Главные вкладки

    Отчет по самообразованию на тему:"познавательное развитие через экспериментальную деятельность в старшем дошкольном возрасте".
    статья (старшая группа) на тему

    Вурдиханова Татьяна Рамазановна.
    Чем больше ребенок видел,слышал и переживал,тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он распологает в своем опыте,тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая ,исследовательская деятельность",-писал Лев Семенович Выгодский.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОТЧЕТ по самообразованию на тему:

    «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

    Подготовила:

    воспитатель:Вурдиханова Т.Р.

    Актуальность

    Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

    Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

        1.Установить цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

        2.Подберать материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

        3.Обсудить процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

        4.Подвести итоги (точное описание ожидаемого результата)

        5.Объяснить почему? Доступными для ребёнка словами.

    В группе детского сада создали оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности  как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединили усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности:

    Уголок по экспериментированию, наборы и оборудование для опытов,  условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода),карты, схемы, картотека опытов и т.п.Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.

    Работа с родителями

             Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

    Для просвещения родителей провели консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

    Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем их к активной помощи. Так, например, было предложено родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.Сотрудничество с семьями детей не только помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

    Провела открытое занятие на тему "Почва-живая земля.Кто создает почву ".

    провели опыты;"что входит в состав почвы","из чего состоит почва ","как образуется плодородный слой земли", в процессе которого дети получили возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями. Дети были в большом восторге от проделанной работы.Ведь,именно, методом экспериментирования дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

    Шахматы – это не  только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей.  

    Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.  организовала шахматный кружок «Шахматная страна».

    Скучно было детворе

    Ранним утром во дворе.

    - Знаю я одну игру, -

    Сказал ребятам Петя.

    - Где бы ни был я, везде

    В нее играют дети.

    В игре той есть ладья и ферзь,

    Слон, конь и пешек ряд,

    А возглавляет всех король –

    Его хранит отряд.

    Хочу задание вам дать –

    Игры названье угадать

     

    Цель работы кружка  – познакомить детей с древней игрой «шахматы», в процессе обучения шахматам способствовать концентрации внимания, развивать логическое мышление, укреплять память,  развивать изобретательность.  

     

    Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико – синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю к победе в напряжённой спортивной борьбе.

    Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

    Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.

    Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития.

    Работу кружка  провожу 1 раз в неделю по 25-30 минут.  В состав группы входит  14 детей. Группа сформирована по желанию детей, а так же с учетом анкетировниия родителей.

     

                                 

                             

       

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.»

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Победовский детский сад Тверской области Ржевского района Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольно...

    Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

    Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:·       Дубининой О.В., ...

    План по самообразованию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

    В данной работе представлен перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с детьми, план работы с родителями и педагогами....

    Экологическое воспитание через опытно- экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста

             В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природны...

    Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (Парциальная программа Любознайка)

    Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития(Парциальная программа Любознайка)...