Главные вкладки

    Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
    учебно-методический материал

    Лагутова Кристина Викторовна

       Понятие «познавательная активность» трактуется как естественное стремление ребенка к познанию, как состояние готовности к познавательной деятельности.

      Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает содержание образовательной области «Познавательное развитие» на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида № 29 «Золотой ключик»

    городского округа Ступино Московской области

    Методическое объединение

    «Развитие познавательно-исследовательской

    деятельности детей дошкольного возраста»

    Доклад на тему:

     «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».

    Воспитатель:

    Лагутова К.В.

    Новое Ступино

    2020 г.

     

       Понятие «познавательная активность» трактуется как естественное стремление ребенка к познанию, как состояние готовности к познавательной деятельности.

      Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает содержание образовательной области «Познавательное развитие» на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Одним из эффективных методов развития познавательной сферы является экспериментирование как способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

      Изучив технологии организации педагогического процесса, представленные в работах А.И. Савенкова, Н.А. Королевой, О.В. Дыбиной, я пришла к выводу, что экспериментирование и исследовательская практика – один из основных путей развития познавательной активности ребенка-дошкольника.

      Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

    • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
    • идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
    • развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
    • происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
    • детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
    • в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

    Учитывая актуальность вопроса формирования познавательной активности дошкольников, а также практическую значимость опытно-экспериментальной деятельности для всестороннего развития ребенка я разработала программу «Удивительное рядом» по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

    Цель программы: развитие у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, проектно-исследовательских умений, применение их на практике через использование экспериментирования.

    Задачи программы «Удивительное рядом» согласуются с задачами основной образовательной программы ДОУ и рабочей программы группы:

    • расширять представления детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность;
    • формировать проектно-исследовательские умения и навыки, предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
    • развивать умения выявлять проблему и находить возможные способы её решения с помощью взрослого и самостоятельно;
    • формировать самостоятельность, способность преобразовывать вещества и явления для достижения определенного результата
    • активизировать мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, обогащать память;
    • развивать творческие способности, эмоциональную сферу ребенка;
    • формировать трудовые навыки и умение работать в коллективе.
    • воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности за конечный результат работы
    • повысить компетенции родительской общественности в области познавательного развития дошкольников

    Ожидаемые результаты реализации Программы: дошкольники должны приобрести основные навыки самостоятельной, творческой, исследовательской работы, стимулирующей познавательную активность, умение чётко выражать свою мысль, получить практические навыки применения теоретических знаний.

    Для достижения поставленной цели и решения задач я подобрала и систематизировала конспекты опытов и экспериментов, преобразовав их в перспективный план экспериментальной деятельности по темам:

    • Почва
    • Воздух
    • Дерево и металл
    • Магнит
    • Агрегатные состояния воды
    • Свойства стекла
    • Нефть и нефтепродукты
    • Камни
    • Свет вокруг нас.

    Например, изучая тему «Нефть и нефтепродукты», даю понятие «черное золото». Знакомлю детей с нефтью и ее свойствами: цвет нефти, прозрачность, текучесть, запах, растворяемость, маслянистость; использование нефти человеком; влияние разливов нефти на жизнь животных. Знакомлю с одним из самых востребованных сейчас материалов, которые делают из нефти – пластмассой. Свойствами и качествами предметов из пластмассы: гладкая, легкая, цветная.

    Считаю, что особую значимость в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка и создает оптимальные условия для проведения опытов и экспериментов.

    В групповом Центре активности по познавательному развитию оформлен уголок экспериментирования с разнообразным оборудованием, помогающий реализовать поставленные задачи:

    • природные объекты (образцы почв, морские ракушки, камешки, плоды деревьев, семена, гербарий, образцы злаков, веточек и т.п.
    • инструменты, приборы, наборы для моделирования природных явлений: микроскопы, лупы, весы, термометры (для измерения t воздуха и воды), различные емкости, компасы, часы, набор магнитов, свечи, шприцы, трубочки и т.п.
    • инструменты для создания различных «модельных» схематических изображений: циркули, наборы лекал, фломастеры, карандаши, краски и др.
    • наглядно-графические модели пространства: глобусы, географические карты
    • системы условных обозначений: карты экспериментов, наборы карточек и плакаты с обозначением явлений природы
    • бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы
    • наборы минералов, самоцветов
    • мультимедийная копилка (видеоматериалы, презентации, игры, схемы опытов)

    Эксперименты классифицируются по разным принципам:

    • по характеру объектов, используемых в эксперименте;
    • по месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке;
    • по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;
    • по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические;
    • по продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.);
    • по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;
    • по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

    Совместная экспериментальная деятельность организуется мной один раз в неделю. Также ведется дополнительная работа с детьми, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности. В процессе экспериментирования возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предположения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

    Для активизации мыслительной деятельности детей использую разнообразные формы работы:

    • совместная деятельность воспитателя с детьми;
    • самостоятельная деятельность детей;
    • исследовательская деятельность;
    • создание коллекций;
    • экспериментирование;
    • интерактивная деятельность;
    • ситуации;
    • праздники, развлечения;
    • просмотр презентаций, видеоматериалов;
    • целевая прогулка;
    • экскурсия.

    Формы работы в свою очередь позволили определиться с использованием следующих методов и приемов организации экспериментально – исследовательской деятельности:

    • эвристические беседы;
    • постановка и решение вопросов проблемного характера;
    • инструкции;
    • наблюдения;
    • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
    • показ (демонстрация), описание опыта;
    • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
    • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
    • подражание голосам и звукам природы;
    • использование художественного слова;
    • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.

    Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми включает в себя несколько этапов.

    • постановка проблемы (познавательной задачи), которую нужно решать;
    • выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
    • проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
    • анализ полученного результата (подтвердилось или нет);
    • формирование выводов;
    • фиксация результатов.

    Предлагая детям поставить опыт, сообщаю им цель или задачу, которая должна быть решена. Даю время на обдумывание и затем, привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

    Стараюсь организовать работу так, чтобы у детей формировалась устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. А инициатива по проведению экспериментов постепенно переходит в руки детей. Они постоянно обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…». Моя роль как умного друга и советчика возрастает. Не навязывая своих советов и рекомендаций, я жду, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даю ответ в готовом виде, а стараюсь разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Наблюдая за детьми, с уверенностью могу сказать, что у некоторых уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы.

    Никогда заранее не предсказываю конечный результат, чтобы у детей не потерялось ценное ощущение первооткрывателей.

    Стимулы для положительной мотивации деятельности детей

    • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
    • тайна, сюрприз;
    • мотив помощи;
    • познавательный момент (почему так?);
    • ситуация выбора;
    • интерактивное оборудование;
    • наличие модели последовательности деятельности.

     

    В процессе работы поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

    Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаем как в словесной форме, так и с использованием графического фиксирования результатов, т.е. оформляем вместе с детьми последовательность опытов в рисунках, в схемах.

     

    https://files2.vospitatelds.ru/images/ef8bdc321e674b241ab31288e0c555ce04b7adee.png

     

    Рисунок 10. Графическое фиксирование результатов

     

    При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

    После эксперимента дети самостоятельно приводят в порядок рабочее место.

    Карточки-схемы последовательности выполнения опытов я систематизировала в картотеку.

       В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, делать элементарные выводы.

      Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдением на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

      Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь.

    Результативность моей работы подтверждаются данными педагогической диагностики: 59% воспитанников самостоятельно видят проблему и формулируют ее. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами, самостоятельно планируют предстоящую деятельность, осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно

    Показателем развития познавательной активности детей являются еще и результативное участие детей в конкурсах «Юный гений», «Удивительное рядом», «Что нас окружает.», «Маленькие мыслители», «Что из чего сделано», Задачи в стихах» и др.

    Данный опыт работы предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми:

    • проведение наблюдений, опытов и экспериментов в домашних условиях;
    • оформление коллекций;
    • участие в совместных конкурсах, развлечениях;
    • создание фотоальбомов;
    • подбор видеоматериалов;
    • организация и сопровождение на экскурсии.

    Предлагаем детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы. Например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают детям провести исследования в домашних условиях. Кроме этого, родители оказывают помощь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к данному мероприятию.

     

     

    Для просвещения родителей провожу консультации:

    • «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников»;
    • «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;
    • «Игры для формирования мотивации учения для старших дошкольников»
    • «Условия безопасной экспериментальной деятельности» и др.

    Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий “Моя семья в лесу”, “Моя семья на даче”, и др.

    Таким образом, экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, делать элементарные выводы.

    Итоги диагностики познавательного развития позволяют сделать выводы о позитивных результатах планомерной и систематической работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

    Презентация на  тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»      Полноценное развитие личности соврем...

    «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».

    laquo;Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»....

    Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

     Понятие «познавательная активность» трактуется как естественное стремление ребенка к познанию, как состояние готовности к познавательной деятельности.  Федеральный ...

    Мастер-класс «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

    Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности  детей  дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»...

    КОНСПЕКТ занятия по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность (средняя группа) «На поиски лучиков».

    Методы и приемы реализации содержания занятия:Наглядные (слайдовые фрагменты, иллюстрации)Словесные (дидактические игры, загадка, стихи)Практические (игра, музыкально - ритмические движения)Возрастная...