Преемственность в работе детского сада и школы
статья по теме

Обобщение опыта работы по преемственности работы детского сада и школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Преемственность в работе детского сада и школы»

Автор доклада: Шишебарова Лариса Николаевна, воспитатель филиала «Детский сад №5 Светлячок» МБОУ «Средняя школа №7» г. Няндома

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выровнять" их знания. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность. 

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. 

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.

Принципиально важным в работе воспитателя должно быть глубокое знание особенностей личностного развития каждого ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, создание условий для их раскрытия. Именно поэтому все педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют общению, диалогу, сотрудничеству взрослых и детей.

Обозначив и осознав данную проблему, коллектив МБДОУ №5 «Светлячок» налаживает плодотворное сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей, в ходе которого решаются следующие задачи:

установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;        

оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Данная работа ведется по трем направлениям (приложение 1).

Первое – диагностико – коррекционное направление – предусматривает анкетирование родителей, изучение семей дошкольников (условий проживания и стиля воспитания). При необходимости организуется групповая и индивидуальная коррекционная работа с учителем-логопедом, педагогом-психологом по выявлению проблем и определению способов их решения. Специалисты оказывают помощь родителям проблемных детей, помогают справиться со сложной ситуацией, консультируют по разным вопросам.

Второе –психолого-педагогическое направление– подразумевает просвещение родителей путем консультаций по следующим темам: "Трудности адаптации ребенка к школе и пути преодоления", "Гармония общения – залог психического здоровья" и др. Педагоги составляют памятки для родителей (как развить у ребенка любовь к чтению, "Игра – это серьезно"), дают рекомендации по подготовке детей к школе (приложение 2).

Специально для родителей в методическом кабинете ДОУ ведется папка "Сотрудничество со школой", где они могут найти полезную информацию.

Третье направление предусматривает организациюсовместной деятельностипедагогов детского сада, школы и родителей, объединение усилий, что способствует эффективному налаживанию плодотворного сотрудничества. Воспитатели и родители вместе организуют и проводят творческие конкурсы, праздники, экскурсии в библиотеку, собрания родительского комитета.

МБОУ №5 «Светлячок»налаженосотрудничество со средней школой №3. Взаимодействие образовательных учреждений осуществляется по разработанному плану преемственности воспитательно-образовательного процесса.

Учителя начальной школы ежегодно приглашают родителей на дни открытых дверей и сами посещают собрания в детском саду. Наши дети показывают спектакль, дают концерт, организуется выставка детских поделок.

Частые и желанные гости наши выпускники. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам.

Родители дошкольников заранее знакомятся с будущими педагогами их детей, программой первого класса, могут задать интересующие вопросы. Перед поступлением в школу по предварительной записи индивидуально с каждым ребенком в присутствии родителей педагог-психолог и учитель проводят собеседование. Его цель – выявить уровень психологической подготовки детей к поступлению в школу и на основании этих данных распределить дошкольников по классам.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

 ребёнок проявляетинициативностьисамостоятельностьв разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способенвыбиратьсебе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

 ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладаетчувством собственного достоинства. Активновзаимодействует со сверстниками и взрослыми,участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

 ребёнок обладает развитымвоображением,которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка кфантазии, воображению, творчествуинтенсивно развивается и проявляется вигре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеетподчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

творческие способностиребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т.п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

 у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

 ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

 ребёнок проявляетлюбознательность,задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склоненнаблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнокспособен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программынастоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Это в идеале. Мы знаем, что все дети разные и растут они в разных семьях. Поэтому нам и воспитателям и учителям, хотелось бы видеть в будущих первоклассниках следующее:

1. Социально-психологическая готовность к школе:

учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

2. Развитие школьно-значимых психологических функций:

развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);

координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);

развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).

3. Очень важна речь:

Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;

Умение употреблять разные части речи точно по смыслу;

Умение использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;

Умение отвечать на вопросы и задавать их;

Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов;

Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);

К 6-7 годам ребенок должен иметь определенный запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у ребенка есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений.

Приложение 1. План работы с родителями на  2014\ 2015 учебный год

Месяц

Направления деятельности

Диагностико-коррекционное направление

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Совместная деятельность

Сентябрь

Изучение семей дошкольников: условий проживания ребенка; стиля семейного воспитания; художественно-эстетического воспитания детей в семье.

Анкетирование родителей: "Ваши пожелания, мнение о детском саде".

Сбор информации для составления социального паспорта семей воспитанников

Консультация: "Трудности адаптации, пути преодоления с помощью рисования".

Памятка для родителей "Мир в творчестве ребенка".

Проведение групповых родительских собраний с приглашением учителя-логопеда, педагогов дополнительного образования. Разработка и утверждение планов работы на год

Заседание родительского комитета по вопросам:

порядок написания заявлений на предоставление льгот по оплате детского сада, необходимые для этого документы;

проведение совместных субботников по облагораживанию территории детского сада;

творческий конкурс дизайна осенних поделок (дети участвуют вместе с родителями)

Октябрь

Организация коррекционной работы с учителем-логопедом в старших группах.

Индивидуальные консультации педагога-психолога по выявлению проблем и выстраиванию работы по их разрешению

Консультации для родителей.

Оценка результатов

адаптации и развития личности ребенка. Ознакомление с его достижениями

Экскурсия в библиотеку.

Праздник "Золотая осень".

Заседание родительского комитета по вопросам: утепление окон в спальне; подготовка к праздникам "Золотая осень", "Мастерская костюмов".

День открытых дверей для родителей

Ноябрь

Индивидуальные консультации педагога и педагога-психолога с целью выявления талантливых детей

Беседы "Гармония общения – залог психического здоровья ребенка".

Памятка "Игра – это 
серьезно"

Консультация "Игры на восприятие цвета, музыки и т. п.".

Совместные игры родителей, детей, воспитателей.

Декабрь

Индивидуальная работа учителя-логопеда и педагога-психолога

Индивидуальные консультации (по необходимости) по результатам развития и поведения некоторых учащихся

Изготовление игрушек на конкурс новогодних поделок.

Праздник "Новогодняя сказка"

Январь

Анкетирование родителей и детей "Чтение в вашей семье"

Итоги первого полугодия.

Памятки для родителей и детей "Как развить у ребенка любовь к чтению?"

Родительское собрание старшей и подготовительной групп с участием учителей начальной школы на тему "Подготовка к школе"

Февраль

Индивидуальная работа с родителями проблемных детей.

Исследование отношения ребенка к урокам физкультуры

Тематическая консультация "Непослушные дети".

Оформление зимних участков: снежные постройки, рисование разведенной гуашью.

"Неделя зимних подвижных игр"

Заседания родительского комитета.

Подготовка к празднованию Международного женского дня. Мастерская костюмов.

Праздник "Масленица".

День открытых дверей для родителей

Март

Анкета для родителей 
"Здоровье моего ребенка"

Консультации "Здоровый ребенок – здоровое общество"

"Мамин праздник", посвященный Международному дню 8 марта.

Выставка детских рисунков "Мой папа – герой", "Моя красивая мама"

Апрель

Диагностика уровня развития детей.

Анкета "Как вы учите ребенка правилам безопасности?"

Диагностика уровня развития детей.

Консультации "Организация безопасности вашего ребенка"

Экскурсия в школу.

Выпускной праздник "Скоро в школу"

Май

Опросник "Как вы планируете организовать летний отдых ребенка?"

Организация летнего отдыха детей.

Итоги года

Приложение 2

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе

Диагностирование детей на психологическую готовность к школе проводится по методикам, которые описаны в книгах:

А.А. Венгер, А.Л. Венгер. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994;

Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1996.

Занятия по подготовке к школе должны включать игровые моменты, ведь для ребенка в шесть лет главным видом деятельности является игра. Длительность занятия не должна превышать 30 мин, иначе дошкольник будет утомляться и не усвоит учебный материал. Нервная система дошкольников в силу недостаточной физиологической зрелости отличается быстрой истощаемостью и имеет низкий предел работоспособности. В середине занятия необходимо провести физкультминутку: разминку для глаз, рук, походить по комнате.

Критерии психологической готовности:

учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учебы; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять "выше-ниже", "больше-меньше", "вперед-назад", "слева-справа");

координация в системе "глаз-рука" (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии, например из книг);

развитие логического мышления (способность находить сходства и различия предметов при сравнении, умение правильно объединять их в группы по общим существенным признакам);

развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15–20 мин).

Дома полезно:

развивать мелкую моторику: много лепить, рисовать, вырезать и клеить аппликации, штриховать картинки в книжках-раскрасках, не заходя за контур, собирать конструкции из мелких деталей конструктора;

развивать познавательные способности (память, внимание, восприятие, мышление);

выучить с ребенком ответы на стандартные вопросы: имена родителей, домашний адрес, телефон, признаки времен года, названия месяцев. 

Приложение 3

План взаимодействия детского сада и школы  по преемственности воспитательно-образовательного процесса

Цели:

совершенствование работы по преемственности;

внедрение новых форм работы и технологий с целью активизации детей и осуществления индивидуального подхода.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организация предметно-развивающей среды

В начале учебного года

Администрация, воспитатели

Проведение индивидуальных занятий по интересам

В течение года

Воспитатели

Проведение экскурсий в школу:

подготовительной группы – в здание школы;

посещение школы детьми и родителями в дни открытых дверей

Сентябрь,

ноябрь,

апрель,

май

Администрация, воспитатели, учителя.

Осуществление единого подхода к привитию детям культурно-гигиенических навыков, навыков поведения (быть вежливым, аккуратным)

В течение года

Воспитатели

Воспитание детей с помощью игры: проведение смотра-конкурса на лучшую дидактическую игру

Ноябрь

Воспитатели

Медицинский осмотр детей, проведение диспансеризации

Зима – весна

Специалисты детской поликлиники, медсестра

Развитие у детей умения анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы и выражать их в речи, решать задачи, слушать педагога, осуществлять самоконтроль

В течение года с младшей группой

Воспитатели

Проведение учителем-логопедом занятий с детьми

В течение года

Учитель-логопед

Проведение педагогом-психологом занятий с детьми и консультаций для родителей

В течение года

Педагог-психолог

Подготовка карт развития

Май

Воспитатель, специалист

Собеседование с детьми, идущими в школу

Апрель – июнь

Учителя

Совместное обсуждение итогов диагностики

Май

Заведующий, методист, воспитатель

Проведение родительских собраний на тему "Готовность ребенка к обучению в школе", наглядная пропаганда "Что должен знать первоклассник?", "Как подготовить ребенка к школе?"

В течение года

Воспитатели, старший воспитатель

Создание игровых ситуаций "Первый день в школе", "Как себя вести на уроке" и их обыгрывание

В течение года

Воспитатель подготовительной группы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы с учётом ФГТ

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и ...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ В РАМКАХ ФГТ И ФГОС

Выступление на семинаре в МГПИ им. М.Е. Евсевьева...

Преемственность в работе детского сада и школы

Наше дошкольное учреждение вошло в состав образовательного комплекса с сентября 2013 года и работа, которая велась со школой,  продолжается. В статье говориться о мероприятиях, которые проводим м...

Статья на тему "Преемственность в работе детского сада и школы" "План мероприятий по взаимодействию сада и школы"

В статье размещена информация о повышении интереса детей -дошкольников в обучении в школе. Предложен ряд мероприятий по взаимодействию школьников и детей детского сада....

Преемственность в работе детского сада и школы. Опыт работы воспитателя

Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы я уделяю особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в детский сад и до того, когда он выпустился в школу, он н...