Игры с водой и песком
картотека на тему

Игры не только увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_vodoy.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с водой

Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями и без. После таких игр приходится долго наводить порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.

Наливаем-выливаем. Материал. Различные пластмассовые емкости (баночки, бутылки разного размера, формы, вида фактуры, объема).

Цель. Учить сравнивать количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, в близких по размеру, но разной формы, прозрачных - непрозрачных. В качестве мерки используется третий сосуд (прозрачный), на который маркером нанесена отметка.

  1. Выливая поочередно маленькими стаканчиками воду, например, в большую бутылку (используя воронку), педагог наглядно показывает, сколько потребовалось жидкости для ее заполнения. А если вылить воду вновь в стаканчики? Заполняться ли они? Или в бутылке останется вода?
  2. Попробуйте вместе с детьми разными способами (горизонтально, под наклоном или вертикально, вверх горлышком или вниз) погружать в воду сначала пустую незакрытую бутылку, затем такую же бутылку, но с завинченной крышкой. Если в первом случае сосуд будет постепенно заполняться водой, то во втором – плавать горизонтально на поверхности воды. Попросите кого – либо из детей попробовать опустить бутылку ко дну и удержать.
  3. Откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и опустите в воду. Она будет плавать под наклоном: та часть, которая заполниться жидкостью, окажется под водой.
  4. Залейте бутылку доверху, закройте крышкой. Бутылка будет тонуть. Если сосуд заполнить не до самого верха, то над водой останется та часть, где нет воды.
  5. Переверните две заполненные под водой бутылки, одну оставьте погруженной в воду горлышком вниз, другую постепенно вытаскивайте. Привлеките внимание детей к происходящему.

Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами

Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.

  1. Металл – обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное – не забыть высушить их и положить на место).
  2. Дерево – ложка, мисочка и пр. ( по окончании опыта также не забыть протереть предметы, чтобы они не испортились от влаги).
  3. Пластмасса – любые предметы или игрушки.
  4. Резина.
  5. Ткань – кусочки разных тканей, разного размера, по- разному впитывающие воду.
  6. Бумага и картон разной плотности,  разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее.
  7. Губки разных размеров – поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирать ими (как промокательной бумагой) мокрую поверхность.

Мыльные пузыри. Одна из традиционных и любимых забав малышей – игры с мыльными пузырями.

        Материал. Мыльница или любая мисочка, мыльный раствор, трубочки (соломинки).

        Предварительная работа. Педагог показывает: а) как дуть в трубочку, погруженную одним концом в мыльный раствор, и как производить при

этом обильную пену; б) как пускать мыльные пузыри, слегка втягивая в трубочку мыльный раствор, а выдувая его из трубочки.

        Основная задача.  Вместе с детьми радоваться разноцветным летящим пузырям; дать возможность догонять и ловить их, чтобы дети убедились: при любом прикосновении пузыри лопаются.

       Отметим:  занятие это, во-первых, позволяет познавать свойства воды и различных материалов; во-вторых, дети овладевают произвольным дыханием, но в естественной и увлекательной форме.

Игры с песком

        Песочница – излюбленное место игр во время прогулок. Самое важное, чтобы песок был чистым. Как малыши играют в песочнице, известно: капаются руками, лопаткой, палочкой: вставляют в песок палочки, веточки, листочки, камешки, топают и капают ножками. Годовалый – полутора - годовалый ребенок по – настоящему лепить куличики не может. Понятно: этому его может обучить только взрослый. Малыш видит образец и пытается повторить. Но вот о чем следует помнить: не менее увлекательно  другое занятие – разрушать куличики. Не было ни чего – вдруг появилось что – то интересное и … опять исчезло. Поэтому сердиться на эти действия, разумеется, нельзя.

        Итак, что показывает взрослый детям? Какой песок сухой, какой мокрый, как получается кулич из мокрого песка и не получается из сухого. Все свои действия взрослый обязательно комментирует. Чем больше разнообразных по форме куличиков, тем интереснее. Формочками могут послужить пластиковые бутылки и баночки из – под шампуней, кремов.

        Однако в песочнице можно не только лепить куличики, но и закапывать, а потом раскапывать различные игрушки. Это напоминает детям их любимую игру в прятки – поиски. Поэтому на глазах у детей можно закопать (только неглубоко) какую – нибудь пластмассовую игрушку или формочку  (например рыбку) и громко выразить удивление («Ой, смотрите, наша рыбка куду-то уплыла! Попытаемся найти ее!») Обычно в ответ на призыв дети с удовольствием откликаются совочками или грабельками. Особый восторг вызывает тот момент, когда сквозь песок начинает проглядывать кусочек спрятанной игрушки. Маленькая победа вдохновляет на более энергичное раскапывание. Суть в том, что увлечение игрой рождает желание вновь спрятать в песке и выкопать игрушку.

        Чему еще можно научит малышей? Насыпать песок совочком в ведерко (или формочки), утрамбовать его лопаткой или ладошкой. Очень увлекает перекладывание и пересыпание песка из одной емкости в другую. В песочнице можно капать ямки, насыпать большие кучи и сооружать из них дома, формировать клумбы или лепить руками из мокрого песка заборчики или башенки. Это даже проще, чем лепить куличики.

        Детям постарше педагог показывает, как конструируют из песка заборчики по кругу, как пристраивают к ним башенки из ведерок. В процессе игры можно показать два ведерка, одно полное, а  другое заполненное наполовину, и спросить: какое ведерко тяжелее? А затем дать задание самостоятельно заполнить ведерки песком (полностью или наполовину); обратить внимание: в большой ведерко помещается много песка (чтобы его наполнить, требуется насыпать много совочков), в маленькое – мало; песок легко заполняет емкость любой формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с водой и песком

Изучаем свойства песка и «печем куличи»         Любому ребенку игра с песком доставляет большое удо­вольствие. Предложите малышу инструменты: совочек, ведер­ко,...

Игры с водой и песком для детей с задержкой психического развития

игры с водой и песком для детей с задержкой психического развития...

Игры с водой и песком

Что нужно для игры в песок?А нужно, в сущности, так мало:Любовь, желанье, доброта,Чтоб Вера в Детство не пропала.Простейший ящик из стола –Покрасим голубою краской,Горсть золотистого пескаТуда вольетс...

Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонент здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения».

Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонентздоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения». Здоровье детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополуч...

Игры с водой и песком

Приводятся примеры игр для детей с водой и песком....

Консультация "Игры с водой и песком"

Игры с песком и водой..     Игры с песком. ·        Важными для ребенка оказываются даже простые манипуляции с песком: как с сухим, та...