«Песочная терапия», как средство эмоционального воздействия на речь у дошкольников с нарушениями речи.
статья (подготовительная группа) по теме

Диянова Наталья Евгеньевна

                 Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы

детей дошкольного возраста. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным,  если его участники не способны понимать эмоционального состояния другого  и управлять собственными эмоциями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Песочная терапия», как средство эмоционального воздействия на речь у дошкольников  с нарушениями речи.

Сегодня мы живём в очень непростом мире.  Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе человек может добиться высоких результатов, развивать творческие  способности и самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессия.

Негативные способы поведения дети переносят в игру.  Игра – самый органичный способ выразить свои переживания.

          К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.  Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному общению.

Метод песочной терапии стал широко использоваться в первой половине XX века. Принцип терапии песком был предложен К.Г. Юнгом, замечательным психотерапевтом. Он считал, что взаимодействие песка очищает энергетику человека, и стабилизирует эмоциональное состояние.

           Песочная терапия – один из удивительных методов терапии - в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психотерапии. По словам Доры Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития. Песочная терапия дает возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснуться к глубинному, подлинному.

Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода. Она во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного, как источником внутреннего роста и развития. Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии.

В настоящее время «песочная терапия» получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. Создание песочных картин переместилось в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в настоящий момент. Метод игры с песком в равной степени используется как при работе с детьми, так и со взрослыми. Профессиональный педагог не только может правильно оценить и проанализировать картины и образы, созданные из песка, но и увидеть существующую проблему, корректно направить человека на путь к ее решению. Знание источников и особенностей своих переживаний позволяет человеку чувствовать себя уверенней – когда человек может найти объяснение своим переживаниям, он успокаивается, ощущение паники сменяется чувством определенности и уверенности.

Сегодня известно множество самых разных методик психокоррекции и диагностики: сказкотерапия, работа с глиной и пластилином, рисование, музыкоартерапия, и т. д. Метод песочной терапии отличается от других форм арт-терапии простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе с песком вид своеобразного существования. Некоторые свойства и особенности песка:

Песок – природный материал, он наполняет энергией и дает ощущение творца любому человеку, взаимодействующему с ним.

Песок – очень податливый инструмент творчества, объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления.

Песок – демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать. Песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма. Песок и работа с ним требует времени, он обучает человека терпеливости.

Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний. Зрительный образ очень важен при работе над расстройствами, корни которых ведут в раннее детство, когда ребенок еще не может  говорить.

Творчески взаимодействуя с миллионами песчинок, человек проводит своеобразную «самотерапию» – он начинает отчетливо видеть и понимать скрытые от своего сознания конфликты и даже находит рациональные пути к их решению. И все это еще раз доказывает, что песчаная стихия способна творить чудеса!

Песочная терапия хорошо сочетаются с прослушиванием спокойной музыки – звуки природы или релаксационные мелодии позволяют терапевтическим процессам идти на более глубоком уровне.

Цель такой терапии—не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
      Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий. Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д.. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.

Включение речи в познавательные процессы (восприятие, представление, воображение и т. д.), без которых не может развиваться художественное мышление, оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка.

Речь (педагога и ребенка) организует и активизирует мышление ребёнка, помогает ему устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Кроме того, речь выполняет роль дополнительного побуждения к деятельности. Вместе с тем она служит средством преодоления тенденции к образованию стереотипных, шаблонных, малоподвижных навыков.

Развитие речи детей в процессе работы с песком осуществляется в нескольких направлениях:

во-первых, происходит обогащение словаря, которые первоначально используются ими на занятиях, а затем постепенно входят в активный словарный запас;

во-вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства общения;

в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности детей.

Работа по обогащению словаря учащихся в ходе занятий  крайне необходима, если учесть, что словарный запас, которым они обладают, слишком беден. У детей, которые посещают логопедическую группу, бывает  полностью отсутствуют многие понятия. Дети не знают названий некоторых предметов, несмотря на то, что они им хорошо знакомы. Еще меньшим запасом слов детей  располагают для характеристики признаков объекта. Ограниченный круг слов они используют для обозначения действия.

Овладение речью имеет исключительно важное значение для осмысленного восприятия и понимания окружающего. Процесс рассматривания объекта изображения осуществляется в единстве с мышлением и речью. Экспериментально доказано, что включение речи в акт восприятия способствует более активному его протеканию. В свою очередь, речь детей, содействуя более совершенному восприятию, значительно улучшает качество представлений, препятствует их уподоблению, обеспечивает правильное, точное графическое изображение.

Многие исследователи песочной терапии отмечают благотворное влияние речи на процесс обучения. Умение правильно рассуждать в ходе работы над рисунком усиливает активность учащихся, повышает их внимание, обеспечивает лучший контроль за движениями руки, делает изобразительные действия более целенаправленными.

При работе с песком создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Применение традиционных обучающих и развивающих заданий с использованием песочной терапии даёт положительный эффект, с одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у дошкольников.

Кроме того, песок обладает замечательным свойством (заземлять) негативную психическую энергию. Замечено, что в процессе работы с песком происходит гармонизация психоэмоционального состояния человека. Песочная терапия активизирует врождённые ресурсы самоисцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения к психологическому здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Практический материал для педагога по работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи....

Сценарий мастер - класса для педагогов "Песочная терапия как средство эмоционального развития дошкольников"

Распространение опыта коррекционной работы педагога-психолога с дошкольниками. Знакомство с методами и приемами песочной терапии в работе с детьми....

Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи

Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи...

Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»

Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».«Песочные чудеса»...

Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи

В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...

Песочная терапия, как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения в речи.

Песочная терапия оказывает влияние на развитие фонематического слуха и восприятия, связной речи, лексико-грамматических представлений, на расширение словарного запаса, на усвоение навыков звуко-слогов...