«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».
консультация

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_pedsovete_1.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:  «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».

Подготовила  воспитатель:

Панина Наталья Михайловна

с. Троицкое

2018г.

«Развитие познавательных способностей  детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Свою задачу мы видим в развитии познавательной активности (стремление узнать причину того или иного явления, оперирования приобретенными знаниями и умениями, склонности к переносу знаний и т.п.) и общих познавательных способностей у ребенка дошкольного возраста (умения обобщать, сравнивать, анализировать, предполагать, устанавливать причинноследственные связи, классифицировать и т. п.). Практика работы с детьми дошкольного возраста показала, что для развития познавательной активности и познавательных способностей необходима активная эмоциональная включенность ребенка в познавательную деятельность, организованную как процесс самостоятельного «исследования» ребенком окружающей действительности.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на  возросших требованиях  к универсальности знаний.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес  различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности  поисково - исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового,  развивающая  продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым  заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру, поэтому  особый интерес для детей представляет экспериментирование.

Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Образовательный процесс строится как самостоятельный  поиск  воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.

Совместная экспериментальная деятельность проводится с подгруппой детей один раз в неделю по 25 – 30 минут. Также, во второй половине дня, ведется дополнительная работа с детьми, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности. При желании дети могут экспериментировать самостоятельно, используя карточки - схемы проведения опытов. В процессе работы по программе используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается: В характере решаемых задач: они неизвестны только детям. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. Они практически безопасны. При организации опытнической деятельности используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций. Проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развить наблюдательность и пытливость ума, развить стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Презентация на  тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»      Полноценное развитие личности соврем...

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

 Понятие «познавательная активность» трактуется как естественное стремление ребенка к познанию, как состояние готовности к познавательной деятельности.  Федеральный госуда...

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

 Понятие «познавательная активность» трактуется как естественное стремление ребенка к познанию, как состояние готовности к познавательной деятельности.  Федеральный ...

Мастер-класс «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности  детей  дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»...

Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

На сегодняшний день развитие познавательной активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи &nda...

Мастер-класс "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

https://docs.google.com/presentation/d/1l58MALG12Q9MIBRszjmgABZQ-u7nwnNw/edit?usp=sharing&ouid=110532605945537264015&rtpof=true&sd=trueЦель мастер-класса: Выявить особенности развития твор...