«Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Чикурова Люция Ханифовна

 Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.

“Собственно интеграция” означает “объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_soobshchenie.docx46.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр раннего развития д\с №65 «Ивушка»

               

                                           Методическая разработка на тему:

«Развитие творческих способностей дошкольников через организацию

 интегрированных музыкальных занятий»

                                                                 Подготовила

 музыкальный руководитель

   Атаханова Люция Ханифовна

                                                         г.Альметьевск, 2015г.

                   

             

                                               

Содержание

    I. Введение…………………………………………………………………..3

    II. Развитие творческих способностей дошкольников через

     организацию интегрированных музыкальных занятий………………...6

  1. Виды музыкальных интегрированных занятий………………………6
  2. Методика применения музыкально - интегрированных занятий

     в развитии творческих способностей дошкольников……………………6

    2.1 Диагностика музыкального развития детей…………………………10

    2.2 Планирование работы интегрированных музыкальных

    занятий как средства развития творческих способностей детей……….11

  1. Организация взаимодействия с воспитателями и родителями

     в обеспечении качества музыкального образования детей……………16

    3.1 Сотрудничество с воспитателями по применению

    интеграции в работе с дошкольниками…………………………………16

    3.2 Сотрудничество с родителями по организации музыкальной  

     деятельности детей с другими видами деятельности в семье…………19

    III. Заключение…………………………………………………………….21

     Список литературы………………………………………………………22

     Приложения……………………………………………………………….23

 

  1. Введение

 Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.

“Собственно интеграция” означает “объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания”.

  Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Наиболее приспособлены для приобщения к миру прекрасного дети дошкольного возраста. Каждый вид искусства, будь то музыка или живопись, несет в себе ценность художественно- эстетического воспитания. Дети учатся чувствовать и понимать, замечать хорошее и плохое, творчески думать и действовать –   тем самым приобщаться к различным видам художественной деятельности.

«Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств»- говорил Бетховен. Чередование различных видов деятельности с музыкальной деятельностью требует от детей внимания, сообразительности, быстроты принятия решений, организованности и способности проявления  волевых качеств, творческой индивидуальности.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольном учреждении. Существует хорошо апробированная традиционная структура занятий, как по музыкальной деятельности, так и по другим видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации, развитию речи и т.д.

Наряду с этим в последние годы появилась тенденция к интеграции в педагогическом процессе воспитания. Комплексному, с элементами интеграции, музыкально-творческому развитию дошкольников посвящены работы таких заслуженных педагогов, как Т.Н. Доронова, А.И.Буренина, Н.А.Ветлугина, Л.Н.Алексеева, М.Л.Петрова, О.П.Радынова, Т.Г.Рубан, К.В.Тарасова, Л.В.Школяр, Т.Э.Тютюнникова и др.

Существует множество методик музыкально эстетического развития детей, его художественных способностей. Однако на практике приоритет отдается не сочетанию  разных видов художественной деятельности, а какому-то одному виду. В преодолении названных тенденций видную роль  в формировании интегрированных принципов сыграли зарубежные композиторы: Б.Бриттен, К.Орф, З.Кодай, П.Хиндемиш и отечественные композиторы: Ц.Кюи, А.Гречанинов, М.Красев, М.Коваль, Д.Кабалевский, М.Минков и др.

В последнее время появилось много нового, увлекательного и доступного музыкального материала, который может поднять на новый уровень творческое развитие детей. Однако методы целостного освоения интеграции в музыкальной сфере совместно с другой творческой деятельностью разработаны недостаточно.

Вышесказанное выявило противоречия:        

- потребность музыкальной практики в творческом развитии детей и недостаточность методов и приемов этого процесса;

- имеется богатый музыкальный материал и в то же время его недостаточная востребованность в практике музыкального образования.

Данные противоречия определили проблему исследования: необходимость создания методики музыкально - творческого развития детей дошкольного  возраста на основе активного введения в содержание музыкального образования интегрированных разработок.

Этим обусловлена цель: развивать творческие способности дошкольников через организацию интегрированных занятий.

Объект исследования: процесс развития старших дошкольников в музыкальной деятельности.

Предмет исследования: развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе  использования музыкальных интегрированных занятий.

Гипотеза исследования: творческое развитие дошкольников на музыкальных занятиях будет осуществляться наиболее эффективно, если:

- важным условием будет являться применение системы интегрированных занятий различных типов, позволяющих успешно решать в комплексе все программные задачи;

- варьирование типов  интегрированных музыкальных занятий будет стимулировать творческую активность детей;

- творчество ребенка будет носить интегрированный характер, адекватный синтетической природе музыкально - сценических жанров, опираться на закономерности драматургии музыкальных произведений;

- сочетать различные виды деятельности, направленных на обогащение знаний, умений, навыков детей с музыкальной деятельностью.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:

- определить показатели , критерии и уровни музыкально- творческого развития детей старшего дошкольного возраста методом диагностики;

- дать детям представление о различных видах искусств: музыка, живопись, театр, хореография, поэзия и т. д.

- с помощью интеграции объединять разные виды художественной деятельности; чередовать их; находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусств, по-своему передающих музыкальный образ;

- стимулирование творческих проявлений детей; формирование способов творческой деятельности в результате музыкальных интегрированных занятий;

- повышение образовательного уровня воспитателей и родителей, обучение их навыкам  музыкальной интеграции во всех видах деятельности ребенка.

II. Развитие творческих способностей дошкольников через интеграцию музыкальных занятий.  

  1. Виды музыкальных интегрированных занятий

-речевые -  слово (обзорные определения, эпитеты, сравнения, ритм);

-театрализованные - движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;

-изобразительные -  рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм);

-музыкальные - мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

 

  1. Методика применения музыкально - интегрированных занятий в развитии творческих способностей дошкольников

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, лепка, рисование, игра, художественная деятельность – все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.

     Под творческой деятельностью подразумевается создание нового мышления, образов или действий. Она развивает глаз, пальцы; углубляет и направляет эмоции; возбуждает фантазию, заставляет работать мысль;

расширяет кругозор, формирует нравственные принципы.

     Если проанализировать статьи в педагогической литературе, психологические исследования по проблеме формирования творческих задатков, можно сделать такие выводы:

-в настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития детей;

-дошкольное детство также является  сензитивным  периодом для развития творческого воображения;

 -необходимость развития творческих способностей связывают с престижем страны;

-если возможности для развития способностей не используются, то развитие творческого начала начинает утрачиваться, деградировать. Это угасание - необратимый процесс.

На развитие творческих способностей  влияют группы факторов:

-первая группа включает природные задатки, индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности;

-во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей;

-третья группа - это зависимость развития креативности (творческих проявлений) от характера и структуры деятельности.

Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

 Интеграция - одно из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. О. В. Петров и А. В.Петрова предлагают авторскую интерпретацию понятия « интеграция» в контексте   интеграции наук и интеграции содержания образования, обращая внимание, на специфику этих понятий отдавая приоритет межпредметным  связям. Они отмечают: «Интеграция содержания образования - процесс и результат построения  целостных учебных дисциплин  созданных путем синтеза научных знаний».

В. С. Безрукова рассматривает педагогическую интеграцию в виде:

-принципа (ведущая идея, отражающая особенности современного этапа развития и гарантирующая в случае ее реализации достижение более высоких  позитивных результатов в научной и педагогической деятельности).

-процесса (непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом.

-результата (форма, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг  с другом, например интегрированное занятие)

Требования к структуре интегрированных занятий:

-четкость, компактность, сжатость учебного материала;

 -продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;

-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

-большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятиях;

- систематичность и доступность изложения материала;

-необходимость соблюдения временных рамок занятия.

В своей  практике проведения интегрированных занятий я сочетаю следующие области познания детей:

-интегрированные занятия: музыка - изо; музыка- театр; музыка- развитие речи; музыка- развитие речи - изо.

На основе теоретических положений разработана структура проведения этих занятий. Занятие начинается с ведущего вида деятельности, это - музыка. Изобразительная деятельность, театр и развитие речи - вспомогательные виды.

1.Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.

2.Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения этого вопроса на основе содержания разных видов деятельности с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по  обогащению активизации словаря.

3.Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей. С их помощью решаются следующие задачи развития музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста:

- воспитание интереса к музыке путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений.

- развитие эмоциональной отзывчивости и выразительности движений;

- развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передача характерных образов в играх и хороводах; использование выученных танцевальных движений в новых самостоятельно найденных сочетаниях; импровизация маленьких песен, попевок;

- формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приемов обучения детей.

      2.1.Диагностика музыкального развития детей

  Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы»  Н.Е.Веракса. Эта программа дает уникальную возможность в раскрытии творческого потенциала дошкольников, так как авторы программы не настаивают на определенной методике работы с детьми, а лишь дают рекомендации, предоставляя педагогам возможность для самостоятельного творческого поиска наиболее эффективных средств ее реализации.

 Но, чтобы правильно организовать процесс развития музыкального творчества, нужно знать исходный результат музыкального уровня детей. В связи с этим можно выделить  «объекты» диагностики музыкального развития:

- мотивация в занятиях музыкой;

- общие способности;

- креативные свойства ребенка;

- специальные музыкальные способности.

Диагностика музыкальных способностей дошкольников может осуществляться в процессе организации цикла специальных групповых музыкальных занятий с детьми при выполнении различных заданий.

 Наиболее целесообразны разработки в этом направлении Н. А. Ветлугиной по таким разделам, как:

- восприятие музыки;

- пение;

- музыка и движение;

- детское музыкальное творчество.

    По этим разделам проводится учет в течение года в рамках начальной диагностики (сентябрь) и итоговой (май).

2.2 Планирование работы интегрированных музыкальных занятий в

старшем дошкольном возрасте.

В результате освоения технологий интеграции было выбрано художественно- эстетическое направление работы, объединяющее театральную, музыкальную, изобразительную деятельность.

Цель этого направления:

развитие личности ребенка с учетом его творческого и интеллектуального материала, через воспитание духовности, эстетического вкуса и приобщение к культурным ценностям.

Условием развития необходимых качеств является естественная деятельность ребенка - игра, объединенная одним сюжетом, вселяющая радость, веселье, удовольствие.

На интегрированных занятиях осуществляются психические процессы:

- эстетическое восприятие;

- эмоционально-положительное отношение к действительности;

- образное представление;

- воображение;

- память, внимание.

Созидательные процессы:

- создание образа;

- передавание разных видов творческой деятельности;

- изыскивание специфических средств выразительности.

Виды деятельности в интегрированных занятиях:

- музыкально-двигательное творчество

- этюды на выразительность слова, музыки, движений;

- слушание музыки;

- описание музыки с помощью слова;

- описание музыки с помощью цвета, разнообразных рисунков;

- музыкально-песенное творчество: придумывание своей мелодии на слова; придумывание слов на музыку; выразительное, прочувственное пение любимых и знакомых песен; разучивание новых песен;

- ритмическая пластика: выразительная передача в танце характера музыки;

- игры: релаксация, психогимнастика.

В основе любой деятельности лежат мотивы:

- желания;

- потребности;

- склонности;

- интересы к содержанию деятельности.

Поэтому, при отборе содержания интегрированных занятий, выделяется основной мотив детской деятельности.

     Интегрированные занятия цикла « Времена года» наиболее доступные,  интересные и творчески развивающие для детей дошкольного возраста. Работа в этом направлении включает в себя массу сведений, наблюдений, знакомств детей с наиболее яркими представлениями о времени года. Интеграция этих направлений происходит по тематическому принципу. В качестве основных тем выступают времена года: « Осень», « Зима», «Весна», « Лето». На их основе осуществляется календарное планирование.

   

Циклограмма проведения интегрированных занятий

 «Времена года»   в старшей группе

        Время года        

    Тема интегрированных

                занятий

     Вид деятельности

     Осень

    Сентябрь

    Октябрь

   Ноябрь

«Осенние краски музыки»

«Осенние листья»

«Как помирить овощи»

«Прощание с осенью»

Диагностика

Слушание музыки, поэтическое слово, знакомство с картинами известных художников.

 

Слушание музыки, рисование, муз. песенное творчество, ритмопластика.

Хоровое пение, муз. двигательное творчество, поэтическое слово, элементы театрализации

Комплексное занятие с элементами интеграции: слушание музыки, пение, муз. ритмич. движения, ритмопластика, театрализация, аппликация, поэтическое слово.

  Зима

  Декабрь

   Январь

  Февраль

«Хрустальный сосуд музыки»

«Прогулка в зимний лес»

«Знакомство с православной музыкой»

Слушание музыки, поэтическое слово, рисование.

Слушание музыки, пение музыкально- ритмическая деятельность, упражнения: логоритмическое, дыхательное, фонопе дическое, массажная игра, инсценирование.

Слушание музыки, поэзия, художественное слово, изодеятельность.

   Весна

   Март

 Апрель

Май

«Весенние фантазии»

«Приключение красок»

«Давайте люди, об этом не забудем»

Слушание музыки, живопись, поэтическое слово, пение, ритмо- пластика, элементарное  музицирование, рисование, ритмографика.

Мюзикл. Виды деятельности: муз. песенное творчество, муз.- двигательное творчество, театрализация, изодеятельность.

Воспитание патриотизма: слушание музыки, пение, изодеятельность на военную тематику.

  Лето

«Обычаи русского лета»

«Рисунки на асфальте»

 Знакомство с народными обычаями через музыкально-двигательную деятельность, пе- сенное народное творчество, изодеятельность (техника оригами)

 Слушание, пение песен композитора В. Шаинского, рисование.

 

    В каждое интегрированное занятие включен какой - либо вид продуктивной деятельности: создание коллективной работы, придумывание сказки по прослушенному фрагменту музыкального произведения, придумывание и изображение характеров героев через движение, изодеятельности, атрибутики. Вся эта деятельность тесно связана с музыкой – как с классической, так и с народной и с современной. Важно, что музыкальное интегрированное занятие сохраняет для детей форму занимательной и увлекательной игры.  

     3. Организация взаимодействия с воспитателями и родителями в обеспечении качества музыкального образования дошкольников

3.1.Сотрудничество с воспитателями

 Преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей осуществляется воспитателем. Его работа заключена в закреплении навыков и умений, полученных на музыкальных занятиях. При этом воспитателю необходимо учитывать особенности каждого ребенка, его способности к музыке и движении, степень усвоения материала. Включая музыкальные произведения в занятия по изобразительной деятельности, развитию речи и другие, воспитатель должен ориентироваться на программные требования и репертуар.

Обращение к перспективному плану, где излагается программное содержание и формулируются задачи на конкретный период времени, поможет воспитателю спланировать и провести музыкальные занятия в случае отсутствия педагога- музыканта. При этом не происходит нарушения целостности педагогического процесса.

     В музыкальных занятиях интегрированного и комплексного типа роль воспитателя очень велика. Так, даже при отсутствии определенных навыков в исполнении на инструменте воспитатель сможет провести интегрированное занятие, где ведущим видом деятельности будет слушание музыки. Содержание занятий предполагает определенную вариативность, например использование магнитофонной записи.

    Деятельность познавательно-эстетического характера непосредственно в группе предполагает обращение воспитателя к музыке: чтение сказки можно проиллюстрировать слушанием музыки С. Прокофьева « Сказочка», а беседы о временах года - музыкой П. И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года».

 Основные требования к музыкально - эстетической подготовке воспитателя:

 - знание музыкального репертуара на конкретный период времени и обязательное включение его в повседневную жизнь детского сада;

 - умение осуществлять индивидуальный подход к детям ( подбор музыкальной деятельности , соответствующий возрасту, потребностям и интересам ребенка).

 - умение организовать занятия и игры, связанные с искусством (игра в концерт, в музыкальную школу, « Рисуем музыку «, включение в деятельность детей игры- инсценировки и т. д.);

 - умение собственным примером стимулировать музыкальные проявления детей (пропеть вместе песню, послушать музыку и побеседовать об услышанном );

 - умение соотнести содержательное и методическое обеспечение педагогического процесса с конкретными обстоятельствами  (введение музыкально-дидактических игр в самостоятельную деятельность в соответствии с задачами музыкального занятия).

3.2 Сотрудничество с родителями

Очень важен тесный контакт педагога - музыканта с родителями детей. Он проявляется в проведении для них  консультаций по вопросам развития музыкальных способностей дошкольников, формирования музыкальных интересов ребенка в семье; в помощи при организации домашней фонотеки;  рекомендациях по подбору и использованию детских музыкальных инструментов, прослушиванию музыкальных записей, радиопередач, просмотру  телепередач и т. д. Родители получают информацию о содержании занятий, музыкальном репертуаре, который изучают дети.

Родители являются соучастниками педагогического процесса в совместной деятельности с воспитателем и педагогом – музыкантом: занимают активную позицию на родительских собраниях, праздничных утренниках. Посещают открытые просмотры музыкальных занятий. Родители информируются о задачах и особенностях музыкального развития детей. Это дает возможность поддерживать интерес к музыке в домашних условиях. К этим условиям относятся:

- организация музыкальной зоны для элементарного музицирования;

- совместное музицирование с детьми;

- посещение театров, концертов с последующим обсуждением,

- собирание домашней фонотеки с обязательным прослушиванием.

Родители интересуются видами и формами музыкальной работы с их детьми, хорошо знают репертуар, изучаемый на музыкальных занятиях. Это позволяет им глубже понять музыкальные предпочтения детей, включаться в деятельность по подготовке праздников и развлечений, становясь не только зрителем, но и полноценным их участником.

   III. Заключение

    Таким образом, интегрированные занятия, проводимые в системе, эффекивны: дают высокие результаты, повышают творческую деятельность детей . С их помощью успешно решаются задачи развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста:

- воспитание интереса к музыке путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку осмыслить и почувствовать содержание музыкального произведения;

- развитие эмоциональной отзывчивости и ритмических движений;

- развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передача характерных образов в играх, хороводах; использование выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизация маленьких песе , попевок;

- формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять

выученный репертуар в жизни: музицировать, петь, танцевать.

Таким образом, интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приемов обучения детей.

                                               Список литературы

1. «Музыка в детском саду»  Н. Г. Барсукова, Н. Б. Вершинина, В. М. Суворова.

2. «Интеграция в системе воспитательно - образовательной работы детского сада» Т.С. Комарова,М.Б. Зацепина.

3. «Модели комплексно - интегрированных занятий с детьми 1,5- 7 лет». С.С. Дреер, А.Н. Потыкан.

4. « Настроения, чувства в музыке» О.П. Радынова.

5. «Проектирование интегративной программы предшкольного образования»  А.И. Буренина, Л.И. Колунтаева.

6. «Развитие музыкальных способностей детей» (для родителей и педагогов). М.А. Михайлова.

7. «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугина.

8. «Ступеньки музыкального развития» Е.А. Дубровская.

9. Подборка журналов на тему интеграции в детском саду «Музыкальный руководитель».

10.  Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада « Радуга». Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон.

11. «От рождения до школы» Н.Е. Веракса

                                                                                 

                             

                                                                                   

                           

                                                                             

                                                               

                                                   

                                                                             

                         

   

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольника через художественно-творческую деятельность.

Рисование для ребенка - это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставл...

Педагогическая технология «Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения Программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, че...

Творческий проект для детей средней группы «Развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию и ручной труд»

Дошкольник – большой исследователь, изобретатель и экспериментатор. Окружающий мир он познает благодаря именно этим способностям. Взрослому следует развивать познавательную деятельность детей, ч...

Развитие творческих способностей дошкольников через основные виды музыкальной деятельности

Автором представлена консультация для педагогов и родителей...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». (средняя, старшая, подготовительная группа). Музыкальный руководитель: Гусейнова Н.С.

Тема моего самообразования «Развитие творческих способностей  дошкольников через театрализованную деятельность». План подготовлен  для детей среднего,старшего и подгот...