Статья "Развитие творческих способностей детей"
статья (подготовительная группа) на тему

Трухель Ирина Владимировна

Творческая деятельность стимулирует развитие индивидуаль­ности ребёнка, даёт возможность самовыражения, формирует позитивное отношение к себе и окружающему миру. Творческие способности необходимы именно в современном, быстро меняющемся мире, они позволяют человеку легче приспособиться к этим изменениям и дают возможность активно взаимодействовать с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tvorcheskie_sp-ti.doc72.74 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей.

Дошкольный возраст принято считать периодом яркого самовы ражения, проявления творческих возможностей ребёнка — в рисунке, в сочинении сказок и стихов, в конструировании, в импровизиционной игре. Под способностью к творчеству обычно понимают возможности создания чего-то нового, оригинального. Всё что создаёт самостоятельно ребёнок - это творчество. В творчестве важен не результат, а процесс, творческая активность.

Творческая деятельность стимулирует развитие индивидуаль ности ребёнка, даёт возможность самовыражения, формирует позитивное отношение к себе и окружающему миру. Творческие способности необходимы именно в современном, быстро меняющемся мире, они позволяют человеку легче приспособиться к этим изменениям и дают возможность активно изменять этот мир. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Ребёнок обязательно должен овладеть качествами. Одно из качеств лежит в основе фантазирования. Хорошими стимулами для фантазирования являются незаконченные рисунки, неопределённые образы типа чернильных пятен или каракулей. Описание необычных, новых свойств предметов. Фантазия ребёнка на первой стадии развития ещё очень ограничена. Ребёнок мыслит ещё слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов. Одним из направлений развития творчества является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов - это качество называют оригинальностью, и оно зависит от умения связывать далёкие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

Творческие способности включают в себя такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности. Очень большую роль в развитии творческой личности играет развитие воображения. Поэтому обязательно нужно включать в занятия игры или элементы, способствующие развитию воображения. Благодаря воображению человек творит, планирует свою деятельность и управляет ею. Основа активного воображения старшего дошкольника - сюжетно-ролевая и режиссёрская игра. Рождаясь в игре, активное воображения переносится в другие виды деятельности - рисование, конструирование, сочинительство. Одним из проявлений воображения является мечта. Важно, чтобы мечта вызывала у ребёнка стремление к достижению реальной и желаемой цели с помощью собственных усилий, что будет способствовать и развитию его волевой сферы. Свои мечты ребёнок может реализовать в творческих играх. Творческие игры детей старшего дошкольного возраста уже более сложные как по содержанию, по использованию средств отображения, так и по их организации.

Творческие игры - это длительный процесс, в котором постоянно развивается сюжет, усложняя содержание игры. В своей работе по развитию творческих способностей детей я использую игры-беседы, в которых вся беседа с ребёнком настроена на воображение. Это игры, в которых ребёнок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чём-то окружающих. Игры развивают эмпатию, учат быть впечатлительным, развивают память, мышление, любовь к природе,

диалогическую речь. В процессе беседы необходимо придумывать вместе с детьми ситуации, фантазировать. Данные игры можно проводить индивидуально или с группой детей, на занятиях или вне

Так же для развития творческих способностей особое внимание я уделяю сочинительству ребенка (загадок, рассказов, сказок), придумыванию рифмовок.

В начале работы дети придумывали рифмы на слова, а затем переходим к заканчиванию ритмической фразы. Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети вдумываются в звучащее слово и начинают лучше понимать стихотворную речь. Такие упражнения не только развивают интонационную выразительность речи ребёнка, но и готовят его к восприятию поэтической речи. Очень важным для детей становится то, чтобы придуманную им историю, сказку, загадку, считалку обязательно записали. Поэтому результат речевой деятельности ребёнка позволяет сделать предметом обсуждения, оценки. Это способствует развитию самооценки, повышению социального статуса ребёнка в группе сверстников. Так же вместе с детьми мы составляем и делаем книжки с придуманными сказками и рифмовками.

После проведения диагностики я выявила, что у детей не достаточно хорошо развито мышление, воображение и память. Поэтому я поставила перед собой цель - развитие творческих процессов. Для этого я подобрала материал - художественную литературу, дидактические игры, различные упражнения, дорисовки, схемы загадок, рифмовки.

Упражнения, задания, игры можно использовать:

  1. Как часть образовательной деятельности.
  2. Для индивидуальной работы с детьми.
  3. Как домашнее задание.
  4. В свободной деятельности детей, то есть в игре сюжетно-ролевой и режиссёрской.

Творческие задания позволяют развить у ребёнка диалогическую речь, обогащают и активизируют его словарь, развивают наглядно- образное и логическое мышление, помогают ребёнку высказывать свои мысли. Детям были интересны игры с придумыванием рифм. После которых они могли сочинить стихотворение и когда это получалось ребята были очень счастливы. Так же очень интересны детям были занятия по развитию познавательных способностей, в которые была включена часть занятия по рисованию «Придумай несуществующее животное», «Чего на свете не бывает», «Добрая и злая волшебница» - дети придумывали название своих работ и составляли небольшие рассказы, сказки - это способствовало развитию их фантазии. Занятия проходили очень интересно, поэтому детям очень понравились творческие задания. Дети стали составлять более последовательно свои рассказы, в речи стали появляться больше прилагательных. Дети стали более точно рассказывать свои фантазии, развивать воображение, дети стали задумываться над своими ответами. Творческие игры способствуют развитию коммуникативности ребёнка, что имен большое значение для будущих первоклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...

Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина»  Развитие нравственно-эстетических чувств,  познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, позн...

Творческий проект: «Развитие творческих способностей детей посредством танца»

1. Технологическая карта проекта2. Приложение 1 разминки по проекту3. Приложение 2 коммуникативные игры и танцы4. Приложение 3 ориентировка в пространстве5. Приложение 4 игры импровизации 6. Прил...

Творческий отчет «Развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и декоративно–прикладного искусства»

Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной ку...

Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...