Главные вкладки

    методические разработки по музыкальным, музыкально-ритмическим, музыкально-дидактическим играм для детей старшего дошкольного возраста.
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Лигузова Ирина Александровна

    Музыкальные, музыкально-ритмические, музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Музыкальные игры

    Веселые лягушки

    (музыка и слова А. Яранова)
    музыкальная игра

    1.На болоте у опушки
    Жили были две лягушки.
    Громко квакали: ква-ква,
    Ква-ква, ква-ква. (дети приседают, сжимая и разжимая кулачки)

    2. На болоте танцевали -
    Тили-тили, трали-вали.
    Все на свете позабыли -
    Трали-вали, тили -тили. (танцуют)

    3. Поскакали по болоту.
    Нам скакать всегда охота.
    Мы попрыгаем немножко
    На зеленых наших ножках. (прыгают)

    4. Кто идет такой высокий -
    Длинноклювый, длинноногий? (руку "под козырек")
    Это цапля - вот беда!
    Разбегайся, кто куда!!! (дети разбегаются)

    б

    Мышка и кот

    (музыка и слова А. Яранова)
    музыкальная игра

    Мышка, мышка, ай-ай-ай,
    Из норы не вылезай.
    Ходит рядом серый кот -
    Мышку скоро он найдет!

    Танец с флажками

    (музыка и слова А. Яранова)
    музыкальная игра

    1. Дружно по залу вперед мы идем,
    Громко веселую песню поем.
    Вот как качается красный флажок.
    Эй, веселей вперед шагай, дружок!

    2. Мы побежали, флажок полетел,
    Он выше всех оказаться хотел.
    Наши флажки так летят высоко.
    Дружно бегут ребята и легко!

    3. Снова шагаем вперед и вперед.
    Каждый в руке по флажочку несет.
    Вот как качается красный флажок.
    Эй, веселей вперед шагай, дружок!

    Капельки

    (музыка и слова А. Яранова)
    музыкальная игра

    1. С неба капельки летели, (дети бегают)
    В ручейки попасть хотели,
    И захватывая дух,
    Капельки упали - бух! (присели)

    Припев:
    Капельки - прыг-прыг, (прыгают)
    Капельки - хлоп-хлоп, (хлопают)
    Капельки - топ-топ-топ-топ-топ. (маршируют)
    (2 раза)

    2. С неба капельки упали, (бегут)
    Ручейками побежали.
    Побежали ручейки
    И прозрачны, и легки.

    Припев:
    Капельки - прыг-прыг, (прыгают)
    Капельки - хлоп-хлоп, (хлопают)
    Капельки - топ-топ-топ-топ-топ. (маршируют)
    (2 раза)

    Побежали по дорожке

    (музыка и слова А. Яранова)
    музыкальная игра

    Побежали по дорожке
    Маленькие ножки.
    Побежали по дорожке
    Маленькие ножки.

    А теперь шагаем,
    Ножки поднимаем.
    А теперь шагаем,
    Ножки поднимаем.

    Побежали, побежали,
    Ой, как побежали.
    Побежали, побежали,
    Очень мы устали.

    А теперь присядем,
    Ноженьки погладим.
    А теперь присядем,
    Ноженьки погладим.

    Полетели листья

    (музыка и слова А. Яранова)
    музыкальная игра

    1. Полетели листья –
      Желтые и красные. (Бежим врассыпную по залу. Листья над головой.)
      Закачались листья
      Все такие разные. (Бежим и качаем листьями над головой.)

      Подул ветерок,
      Листья закружились. (Кружимся. Руки в стороны.)
      И у дорог
      Мягко опустились. (Плавно приседаем и опускаем листья на пол.)

      (повторить припев 2 раза)
      На повтор кружимся в другую сторону.

      2. Полетели листья
      С клёнов, лип и тополей. (Выставляем ножки поочерёдно на носочек.)
      Потанцуйте, листья,
      Потанцуйте веселей. (Ручками с листьями делаем «фонарики».)

      Подул ветерок,
      Листья закружились. (Кружимся. Руки в стороны.)
      И у дорог
      Мягко опустились. (Плавно приседаем и опускаем листья на пол.)

      (повторить припев 2 раза)
      На повтор кружимся в другую сторону.

    Музыкально – ритмические игры

    Игра «Дорожка»

    Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте.

    Ход игры: дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан), садятся по кругу. В центре круга — ведущий (педагог или ребенок).

    Ведущий. Я гуляю по дорожке (марширует),

    Дети. На своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю.

    И мои шагают ножки.

    А потом, а потом (бежит на месте)

    Все бегом, бегом, бегом.

    Через лужи прыг-скок.

    Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).

    А теперь на бугорок,

    Стоп (притоп)

    Надоело мне стоять,

    Лучше буду танцевать (исполняет простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т.п.).

    Игра «Охотники»

    Цель: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, выделяя сильную долю.

    Ход игры: дети маршируют, выполняя движения соответственно содержанию стихотворения.

    Ведущий. Мы охотники на льва, да?

    Дети. Да! (Маршируют.)

    Ведущий. Не боимся ничего, нет?

    Дети. Нет!

    Ведущий. А в руках у нас ружье!

    Дети: Пиф-паф! (Ногу ставят на пятку, как бы прицеливаются.)

    Ведущий. И булатный меч! (Маршируют.)

    Дети. Раз-два. (Имитируют взмахи мечом.)

    Ведущий. Мы по улице идем,

    Левой, правой, левой, правой!

    На охоту всех зовем.

    Левой, правой, левой, правой! (Маршируют.)

    Ведущий. Стоп! Перед нами река.

    Широка, глубока,

    Реку мы переплывем. (Имитируют стиль плавания.)

    Кролем, брассом поплывем.

    Ведущий. Стоп! Перед нами лес.

    Деревья до небес,

    Болото на пути,

    Как туда пройти?

    С кочки на кочку

    Прыг, прыг, прыг!

    С кочки на кочку

    Чав, чав, чав, чав. (Прыгают с ноги на ногу.)

    Ведущий. Стоп! Пещера на пути

    Нам в нее войти?

    Дети. Не видать ничего.

    Не слыхать никого!

    Ай, ай, ай, ай,

    Ай, ай, ай, ай. (В недоумении разводят руками.)

    Мы в пещеру вошли,

    И кого же там нашли? (Идут медленно, на носочках, останавливаются.)

    А в пещере лев спит

    И громко храпит

    Хр-хр-хр! (Имитируют храп, поднимая течи.)

    Вдруг лев проснулся

    Да как зарычит: Р-р-р! (Рычат.)

    И каждый охотник как задрожит. (Дрожат.)

    Испугались! Ой-ой! (Качают головой.)

    И скорей бежать домой! (Бегут бегом.)

    Ведущий. Домой добежали,

    Очень устали. (Вытирают лоб рукой.)

    Вот так охотнички!

    Игра «Погуляем»

    Цель: развитие движений, перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

    Ход игры: дети двигаются по залу для музыкальных занятий в разных направлениях.

    Ведущий. Погуляем, погуляем

    В садике своем...

    Дети. Погуляем, погуляем

    И дружка найдем. (Находят себе пару — дружка.)

    По-ка! (Отходят спиной назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

    Хлоп-хлоп! (Останавливаются друг перед другом и делают два хлопка.)

    Привет! (Вновь подходят друг к другу, здороваются.)

    По-ка! (Делают два хлопка, отходят назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

    При повторении игры ребенок находит нового дружка. Можно предложить разные варианты игры: гулять парами, перестраиваться в круг (возможно перестроение по первой букве имени) и т.д.

    Игра «Я иду к тебе»

    Цель: перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

    Воспитатель. Хорошо вокруг,

    Дети. (Свободно гуляют по комнате.)

    Солнце светит нам.  (Находят себе партнера, становятся напротив друг друга и выполняют хлопки.)

    Улыбаюсь я  всем моим друзьям.

    Дети. (Стоящие в парах берутся за руки и делают хлопки.)

    (Пары перестраиваются в общий круг и делают три хлопка и, взявшись за руки, идут по кругу.)

    Воспитатель. Здравствуй, миленький дружок!

    Становись со мной в кружок!

    Хорошо вокруг,

    Солнце светит нам,

    Улыбаюсь я

    Всем моим друзьям.

    Игра «Музыкальный ежик»

    (модифицированный вариант игр Е. И. Юдиной)

    Цель: воспроизведение ребенком ритмического рисунка с помощью хлопков или детских музыкальных инструментов (барабан, бубен).

    Воспитатель. Не приходилось ли вам встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабане? А вот молдавскому поэту Георгию Виеру приходилось! Послушайте, как он изобразил такого ежика (читает стихотворение):

    С барабаном ходит ежик.

    Бум-бум-бум!

    Целый день играет ежик:

    Бум-бум-бум!

    С барабаном за плечами...

    Бум-бум-бум!

    Ежик в сад забрел случайно.

    Бум-бум-бум!

    Очень яблоки любил он.

    Бум-бум-бум!

    Барабан в саду забыл он.

    Бум-бум-бум!

    Ночью яблоки срывались:

    Бум-бум-бум!

    И об землю ударялись:

    Бум-бум-бум!

    Ой, как зайчики струхнули!

    Бум-бум-бум!

    Глаз до зорьки не сомкнули!

    Бум-бум-бум!

    Забавное стихотворение, не правда ли? Сейчас мы устроим интересную игру. Какие слова все время повторяются в стихах? Сколько ударов барабана изображают эти слова? Попробуем сопровождать это стихотворение хлопками. Делать мы это должны одновременно, ведь у ежика был всего один барабан. Сейчас мы достанем игрушечные барабаны и на слова «бум-бум-бум» будем исполнять три удара двумя палочками — правой, левой, правой, вот так. (Дети под чтение педагогом стихотворения выполняют соответствующие движения.)

    А теперь поиграем по-другому. Отметьте в стихах место, где «ночью яблоки срывались» — как это можно озвучить, иначе ведь, когда яблоки падают, их звук не похож на удар барабана? (Дети предлагают озвучить падение яблок мягкими хлопками; бубном и т.п. Игра повторяется с музыкальным оформлением.)

    Игра «Мишка»

    Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям помочь медвежонку добраться до дома, а чтобы ему было веселее шагать, нужно сделать этот путь звучащим.

    Воспитатель.

    Шлепал мишка по дорожке:

    Шлеп-шлеп-шлеп!

    И захлопал он в ладошки:

    Хлоп-хлоп-хлоп!

    А потом, а потом,

    Побежал скорей бегом:

    Пом-пом-пом-пом-пом-пом-пом!

    Он по кочкам Топ-топ-топ!

    Добежал до дому — Стоп!

    (Дети стоя выполняют соответствующие движения.)

    Или:

    Мишка весело шагал:

    Топ! Топ! Топ! Топ!

    А потом он побежал:

    Топы-топ, топы-топ!

    Вдруг споткнулся и упал: Бух!

    Отряхнулся и сказал: Ух!

    Сделал шаг и: Ой! Ой! Ой!

    И ворча, заковылял домой.

    Игра «Прогулка»

    Цель: закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.

    Игровой материал:  музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, ксилофон,  металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).

    Ход игры: Взрослый: «Сейчас,  ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы  будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты.

    Вот мы с вами  спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу), а теперь мы вышли  на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по  барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг  появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь.  Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм  ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот)».

    Взрослый: «Испугались ребята такой погоды и  побежали домой» (снова быстрые и ритмичные удары).

    Игра постепенно усложнялась,  дети с помощью взрослого придумывали новые события, которые происходили на  «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становились все разнообразнее и  сложнее.

    Игра «Научи матрешек танцевать»

    Цель: Учить детей передавать несложный ритмический рисунок, закреплять тексты ранее изученных песен.

    Игровой материал: большие и маленькие матрешки.

    Ход игры:  У взрослого в руках большая матрешка, у детей - маленькие.

    «Большая матрешка  учит танцевать маленьких»- говорит взрослый. Отстукивает по столу сначала  несложный ритмический рисунок. Дети повторяют. В качестве ритмических рисунков  использовались знакомые детям мелодии песен и плясок: «Сорока», «Андрей-воробей», «Чики-чикалочки», знакомые песни, разученные ранее. Если вначале дети  повторяли за взрослыми, то потом они сами стали придумывать несложные  ритмические рисунки, или взрослый начинал, а дети заканчивали. Примеры  ритмических рисунков были самые разнообразные.

    «Тень-тень»   Эту песню дети знают хорошо. Для более совершенного развития у  детей ритмического чувства были использованы следующие задания в игровой форме:  - песня поется вместе с детьми с целью закрепления текста - дети одновременно  поют и хлопают тихонько в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок. - пение  по ролям: взрослый - автор, а дети - герои (лиса, заяц, 2 ежа, блошки, медведь,  коза). Каждый ребенок прохлопывает свою роль. - пение по ролям, но роль  исполняют ладошками. Детям объясняют, что голосок «спрятался», ладошки «поют  вместо него». - вся песня от начала до конца поется ладошками - когда ритм песни  хорошо усвоен, можно выложить его короткими и длинными полосками или  длительностями.

    Музыкально-дидактические игры

    (Старший дошкольный возраст)

    Игры для развития чувства ритма

    Прогулка

    Игровой материал.

    Музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и  долгие звуки.

    Ход игры.

    Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдём с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», - педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу,- продолжает воспитатель, - светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» - частыми ударами передаёт бег, Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,- воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать». Скок, скок,- быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошёл дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень», - воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад», - быстро и ритмично ударяет молоточком.

    Кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок – выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие – частым. Например: «Таня взяла мяч, - говорит воспитатель, - и стала медленно ударять им о землю». Ребёнок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.

    «Пошёл частый, сильный дождь», продолжает воспитатель. Ребёнок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.

    Учитесь танцевать

    Игровой материал.

    Большая матрёшка и маленькие (по числу играющих).

    Ход игры.

    Дети сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрёшка, у детей маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких»,- говорит воспитатель и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрёшками.

    При повторении игры ведущим может стать ребёнок, правильно выполнивший задание.

    Выполни задание

    Игровой материал.

    Фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков, детские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, баян, триола).

    Ход игры.

    Воспитатель-ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребёнок должен выложить его карточками на фланелеграфе.

    Игра для развития тембрового слуха

    Музыкальные загадки

    Игровой материал.

    Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

    Ход игры.

    Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

    Игра для развития детского творчества

    Музыкальная шкатулка

    Игровой материал. Красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте картинки для контроля указывается название песни и композитор).

    Ход игры.   В шкатулке помещаются 5-6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение и композитора. Песни исполняются без музыкального сопровождения всей группой детей или индивидуально.

    В дальнейшем игра  проводится как концерт.

    Игра для развития памяти и слуха

    Наши песни

    Игровой материал.

    Карточки-картинки (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, фишки.

    Ход игры.

    Детям раздают по 2-3 карточки. Исполняется мелодия песни  на металлофоне или в грамзаписи. Дети узнают песню и закрывают фишками нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.

    Игры для развития диатонического слуха

    Громко - тихо запоём

    Игровой материал.

    Любая игрушка.

    Ход игры.

    Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

    Найди щенка

    Игровой материал.

    Игровое поле, щенок, 2-3 небольших бочонка, молоточек.

    Ход игры.

    Дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, в какую из бочек они спрячут щенка, и зовут водящего:

    «Вот щенок наш убежал, спрятался за бочку,

    Во дворе их много так, не найти его никак.

    Ну-ка, Саша, поспеши и щенка нам отыщи,

    Мы не будем помогать, будем песню запевать».

    Все поют любую знакомую песню. Водящий берёт молоточек и водит им по дорожкам от бочонка к бочонку, Если молоточек находится далеко от того бочонка, в котором спрятан щенок, то дети поют тихо, если близко – громко.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

                              Игры для развития звуковысотного слухаМузыкальное лотоИгровой материал. Карточки по числу играющ...

    Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

    Игры для развития звуковысотного слухаМузыкальное лотоИгровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты...

    Методическая разработка. Наблюдения, приметы, стихи, игры на осенних прогулках для детей старшего дошкольного возраста.

    Наблюдения, приметы, стихи, игры на осенних прогулках для детей старшего дошкольного возраста....

    Мультимедийная музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Музыкальные загадки Маши и Медведя"

    Методическая  мультимедийная разработка  «Музыкальные загадки Маши и Медведя» позволит  заниматься музыкально-сенсорным  развитием ребёнка не только на музыкальных занятиях, но и и...

    Методическая разработка Игра-квест «В гостях у Зайки-Сосчитайки» (для детей старшего дошкольного возраста)

    В данной методической разработке предлагается организовать на площадке познавательный поисково-исследовательский маршрут «В гостях у Зайки-Сосчитайки». В различных местах располагаются нес...

    Методическая разработка по экологическому воспитанию «Расширение представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру»

    laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающе...