Консультация "Развитие познавательных способностей через экспериментальную деятельность".
консультация по теме

                                                                      Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитатели должны делать больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как? ” и “почему?".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность с неживой природой.

                                                       Консультация для педагогов  ДОУ.

                                                                      Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитатели должны делать больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как? ” и “почему? ”  

Поисковая деятельность детей принципиально отличается от любой  другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется.

Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью идет от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский.

Современные исследователи (Савенков А. И., Иванова А. И., Куликовская И. Э., Дыбина О. В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

 Для достижения цели следующие задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

3. Развитие у детей познавательных способностей:

* развитие мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение.

* формирование способов познания путем сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

На начальном этапе необходимо изучить  научно-методическую литературу по данной теме.

 Система  работы.

1. Диагностика уровня развития познавательных способностей дошкольников и работу с ними на основе данных диагностического обследования.

2. Создание условий для детского экспериментирования.

3. Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей.

4. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

5. Проведение ежедневных бесед о неживой природе.

6. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью различных методов.  

Для диагностики  можно   использовать методику Л. Н. Прохорова. «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам:

• Песок и вода.

• Звук.

• Магниты.

• Бумага.

• Стекло.

• Резина.

Для активизации детской исследовательской деятельности я используется разнообразное оборудование:

— разнообразные емкости; — шприцы, трубочки — увеличительные стекла, лупы; — измерительные приборы; — компас, бинокль; — губка, пенопласт, поролон, и т. д.

 Эту работу необходимо вести вместе с родителями. Это:  письменные консультации и ширмы-передвижки,  родительские собрания. Одна из форм работы с родителями вечер ответов и вопросов.

А также вместе с родителями можно собрать  познавательную литературу: энциклопедии «Все обо всем» (А. Ликум, «Что есть что», «Сто тысяч почему» (М. Ильин, «Что такое, Кто такой» (А. Г. Алексин и др., стихи, пословицы, загадки и т. д. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где есть картины, иллюстрации, познавательные игры.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности,  - опыты. Они проводятся, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.

По теме: "Волшебница Вода" можно провести  опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др.  Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами.

Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать? ", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет,  сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым у детей развивается любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Каждую  неделю можно посвятить определенной познавательной теме:

«Какие предметы могут плавать», «Свет и тень», «Песочная страна», «Подушка из пены», и др. Изучая новую тему, использовать определенную структуру:

• постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи) ;

• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

• проверка гипотез;

• подведение итогов, вывод;

• фиксация результатов

Заключительная часть

Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Считается, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому надо учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

Список  литературы, используемый в работе  с детьми:

1. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007г

2. Смирнова В. В. Балуева Н. И. Парфенова Г. М. «Тропинка в природу».

Санкт-Петербург Издательство СОЮЗ, 2001г

3. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Москва АРКТИ, 2003г

4. Дыбина О. В «Ребенок в мире поиска».

Москва Творческий Центр, 2005г

5. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой».

Москва Педагогическое общество России, 2005г

6. Парамонова Л. М. «Что плавает? Что тонет? »

Чебоксары 1997г

7. Л. В. Ковинко «Секреты природы – это так интересно»

8. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей.

/ Дошкольное воспитание. N 1, 2005г.

9. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших

дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность с неживой природой

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая наход...

Отчет по самообразованию на тему:"познавательное развитие через экспериментальную деятельность в старшем дошкольном возрасте".

Чем больше ребенок видел,слышал и переживал,тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он распологает в своем опыте,тем значительнее и продуктивнее при других рав...

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».

laquo;Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»....

Самообразование по теме: «Развитие познавательных процессов, через экспериментальную деятельность»

      Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково – исследовательской  деятельности.            ...

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности через экспериментальную деятельность"

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности через экспериментальную деятельность"...