«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».
консультация
«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_pedsovete_1.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».
Подготовила воспитатель:
Панина Наталья Михайловна
с. Троицкое
2018г.
«Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Свою задачу мы видим в развитии познавательной активности (стремление узнать причину того или иного явления, оперирования приобретенными знаниями и умениями, склонности к переносу знаний и т.п.) и общих познавательных способностей у ребенка дошкольного возраста (умения обобщать, сравнивать, анализировать, предполагать, устанавливать причинноследственные связи, классифицировать и т. п.). Практика работы с детьми дошкольного возраста показала, что для развития познавательной активности и познавательных способностей необходима активная эмоциональная включенность ребенка в познавательную деятельность, организованную как процесс самостоятельного «исследования» ребенком окружающей действительности.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисково - исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развивающая продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру, поэтому особый интерес для детей представляет экспериментирование.
Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
Совместная экспериментальная деятельность проводится с подгруппой детей один раз в неделю по 25 – 30 минут. Также, во второй половине дня, ведется дополнительная работа с детьми, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности. При желании дети могут экспериментировать самостоятельно, используя карточки - схемы проведения опытов. В процессе работы по программе используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается: В характере решаемых задач: они неизвестны только детям. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. Они практически безопасны. При организации опытнической деятельности используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Основной формой детской экспериментальной деятельности, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций. Проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развить наблюдательность и пытливость ума, развить стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Презентация на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Полноценное развитие личности соврем...
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
доклад...
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
Понятие «познавательная активность» трактуется как естественное стремление ребенка к познанию, как состояние готовности к познавательной деятельности. Федеральный госуда...
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
Понятие «познавательная активность» трактуется как естественное стремление ребенка к познанию, как состояние готовности к познавательной деятельности. Федеральный ...
Мастер-класс «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»...
Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
На сегодняшний день развитие познавательной активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи &nda...
Мастер-класс "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"
https://docs.google.com/presentation/d/1l58MALG12Q9MIBRszjmgABZQ-u7nwnNw/edit?usp=sharing&ouid=110532605945537264015&rtpof=true&sd=trueЦель мастер-класса: Выявить особенности развития твор...
- Мне нравится (2)