостное исполнение на муз.инструментах под музыку «Яблочко» р.н.м.

1.Поиск иллюстраций с

изображением

группы шумовых инструментов народного оркестра.

2. Совместное приготовление родителями и детьми блюд для народных посиделок

февраль

1. Организация выставки шумовых муз.инстр-тов, сделанных руками родителей и детей.

1.Проведение с детьми музыкальной викторины.

2. Слушать звучание полного состава народного оркестра

(С/Д нар. муз).

3.Игры в стишках:

«Где же ручка?»,

«Два кольца»,

«Вьюги».

4.Творческое задание:

придумать ритмич. рисунок,

используя синкопу и пунктир

5. Целостное исполнение: «Светит месяц».

 2.Изготовление шумовых музыкальных инструментов совместно с детьми своими руками.

март

1.Пополнение фонотеки со звучанием народных инструментов.

2.Прослушивание музыки в режиме дня.

1.Музыкально-дидактическая игра:

«Узнай инструмент по звучанию».

2.Творческая игра:

«Испорченный телефон».

3.Пальчиковые игры:

«Тук-ток», «Соседи»,

«Пальчик-мальчик»

Муз. Железновой.

4.Творчество: Сочини импровизированный ответ в заданном ритме и темпе.

5.Участие с ансамблем Ложкарей на коми фестивале детского творчества «Ошка мошка»

1.Организация помощи в пошиве костюмов, в изготовлении атрибутов для участия ансамбля Ложкарей  в коми фестивале детского творчества «Ошка мошка».

апрель

1.Повторение знаний детей о народных инструментах.

2.Подготовка с детьми

к музыкальной викторине.

3.Подготовка с детьми к праздничному концерту.

1.Упражняться в четкой, ритмичной

ансамблевой игре.

2.Подготовка с детьми номеров для праздничного концерта с использованием народной музыки.

1.Подготовка семей к мини выступлениям на праздничном концерте с использованием шумовых инструментов, сделанных своими руками

                               Итоговый этап реализации проекта.

  май

     С педагогами

         С детьми

С родителями

1.Обобщение проекта по реализации проекта на уровне детского сада.

2.Выставление в музыкальный уголок группы, всего накопительного материала.

3.Посещение филармонии с экскурсией к оркестру «Асъя Кыа».  

1.Проведение праздничного концерта с использованием народной музыки (народных танцев, игры на нар.ин-тах, нар.песен, народных игр).

2.Выставка творческого портфолио: стихов загадок, пальчиковых игр, иллюстрация с изображением инструментов, аудиозаписи народной музыки для игры на ложках.

3.Выставка рисунков:

«Мой любимый инструмент».

1.Участие на праздничном концерте с использованием нар.музыки.

2.Совместное посещение

филармонии с детьми и педагогами.

3.Показ презентации на родительском собрании.

                                         Методы и приемы.

  • Наглядный метод: показ иллюстраций и фотографий с изображением инструментов народного оркестра, показ видео фильмов со звучанием ансамбля ложкарей, просмотр настоящих народных инструментов, экскурсия в филармонию к ансамблю «Асъя кыа»
  • Словесный метод: беседа об инструментах, рассказ о хохломской ложке о быте русского народа, о русском самоваре, о русском костюме, о народных приметах, о народных песнях, полилог с детьми и с родителями, диалог с детьми и с воспитателями.
  • Игровой метод: музыкально-дидактические игры, творческие игры, пальчиковые игры, хороводные игры.
  • Практический метод: эксперимент,  наблюдение, исследование, решение проблемных ситуаций.

                    Список используемой литературы. 

1.Костина Э.П. Учебно-методическое пособие к программе «Камертон».

Часть 2.Дошкольный возраст. Выпуск 2. Игры на детских музыкальных инструментах. – Н, Новгород: Талам, 2005г.

2.Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» Москва: Гуман изд.центр ВЛАДОС 2001г.

3.Кононова Н.Г.  «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Москва 1990г.

4.Бублей С. «Детский оркестр». Москва 1989г.

5.Бороздинов Н. «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментов» . Москва 1991г.

6.Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа».1987г.

7.Князева О.Л, Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».2000г.

8.Мельников «Русский детский фольклор» 1987г.

9.Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты музыкально – педагогической концепции Карла Орфа. 1997г.

10.Бычков И.В. «Музыкальные инструменты».2000г.

11.Комарова Т.С, Савенков А.И. «Коллективное творчество детей»,1998г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №86 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.

   

  МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА.

                                                                    Автор составитель:

                                                                             Музыкальный руководитель  

                                                                             МАДОУ «Детский сад № 86»

                                                                                                    Чувьюрова Т.А.          

                               

                            Сыктывкар 2014г.

Ведущая:        Волшебство с улыбкой дружит,

                          Волшебству улыбка служит,

                          Без смычка не может скрипка,

                          Как без музыки улыбка!

Приглашаю вас на музыкальную викторину.

Выбирают две команды и жюри.

1.Назови по два инструмента состава народного оркестра.

  • Балалайка.
  • Домра.
  • Баян
  • флейта

2.Узнай музыкальное произведение в оркестровом исполнении.

                                  «Во поле береза стояла».

                                  «Во саду ли в огороде».

3. Повтори заданный ритм педагогом (задание для капитанов).

4.Загадки про инструменты для каждой команды:

               Шумит,  трещит

               Всех гостей веселит  (трещотка).

                               

                                  Играет, лелеет

                                  Поет, жалеет.( жалейка)

           

                Первый на шее козленка звенит,

                Звонко второй нам в оркестре звучит. (колокольчик).

                               

                                   У нее есть три струны,

                                   Их рукой щипать должны,

                                   Можно под нее плясать,

                                   И по- русски приседать. (балалайка)

5.Какой музыкальный инструмент назван в честь певца – сказителя.

                                                             (Боян, баян)

6. Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать.

                                                                     (Ложки)

7.Ящик на коленях пляшет, то поет, то громко плачет.

                                                                                  (Гармошка)

8.Какая геометрическая фигура стала инструментом?

                                                             (треугольник)

9. Узнай на слух инструмент.

  • Баян
  • Балалайка
  • Ложки
  • Бубенцы

 10. Простучи ритм в стихах (интересные, разнообразные ритмические рисунки).

                       Мне купили барабан – Бам, Бам, Бам.

                       Я на нем играю сам Бам, Бам, Бам.

                                    Эй, не стойте слишком близко:

                                     Я тигренок, а не киска.

                        Зайчик, ты зайчик,

                         Коротенькие ножки.

                                       Я шла, шла, шла.

                                       Две дорожки нашла,

                                       Золотые два кольца ,

                                       Бери, девица, молодца.

 11. Командная игра: дидактическая игра: «ЭХО» -по очереди каждая  

        команда повторяет заданный ритм.                                        

12.Творческое задание на импровизацию ритма (чья команда больше и  

   разнообразнее сочинит ритм).

  Ведущая: жюри подводит итоги, дети под веселую музыку покидают зал.

                   

Приемы игры на двух ложках.

                                         ложки правой руке

1. Ударяют одной ложкой о другую.

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает  цоканье копыт.

2. «Маятник» - скользящие удары ложки о ложку.

3. «Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу. На счет 1,2,3,4, ударяют ложками по колену. Затем этот прием усложняется.

4. «Тремоло» - ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют быстрые удары.

5. «Плечики» - ударяют ложками по ладони левой руки и по левому плечу или по левому плечу соседа.

6. «Коленочки» - ударяют – ладони левой руки и по правому колено (можно колено – рука)или на два удар по колено соседа справа.

7. «Качели» - ударяют по правому колено и приподнятой левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, тоже вправо.

8. «Дуга» на счет 1 – удар ложками по колено, на 2 – удар по локтю левой руки.

9. «Глиссандо» - по коленям. Выполняют скользящие удары по коленям.

10. «Линеечка» - ударяют по ладони левой руки, по левому колено, по пяткам и полу.

11. «Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и рисуя круг.

12. «Круг» - удары по левой руке, по левому плечу, по правому плечу, по правому колено.

14. «Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, по плечам; по ладони и колено, левому и правому колено, левому и правому плечо.

15. Удары по левому колено, по правому колено и два удара по руке.

16. Удар ложками по локтю левой руки на два удар по коленкам правой ноги.

17. Два удара под правым ухом, два удара под левым ухом, на три, четыре  

      два удара по руке.  

18. Удары по руке с разнообразным ритмическим рисунком.

Приемы игры на ложках сидя на стульчиках:

                                           ложки правой руке.

1.  На раз удар по правому колено, на два удар по руке.

2.  Поворот налево (боком к зрителям), удар по правому плечу впереди  

    сидящего, на два удар по руке и т.д.

3.  Левую ногу положить на правое колено пятками, на раз удар по пяткам      

     левой ноги, на два удар по голеностопу, на три удар по колено, четыре    

     удар по руке.

4.  «Тремоло» по колено левой ноги.

5.  Повернуться друг другу лицом, ложки в обеих руках. Стучат ложками    

     друг другу.

6.  Скользящие удары ложка об ложку.

7.  Два удара вправо ложка об ложку и два удара влево.

8.  Использование приемов игры с разнообразными ритмическими    

     рисунками.

9.  Удар по локтю левой руки , на два удар по колени правой ноги.

10.Удар по левой руки ладошке, на два – по колено левой ноги, на три  - по  

      колено правой ноги, на четыре – по колени левой ноги соседа.

11.

           

          Знакомство с народными промыслами.

                                     «Золотая Хохлома»

                                                 Весь народ свела с ума!

                                                  Яркая, лучистая, узоры золотистые!

                                                  Резные ложки и ковши                  

                                                  Ты разгляди-ка, не спеши.

                                                  Там травка вьется и цветы

                                                  Растут не здешней красоты.

                                                  Блестят они как золотые,

                                                  А может солнцем залитые?

      Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют просто «ХОХЛОМА».

      Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

В народе рассказывают о чудо -  мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготавливать посуду. Один раз прилетела к нему жар – птица, мужик накормил её крошками. Птица захотело отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую деревянную посуду и посуда вмиг превратилась в «золотую». Узнали об этом в Москве, и послал царь к мастеру царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал секрет  «Золотой посуды», а сам исчез…И стали другие мастера изготавливать «золотую посуду».

                                 

                                                ЛОЖКИ

   Простейший русский народный инструмент, который изначально был предметом домашнего быта. Веками усовершенствовалась форма деревянных ложек. Часто их украшали традиционной росписью, орнаментом. Ложки изготавливают главным образом из бересты, осины, ольхи, липы. Вырезать их лучше из сырой древесины. Процесс изготовления ложек можно разделить на следующие этапы:

  1. Обтеска и обработка баклуши (деревянной заготовки), которой придается форма лопаточки, обрубленной более круто со стороны черпака и более полого – к черенку.
  2. Тесление – вырубка теслом выемки у обработанной снаружи ложки.
  3. Скобление – снятие тонкой стружки.
  4. Сушка и шлифование.
  5. Отделка.

     Ложки украшают резьбой – геометрической или плоскорельефной (хотьковские), росписью (хохломские) выжиганием (вятские) с последующим покрытием лаком и закалкой.

     Использование различных приемов игры на ложках расширяет музыкальные возможности инструмента, мир его звуковых красок. Если требуется дополнительный тембровый колорит и внешний эффект – применяют ложки с бубенцами, которые закрепляются на черенке. Широко используются  в исполнительской практике также  ложки – веера: ложки закреплены на деревянном бруске и по форме напоминают веер. Встреча с этим колористически ярким инструментом всегда приносит детям радость.

   Как правильно выбрать ложки? Они должны обладать следующими качествами: прочностью, ярким звучанием; для игры более удобны ложки с прямыми черенками округлой формы.

1.Хохлома да хохлома                              2. Я все небо разрисую

  Разукрашу все дома                                    Разрисую хохломой.

  А потом всю улицу,                                    Пусть все летчики летают

  Петуха и курицу.                                         Под такою красотой.

      3.Я вчера такое видел                                4. Бабка деда до обеда

         Не расскажешь никому                              Заставляла рисовать

         Сидит заяц на березе                                  Ведь красивую посуду

         И рисует хохлому.                                      Щи приятно наливать.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №86 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.

                                 Семинар - практикум для педагогов:

«Развитие музыкальных способностей

у детей посредством игры на ложках.

                                                                Автор -  составитель

                                                                            Музыкальный руководитель

                                                                   МАДОУ «Детский сад №86»

                                                                                         Чувьюрова Т.А.

                                        г. Сыктывкар  2014г. 

Одна из форм работы с детьми, является игра в ансамбле. Она помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия , выработке исполнительских навыков, прививает любовь к музыке, стимулирует творческую инициативу. А также сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение, помогает преодолеть неуверенность, робость. Наш ансамбль называется «Постучалочки», т.к. ведущим инструментом являются ложки. Создание такого ансамбля – дело очень трудное и трудоемкое  - это многосторонний процесс. Система специальных занятий и упражнений имеет дидактическую и воспитательную направленность, учитывает индивидуальные способности каждого ребенка.

1.Знакомство с инструментом, его особенности и исполнительскими  

   возможностями.

2.Постановка руки, корпуса.

3.Освоение приемов игры.

На этом этапе уделяю большое внимание координированным, совместным действиям людей. Провожу музыкально –дидактические игры и упражнения: «Эхо», «Сыграй как я», «Оркестр», «Матрешка» и др.

Творческие задания: простучи свой ритм на заданную мелодию, придумай ритм марша, придумай гудок паровоза и т.д.

 (Предложить участникам семинара выполнить несколько заданий).

Далее участники семинара знакомятся с основными приемами игры:

«Здравствуйте» - удары по ладошке, по плечикам, по коленочкам, по полу, по локтю, по стульчикам, по ладошке.

«Маятник» - скользящие удары ложкой о ложку.

«Тремоло» - быстрые удары между ладонью левой руки коленом.

«Тройка» - рука – колено - рука, левое колено –правое колено – колено        

                   соседа левое.

«Круг» - ладошка , левое плечо, правое плечо, правое колено.

Перечисленные приемы можно варьировать и использовать в любом последовательности.

4.Развитие исполнительского мастерства. Работа над художественным, эмоциональным исполнением музыкального произведения.

Необходимо, чтобы все участники научились играть в ансамбле, ритмично, слаженно.

Давайте и мы попробуем исполнить некоторые приемы игры в произведениях: «Во саду ли в огороде», «А я по лугу».

Постепенно, чтобы придать ансамблю ложкарей более насыщенную тембровую окраску и колорит, можно добавить народные ритмические инструменты – трещотки, колокольчики, шумелки и т. д.

Дети очень любят играть на таких инструментах. Во впервых- они не обычны, во вторых- они изготавливаются в детском саду или дома с родителями, в третьих- дети приносят атрибуты для изготовления инструментов- самоделок. Инструменты – самоделки помогаю поддерживать интерес к занятиям в ансамбле. Мы сочиняем музыкальные сказки: «Зимний лес», «Кто сидит под кустом» или озвучиваем стихи и песенки.Также игру на ложках сочетаем с танцевальными движениями.

Игра в ансамбле на ложках  - активизирует их внимание, память, развивает творческое воображение, дети становятся духовно богаче.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №86

                                  общеразвивающего вида» г.Сыктывкара

  Народная музыка – как средство    

  всестороннего развития ребенка.

          (выступление на родительском собрание)

                                                               Автор – составитель:

                                                               Музыкальный руководитель

                                                               МАДОУ «Детский сад №86»

                                                                                      Чувьюрова Т.А.

                                                       

                                                     г. Сыктывкар

     Сейчас в России остро встают проблемы нравственности морали трудового воспитания. Что-то было упущено педагогикой 5-10 лет назад, если средства массовой информации пестрят неуважительном отношении к памятникам старины и засорении русского языка иностранными словами. Если мы забыли, что можно встречать гостей душистым  чаем и дарить ромашки. Если, усевшись рядышком, не можем спеть ни одной русской песни от начала до конца. Бесконечное «если». . .Что-то изменилось в русском человеке? Конечно, изменилось, забылось в каждодневной суете.

    Что может нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений,  в котором мужчина – «Орел», «Сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее – «Павушки», «Лебедушки»,скромной, грациозной и трудолюбивой. Думаю, серьезную помощь здесь может оказать обращение к народной музыке. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из этого чистого родника, он познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций.

     Народная музыка дает прекрасные образы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.

      Музыкальное творчество обычно отождествляется в нашем сознании с деятельностью композитора. При этом забывают, что истоки, корни всей музыки, в том числе и профессиональной, лежат в народном искусстве.

Нам неведомы авторы народных мелодий, которые по сей день, пленяют нас. В самом деле, кем и когда были сочинены, например, русская песня «Во поле береза стояла», и другие яркие мелодии, без которых нельзя представить мировую культуру. Можно лишь, не боясь ошибиться, предположить, что их авторы – выходцы из народа, не получившие музыкального образования, но наделенные от природы щедрым музыкальным даром. Русская народная музыка – звучащий голос нашей Родины. Глубоко выразительны мелодии русских песен, это семейно – бытовые и обрядовые песни, хоровые, вечорочные, плясовые песни, трудовые попевки, календарные земледельческие, исторические, эпические песни и сказки. Но главное все – таки в душевном богатстве и глубинности чувств песни у русского народа, чьи раздумья о жизни могли вызвать напевы столь убедительной внутренней силы, столь сдержанно раскрываемой энергии, отмечал в своей книге «О народной музыке» этномузыковед Б.В.Афанасьев.

Собрание детского фольклора началось позднее, первые ее записи появились в печати 30-40гг.19 века, но это были единственные тексты детских песен. Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. В своей книге Г.Науменко: «Русское народное детское музыкальное творчество» отмечает, если понаблюдать за бытованием традиционного  фольклора в детской среде, то можно заметить, что обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру, дети, как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички(звать, просить, приглашать, обращаться). Поются дразнилки и многие считалки, напевное интонирование помогает чище и скорее проговаривать сложные скороговорки. Исполняются нараспев многие приговорки (припевать, напевать) птицам и животным, поет колобок, поет козлятам коза и волк, поет лиса и т.д. Мир музыкальных звуков окружает ребенка с момента его рождения ( колыбельные песни) и на протяжении всего периода взросления. О.П.Радынова отмечает: через наиболее ближний ребенку жанр колыбельной раскрыть перед ним красоту музыки – народной и классической. В детском фольклоре есть такие распространенные жанры, как колядки, веснянки, некоторые детские колядарные песни хранятся в памяти детей независимо от определенных обрядов и праздников. Народная музыка окружает с раннего детства.

Воспитание средствами искусства является важной частью общей системы эстетического воспитания. Отражая не только эмоциональную жизнь человека, но и широкий круг идей, искусство  в большей степени способствует всестороннему развитию личности.

     «Людям нужны все виды музыки: от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра» - Д.Д.Шостакович.

      В детском саду дети с раннего возраста знакомятся с различными жанрами музыки и в первую очередь, народным. Они поют, танцуют, читают стихи. Детский сад и школа – особое воспитательное учреждение и в воспитательной системе этих учреждений истоки любви к национальному наследию наших предков возрождаются. И задача всех воспитательных учреждений вернуть детей к фольклору, народному искусству. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбрать наиболее яркие его образы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании, при игре на музыкальных инструментах  и ритмической деятельности ребят в детском саду, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Ансамбль ложкарей "Ах ты береза"

Описание движений для ансамбля ложкарей "Ах ты береза"....

Программа дополнительного образования. Кружок "Веселые ложкари"

Программа «Ложкари» предусматривает поэтапное обучение дошкольников игре на ложках и русских народных инструментах и направлена на приобщение детей к истокам русской народной культур...

Загадки об инструментах ансамбля ложкарей

Представляю подбор загадок о музыкальных инструментах для детского ансамбля ложкарей. Среди них есть и авторские....

Конспект организованной образовательной деятельности « В гостях у Семена - ложкаря»

Конспект организованной   образовательной  деятельности  « В гостях  у  Семена -  ложкаря» Старшая группа       ...

Краткосрочная образовательная практика «Веселые ложкари» совместно с педагогами (МАСТЕР-КЛАСС)

Краткосрочная образовательная практика «Веселые ложкари» совместно с педагогами...

Дополнительная образовательная программа "Озорные ложкари"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАКружок «Озорные ложкари»»Направленность: художественно-эстетическаяВозраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 1 год...