Педсовет «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал на тему

Данилова Татьяна Ивановна

В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_no_3.docx45.79 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет № 3 Тема: «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,

мы украдем у наших детей завтра»
                                        Джон Дьюи

Форма проведения: круглый стол 

Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада видеть Вас сегодня на нашем педсовете, который непосредственно посвящен проблемам изучения социально-личностного развития  дошкольников.

    Выбор этой темы обусловлен необходимостью активизации теоретических знаний педагогов по данному вопросу, совершенствования умений применять их в своей педагогической деятельности.

      Итак, мы начинаем!

Цель:

Помочь детям войти в социальный мир, совершенствуя работу по формированию социально-личностных качеств ребенка.

Задачи:

1.Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.

2.Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.

3.Формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.

Повестка:

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета – Данилова Т.И.
  2. Доклад «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» - Данилова Т.И.;
  3. Сообщение из опыта работы:   «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» - воспитатели: Ткаченко С.И., Трубина Т.Н., Анциферова А.С.;
  4. Сообщение из опыта работы:  «Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками» - воспитатели: Готина Н.М., Михеева Г.В.;
  5. Представление опыта работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» - воспитатель Морозова Т.В.;
  6. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи как условие социально-личностного развития детей дошкольного возраста – воспитатели: Куманеева Т.И., Румынина М.В.;
  7. Мозговой штурм – Данилова Т.И.
  8. Аукцион педагогических идей: опыт использования технологий социально-личностного развития в работе с детьми (технология, ННОД) – Суслова Н.А., Купцова Е.М., Романова Т.Е.;
  9. Памятки для педагогов: Игры-тренинги с детьми. Алгоритм ситуации поискового характера– Данилова Т.И.;
  10. Обсуждение проекта решений.

     Разминка

Вам будет представлено пять положений, если вы согласны с ними, выполните требуемые действия. Будьте внимательны!

  1. Если вы считаете, что самое главное в деятельности педагогов любовь к детям, похлопайте в ладоши.
  2. Если вы полагаете, что для воспитания детей полезнее практический опыт, чем теоретические знания, потопайте ногами.
  3. Если вы уверены, что у каждого человека свой стиль общения, дотроньтесь до кончика носа.
  4. Если вы считаете, что взрослые обучаются общению так же, как и дети, кивните головой.
  5. Если вы полагаете, что при общении эмоции не важны, закройте глаза.

Я вижу, что у вас открытые глаза, и все мы понимаем, что эмоции – это один из способов поднятия настроения, снятия напряжения и эмоциональной нагрузки. Вот вы и готовы к работе, у вас хорошее настроение. Я предлагаю вам сегодня вспомнить, систематизировать знания о работе по воспитанию ребенка в мире социальных отношений.

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета – Данилова Т.И.
  1. ноября 2014 г. состоялся  педсовет    «Готовность педагогических работников ДОО к реализации требований ФГОС». Решение: Творческой группе было рекомендовано спланировать мероприятия, направленные на устранение затруднений профессиональной деятельности педагогов ДОО в условиях введения ФГОС (срок до 18.11.14 г.). Данное решение выполнено. Составлен План мероприятий  затруднения профессиональной деятельности педагогов ДОО в условиях введения ФГОС в МБДОУ № 39, назначены ответственные, установлены сроки,  есть некоторые результаты. Прилагается план.
  1. Доклад «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» - Данилова Т.И.

«Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные

на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним,

составляющие неотъемлемую часть его»

                                                                                  В.Гюго

     В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. 

В ФГОС предусматривается:

  • развитие дошкольников по  усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные  ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и  сверстниками;
  • становление  самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального  и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых. 

О необходимости социального воспитания еще говорили великие педагоги и философы прошлого: Сократ и Платон, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, но понимали несколько по-своему: считали, что путь к созиданию основ личности возможен через   беседы о справедливости, правде, чести, долге, красоте, Родине, мужестве, верности и т.д.

Проблемы социально-личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и  государстве.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает:

  • расти число детей, попавших в  трудные жизненные условия;
  •   число разводов и количество неполных семей;
  •  ухудшаются условия содержания детей, встречаются семьи с жестоким обращением с детьми, страдающие алкоголизмом и наркоманией.  

 Статистика свидетельствует: почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. К сожалению, дети, не имеющие положительного опыта семейной жизни, часто повторяют судьбу своих родителей.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном  развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. 

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

  • несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
  •  произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
  • отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.        Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Опыт работы ДОО  показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания,  обеспечить  общее психическое развитие, формировать предпосылки  учебной деятельности и качеств,  необходимых для адаптации к школе и успешного  обучения.

Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества».

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Социализация  продолжается в течение всей жизни человека, но  дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, который по высказываниям Л.С. Выготского рассматривается как “врастание в человеческую культуру”.

В  детском саду  перед педагогами встают задачи:

  1.  Оказывать педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации;
  2. Способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе; уметь управлять поведением детей;
  3. Развивать социальную компетентность дошкольников (познавательные, общекультурные, коммуникативные, ценностно-смысловые, личностные компетенции, необходимые для вхождения в общество);
  4. Повышать правовую грамотность воспитанников; включать  в социально- значимую деятельность.
  5. Учитывать индивидуальные и полоролевые различия;
  6. Изучать семьи и оказывать консультативную помощь родителям, повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально - педагогических проблем ребенка.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями.

Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей.

Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать.

Наша задача – воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.

Отличия ФГТ от ФГОС см. приложение

  1. Сообщение из опыта работы:   «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» - воспитатели: Ткаченко С.И., Трубина Т.Н., Анциферова А.С.;
  2. Сообщение из опыта работы:  «Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками» - воспитатели: Готина Н.М., Михеева Г.В.;
  3. Представление опыта работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» - воспитатель Морозова Т.В.;
  4. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи как условие социально-личностного развития детей дошкольного возраста – воспитатели: Куманеева Т.И., Румынина М.В.;
  5. Мозговой штурм – Данилова Т.И.

Мозговой штурм

  1. Назовите, какие направления входят в образовательную область «социально-коммуникативное развитие»?

(«Социализация», «Безопасность», «Труд»)

  1. Назовите, с какими областями интегрируется  образовательная область «Социализация» и приведите примеры по своей возрастной группе.
  2. Назовите эффективные формы работы,  используемые для решения задач социально-личностного развития детей в ДОУ?

1. НОД
2.Проблемные ситуации
3. Поисково – творческие задания
4. Сюжетно – ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры
5. Познавательные беседы
6. Просмотр видеофильмов
7. Театрализованные постановки
8. Музыкальные досуги, развлечения
9. Интерактивные игры, презентации, выставки, проекты  и др.

  1. Попробуйте изменить форму подачи, чтобы содержание фразы дошло до каждого ребенка. Приведу пример: «Девочки должны носить юбки». А можно сказать так: «В юбках девочки становятся красивыми и привлекательными. Все наши бабушки и прабабушки носили юбки. Это женская одежда. Видя человека в юбке, всегда определишь, что это настоящая женщина».

Попробуйте изменить фразы:
— «Надо быть аккуратной девочкой».
— «Нельзя обижать девочек».

— «Надо слушаться родителей».
— «Надо помогать маме».

5.  Разбор ситуаций:

  • «Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом и т. д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть «в зоопарк». Но, дети, ни в тот, ни в последующие дни «в зоопарк» не играли. Почему?
  • Саша принес в детский сад новую интересную игру, все дети живо интересуются, даст ли Саши поиграть и им в эту игру. Саша отвечает: "А что ты мне дашь?" и не разрешает играть безвозмездно. Ваши действия.
  • Воспитатель на прогулке организовала спортивные соревнования по командам. Команда, в которой была Света, несколько раз проигрывала из-за ее нерасторопности. Капитан команды выразил недовольство: "Не умеешь играть - не играй!" Девочка отошла в сторону, заплакала и после этого случая, несмотря на все уговоры воспитателя, больше не принимала участия в детских играх. Как возобновить желание играть у Светы?
  • Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну". Как должен поступить педагог?
  • Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Как отреагировать в этом случае воспитателю? Как правильно вовлечь девочку в игру?
  1. Аукцион педагогических идей: опыт использования технологий социально-личностного развития в работе с детьми (технология, ННОД); – Суслова Н.А., Купцова Е.М., Романова Т.Е.;
  2. Памятки для педагогов: Игры-тренинги с детьми. Алгоритм ситуации поискового характера– Данилова Т.И.;
  3. Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что…»

Правила игры: по кругу передаётся предмет. Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что… »

Мне понравилось с вами работать, вы проявили свои коммуникативные способности, умение общаться, конструктивно взаимодействовать, представили свой опыт работы по социально-личностному развитию детей. Я очень довольна, что вы используете в работе с детьми нетрадиционные формы и методы.

  1. Обсуждение проекта решений.

Решение педсовета:

1. Совершенствовать работу по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО - педагоги ДОУ, постоянно 

2. В работе с детьми по социально-личностному развитию использовать   игровые технологии – воспитатели,  постоянно.

3. В процессе игровой деятельности предоставлять детям больше самостоятельности, себе отводить роль организатора игры, второстепенного участника или наблюдателя - воспитатели,  постоянно.

4. Ежедневно планировать сюжетно-ролевые игры и еженедельно работу по нравственному воспитанию дошкольников - воспитатели всех групп,  постоянно. 

В заключение хочется призвать вас в каждодневной и часто становившейся рутинной для нас работе следовать актуальным как никогда словам великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...