Проект «Поиграйка»
проект (старшая группа) на тему

Слипаченко Галина Владимировна

Проект

«Поиграйка»

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в соревновательно-игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект «Поиграйка»325.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 40»

Проект

«Поиграйка»

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в соревновательно-игровой деятельности.

                                                                                                 Разработала:

                                                                                                 Педагог – психолог

                                                                                                 Слипаченко Г.В.

                                             г.Славгород

Введение в вопрос

В педагогической науке активность определяется:

  • как черта личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей для достижения цели);
  • как формирование личности в целом, её основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности (т. е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций).

Один из видов такой активности – это познавательная активность. Её предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир с целью проникновения в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности,противоречивость.

Характерными чертами познавательной активности являются:

  • многосторонность как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям;
  • глубина, характеризующаяся активностью  не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений;
  • динамичность, заключающаяся в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности;
  • действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели.

Познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления. Это:

  • интерес к предмету;
  • эмоциональное отношение к предмету (удивление, недоумение, озабоченность, т. е. разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом);
  • действия, направленные на исследование свойств предмета, понимание его функционального назначения.

Дошкольный возраст считается сензитивным периодом развития познавательной активности личности.  Ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира. Познавательная активность выступает предпосылкой психофизического развития ребенка. Чем ярче выражен интерес к познанию, тем позитивнее результат усвоения знаний, выше уровень развития психических процессов.

Проблема:

Результаты мониторинга интеллектуальной активности детей 5-6 лет в сентябре 2015 года выявили интеллектуальную пассивность у детей. Следствием снижения познавательной активности стало снижение уровня сформированности  познавательных психических процессов. Возникла необходимость создания системы работы по развитию познавательной активности у детей.  В процессе изучения материала, выяснились возможные причины снижения интеллектуальной активности.

Исследования Н.Н.Поддьякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.

Причина в раннем интеллектуальном развитии детей, нарушающем принцип природосообразности и ведущем к перенапряжению структур мозга. Забегая вперед, заставляя ребенка интересоваться теми вещами, которые в силу возраста бывают ему недоступны, взрослые не стимулируют, а наоборот, не развивают детскую любознательность.

Причиной может стать ограничение физической активности детей («не бегай», « не мешай», «не вертись по сторонам», «помолчи» и т. д.) и излишнее увлечение учебной деятельностью в ущерб ведущему виду деятельности дошкольников – игре.

Учитывая возрастные психологические особенности старших дошкольников, целесообразно будет развитие познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста в играх-соревнованиях.  

Данная тема легла в основу проекта «Поиграйка».

Тип проекта: долгосрочный психолого-педагогический.

Продолжительность проекта:  сентябрь – май  2015-2016 учебного года.

Участники:

  • родители детей групп №10,№2;
  • Воспитатели: старших групп №10,№2.
  • Педагог-психолог: Слипаченко Г.В.

Целевая группа:

  • Дети старших группы № 10 ,№2.

Цель проекта:

 Развитие познавательной активности детей 5-6 лет, посещающих ДОУ, посредством соревновательно-игровой деятельности.

Задачи :

  1. Развивать познавательную активность детей в играх. Учить детей работать в команде, формировать навыки сотрудничества.
  2. Разработать цикл интеллектуальных викторин, конкурсов, для детей старших групп.
  3. На основе мониторингового исследования уровня развития познавательной активности, проанализировать динамику развития познавательного интереса у детей данных группы.
  4. Пополнить и модернизировать развивающую среду, способствующую преодолению интеллектуальной пассивности у детей.
  5. Повышать компетенцию родителей и педагогов в вопросах организации игровой деятельности.

                           Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (сентябрь - октябрь):

  • изучение литературы;
  • выбор диагностического инструментария, проведение пробной диагностики;
  • составление картотек игр, упражнений, конспектов;
  • определение тем консультаций для родителей и форм работы с ними;
  • создание уголка развивающих игр в группе;
  • Презентация реализации проекта на педсовете.

II этап – реализационный: 

      Реализация проекта.

III этап – заключительный:

  • Мониторинг результатов проекта.
  • Трансляция результатов проекта.

                                   

                                     План реализации проекта «Поиграйка».

Этапы

реализации

проекта

мероприятия

срок

ответственные

I

Диагностика уровня развития познавательной активности

сентябрь, май

Педагог-психолог

I

Презентация реализации проекта «Поиграйка»

октябрь

Педагог-психолог

I

Составление картотек игр, упражнений, конспектов;

ноябрь

Воспитатели старших групп, психолог

I

Создание уголка развивающих игр в группах

ноябрь

воспитатели

I

Анкетирование родителей: «Любит ли играть ваш ребёнок?»

ноябрь

психолог

II

Информационный бюллетень для педагогов «Игровая деятельность, как один из этапов методов проектирования»

октябрь

психолог

II

Интерактив для родителей

 « Мама, поиграй-ка»

ноябрь

Воспитатели,  психолог

II

 Выставка детских рисунков: «Моя любимая игрушка» «Вот как мы играем! »

декабрь

Воспитатели,  психолог

II

Выпуск памятки для родителей «Как играть с детьми»

 декабрь

психолог

II

 Вечер игр «Игроград»

январь

психолог

II

Фоторепортаж

«С папой я люблю играть»

февраль

Воспитатели, родители,

психолог

II

Участие в ММО (из опыта работы) презентация проекта  

март

психолог

II

Интерактив для родителей

 « Мама, поиграй-ка»

март

психолог

II

Информационный буклет «Игры на внимание» для родителей

апрель

Воспитатели, психолог

II

Марафон знаний «Поиграйка»

апрель

Воспитатели, психолог

III

Презентация итогов реализации проекта на педсовете

май

психолог

Обеспечение проекта

Техническое обеспечение

  • Компьютер; Принтер;
  • Музыкальный центр; фотоаппарат;
  • Музыкальный зал.

Методическое обеспечение

  • Подборка литературы.

Финансовое обеспечение

  • Призовой фонд, обеспечиваемый родителями.

Кадровое обеспечение

  • Педагог-психолог;
  • Воспитатели групп №10,№2.

Диагностический инструментарий:

  • Н.В. Пророк  Методика «Выбор учебных заданий» Уровень развития познавательной активности.
  • Н.Б.Шумакова Методика « Вопрошайка». Вопросительно-исследовательская активность детей дошкольного возраста.
  • Е.А.Лобанова Анкета для оценки качества работы воспитателя по развитию познавательной активности воспитанников.

Список литературы:

  1. Л.А.Венгер и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Москва, «Просвещение», 1989г.
  2. Н.И.Касабутский и др. Давайте поиграем. Москва, «Просвещение», 1991г.
  3. Т.И. Тарабарина, Н.В.Елкина И учеба, и  игра: математика. Ярославль, «Академия развития», 1997г.

Предполагаемые результаты

  1. Повышение уровня познавательной активности у  старших дошкольников.
  2. Сформированность  навыков работы в команде(умение договориться, выбрать лидера, координировать свои действия с действиями товарищей по команде).
  3. Диагностический инструментарий оценки развития познавательной активности старших дошкольников.
  4. Пополненная и модернизированная развивающая среда в группах.
  5. Повышение профессиональной компетентности педагогов вопросах технологии проектирования, в вопросах формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
  6. Повышение компетентности родителей в вопросах организации игровой деятельности.

Трансляция проекта

  1. Контроль над реализацией проекта осуществляется старшим воспитателем ДОУ.
  2. Презентация проекта (октябрь).
  3. Марафон знаний «Поиграйка» (апрель)
  4. Презентация итогов реализации проекта на педсовете(май)
  5. Участие во всероссийском конкурсе педагогических проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное занятие «Путешествие по городу Поиграйка» Для старшего возраста

Цель: сформировать у детей представление о том, что движение - это жизнь. Задачи: 1. Воспитывать у детей осознанного отношения к собственному здоровью, желание заниматься физкультурой для укрепле...

Программа кружка "Поиграйка" в первой младшей группе

1. Пояснительная запискаКружок «Поиграйка» проводится на баз первой младшей группы МБДОУ в свободное от образовательной деятельности время 1 раз в неделю, в пятницу, в 15.25 – 15.55 ...

"Поиграйка"

Картотека утренней гимнастики для малышей...

Конспект занятия для младшей группы "Кот Васька с нами поиграйка"

в конспекте описан ход занятия, методические рекомендации и другое...

динамический час "Поиграйка"

Кружок подвижных игр в старшей группе, разработан с учетом возрастных особенностей детей и направлен на укрепление и оздоровление ребят....

Поиграйка

Программа дополнительного развития по физической культуре.  «Поиграйка» - форма организации процесса физического воспитания детей в условиях ДОУ, позволяющая системно решать комп...

Цикл знакомств с русскими народными инструментами "Балалайка поиграйка"

quot;Балалайка поиграйка" цикл занятий знакомство с русскими народными инструментами.ссылка: https://www.instagram.com/tv/B-t22FdnjnA/?igshid=YmMyMTA2M2Y=...