Оптимизация процесса диагностики дошкольников с ОНР по образовательным областям на основе авторского интерактивного ресурса
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Карманникова Елена Саидовна

Современное дошкольное образование, развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условие его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №89 V вида»

Выступление из опыта работы

Тема. Оптимизация процесса диагностики дошкольников с ОНР по образовательным областям на основе авторского интерактивного ресурса.

Автор: Карманникова Е. С.

воспитатель I квалификационной категории

НС(К)НШ-ДС  V вида  №89

Современное дошкольное образование, развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условие его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.

В связи с утверждением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования у педагогов и родителей возникает много вопросов по поводу диагностики детского развития. В Стандарте дошкольного образования четко прописано, что оценивается динамика развития ребёнка,  т.е. верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается диагностика динамики развития ребенка,  для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

Педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанника и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Результаты педагогической диагностики используются  исключительно для решения следующих образовательных задач:

1)индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.

Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий его обучения и развития. То есть педагогическая диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность с детьми, все ли образовательные потребности ребенка удовлетворяют, обеспечивают ли переход в процессе образования.

Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется в течение времени пребывания ребенка в Учреждении (с 7.00 до 17.00, исключая время, отведенное на сон).
Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации, организуемые воспитателем группы 2 раза в год – в начале и в конце учебного года (сентябрь, апрель). В первом случае, она помогает выявить наличный уровень деятельности, а во втором – наличие динамики ее развития.

 Методологическая основа педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) в Учреждении обеспечивается при помощи методик:

   -Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным документом  для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования, которая соответствует  ФГОС ДО под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 

     -  Примерная программа  коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 3 -7 лет) Н.В. Нищевой,   обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов достижений каждого ребенка в соответствии с ФГОС.

На современном этапе развития общества в любой научной сфере прямо или косвенно используют достижения информационно-коммуникационных технологий.

Информационно-коммуникативные технологии открывают перед педагогами новые перспективы в поиске улучшения образовательного процесса, и способствует оптимизации деятельности ДОУ, в работе с детьми и служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений. В своей работе я использую компьютер как средство:

- создания электронной библиотеки;

- электронного блог-портфолио «Маленькая страна»;

- создание дидактических онлайн-альбомов «Дикие животные», (где собраны различные упражнения, кроссворды, сказки, игры, загадки).

- «Играем в сказку»,(много полезной информации по применению здоровьесберегающих технологий  с  использованием элементов сказкотерапии в работе с дошкольниками). 

- персональный сайт «Речецветик»  для детей, родителей и педагогов. 

 - создание презентаций для родителей и детей;

- создание медиатеки - собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно-развивающую информацию, а также созданных собственными силами и силами коллег;

- 2 электронно-образовательных ресурса успешно прошедших открытую общественную профессиональную экспертизу и регистрацию ИНИМ РАО (Институт научной информации и мониторинга Российской академии образования) «Секрет Колобка», «Хозяева леса». 

- диагностика дошкольников с ОНР по образовательным областям на основе авторского интерактивного ресурса.

Чтобы хоть как-то облегчить труд и оптимизировать  время, создала ещё интерактивный ресурс, в  котором  будут  просматриваться все разделы.

Я предлагаю Вашему вниманию презентацию интерактивного ресурса  на основе применения технологий гипертекстовой среды, средств VBA-программирования и Интернет-технологий. Данный ресурс предназначен для использования в учебно-воспитательном процессе.

Актуальность данного ресурса состоит в том, что он позволит в нетрадиционной форме проследить  продвижение ребенка в усвоении материала по всем образовательным областям и разделам, что чрезвычайно важно для построения образовательной и коррекционной работы в  дошкольном учреждении.

Интерактивный ресурс «Диагностическая игра» позволит  сделать образовательный мониторинг быстрым, качественным и эффективным.

Этот ресурс так же можно использовать и на интерактивной доске, так как работа выполнена в программе PowerPoint с использованием макроса Drag-And-Drop. Макрос Drag-and-Drop (в переводе с английского означает буквально тащи-и-

бросай; Бери-и-Брось) это слайд, на котором записана программа для перемещения, вращения, увеличения и уменьшения объектов, а также для создания надписей и гиперссылок в режиме демонстрации слайдов, выполненных в программе PowerPoint. С помощью макроса Drag-and-Drop удобно создавать тренажёры, тесты, игровые задания и прочее.    Это альтернатива интерактивной доске.

Цель: усвоение  программного материала с учетом интеграции областей организованной образовательной деятельности.

Задачи:

- Изучить продвижение ребенка в усвоении материала по всем областям и разделам.

- Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.

- Собрать фактические данные для обеспечения диагностической процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.

- Обеспечить контроль, за решением образовательных задач, что дает возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.

Полученные данные о развитии ребенка составляют информационную базу, которая позволяет выявить уровень достижения  группой детей промежуточных и итоговых показателей освоения программы, динамику становления интегративных качеств.

Ожидаемые результаты:

Применение ресурса позволит создать условия для

- проверки   знаний по  образовательным областям;

-обогащения словарного запаса;

-развития познавательной деятельности и психических процессов;

-повышения интереса к данной деятельности;

-повышения мотивации воспитанников по данным областям.

Использование мониторинга  в воспитательно - образовательном процессе позволит определить успешность и результативность освоение воспитанниками программного материала по  образовательным областям.

План работы с ресурсом. Этот  ресурс можно использовать в начале и в конце года, как часть непосредственной образовательной деятельности, и  дает возможность оценить уровень усвоения  знаний  воспитанника по данной образовательной области.

Техническое и  программное обеспечение: Компьютер с  операционной системой Windows XP,   и офисным приложением MicrosoftOfficePowerPoint  2007, MicrosoftExcel.

Рекомендации по использовании ресурса.

Презентация выполнена в программе PowerPoint 2007, составлена с использованием макросаDrag-And-Drop,  триггеров, анимационных эффектов, гиперссылок. Ресурс предназначен для совместной деятельности педагога и ребенка.

Образовательная область «Познание»

Раздел  ФЭМП

Данный ресурс,   включает в себя следующие модули:

  • Ориентировка в пространстве
  • Величина
  • Форма
  • Ориентировка во времени
  • Количество и счет

На каждый модуль  установлены гиперссылки, которые указывают на переход соответствующего  слайда   презентации.

Например:

Начнем с модуля «Количество и счет»

Прилетели бабочки (слайд5)

Кнопка «Задание»  раскрывает  описание  игры. На   изображение,  настроен макрос  Drag-and-Drop.

Модуль «Величина»

Укрась ёлочку (слайд8)

Модуль «Ориентировка в пространстве»

Поручение (слайд16)

Модуль «Ориентировка во времени»

Когда это бывает? (слайд20)

Вопросительный знак указывает переход   на MicrosoftExcel. Где вносятся результаты   в таблицу.

https://yadi.sk/d/Zpj6AcqOjUi4N

Образовательная область «Познание»

Раздел ФЦКМ

Данный ресурс,   включает в себя следующие модули:

  • Ознакомление с природой
  • Социальное окружение
  • Предметное окружение

Модуль «Предметное окружение»

Подбери материал к предмету(слайд 5)

Модуль «Социальное окружение»

Для чего нужны человеку части тела? (слайд11)

Модуль «Ознакомление с природой»

Собери урожай (слайд 22)

Охотник и пастух (слайд 26)

Классификация (слайд 29)

Развитие растений из семени (слайд 31)

Вырасти цветок (слайд 32)

https://yadi.sk/d/qecla6AQZqP3t

Образовательная область «Коммуникация»

Раздел Развитие речи

Данный ресурс,   включает в себя следующие модули:

  • Звуковая культура речи
  • Грамматический строй речи
  • Формирование словаря
  • Связная речь

Модуль «Звуковая культура речи»

Выдели первый звук в слове (слайд 4)

Модуль «Грамматический строй речи»

Сервируем стол (слайд 8)

Модуль «Связная речь »

Расскажи об игрушке (слайд 19)

Инсценировка сказки «Колобок» (слайд 20)

Модуль «Формирование словаря»

Опиши предмет(слайд 13)

https://yadi.sk/d/4Em5QQJJZqNtJ

ВНИМАНИЕ! Но после работы на занятии или просмотра презентации  НЕ СОХРАНЯТЬ ИЗМЕНЕНИЯ, так как сохранится новое положение объектов после перемещения их во время показа, если у вас нет специального намерения, сохранить это.

С этой работой на портале «Центр педагогической помощи «Авантаж» приняла участие во всероссийском  педагогическом конкурсе «День открытых дверей», в номинации "Опыт работы" по теме "Диагностическая игра" где стала победителем.

Итак, информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

г. Набережные Челны РТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «Домашние животные» во второй младшей группе по образовательной области «Познание» по авторской программе «Я открываю мир»

Тема: «Домашние животные» Программные задачи:Образовательные задачи: Обогащать сенсорный опыт детей знакомя их с объектом – кошкой. Поддерживать попытки самостоятельно обследовать объект. (Образо...

Тесты для дошкольников 6 лет. Диагностика готовности ребёнка к школе. Образовательная область « Речевое развитие».

Вашему вниманию  предлагаются тесты для проверки готовности ребёнка к школе:- исследование состояния фонетического восприятия, звукового анализа и синтеза;- исследование грамматического стро...

Перспективное календарно – тематическое планирование организованной образовательной деятельности. Образовательная область «познание». Основы безопасности жизнедеятельности.

Сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в опасных ситуациях....

Конспект ООД в старшей группе образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Водные ресурсы земли».

Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря, океаны и.т.д....

Оптимизация процесса подготовки дошкольников к образовательной деятельности по физической культуре

Оптимизация процесса подготовки  дошкольников к образовательной деятельности по физической культуре...

Диагностики воспитания, обучения, развития дошкольников на занятиях по образовательной области «Речевое развитие» в разновозрастной группе.

Картотека дидактических игр по речевому развитию представляет собой набор увлекательных и познавательных игр, специально разработанных для помощи в диагностике и развитии речевых навыков у детей. Кажд...