Использование игр с правилами для развития навыков сотрудничества у детей 3х- 4х лет.
статья (младшая группа) на тему

Журкина Наталья Леонидовна

Задача детского сада подготовить ребёнка к процессу обучения в школе, но и научить взаимодействовать с другими детьми. Игры с правилами учат общаться , ведь большинство  игр с правилами  - это игры коллективные .Обучая детей, мы решаем не только образовательные, но и воспитательные задачи: формируем основы поведения в кругу сверстников, побуждаем к проявлению внимания и сочувствия, поощряем желание уступить, поделиться, помочь, воспитываем негативное отношение к проявлению грубости, жадности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  игр с правилами для развития навыков сотрудничества у детей 3х – 4х лет

      Задача детского сада подготовить ребёнка  к процессу обучения в школе, но и научить взаимодействовать с другими детьми. И начинать это как можно раньше. Совместные игры помогают  воспитателю сблизить детей, объединить их общей интересной для всех деятельностью. Игры с правилами учат общаться, ведь большинство игр с правилами – это игры коллективные. Дети учатся работать сообща, доверять друг другу, понимать другого.  Согласовывать свои поступки с пожеланиями сверстников; проявлять лидерские качества отдельных детей, отстающим команда стремится помочь, чтобы добиться победы. Подчиняясь правилам игры, дети упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

   В адаптационный период использовала простые игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково: «Солнышко и дождик», «Раздувайся пузырь», « Карусели» и др. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъём.

   Так же подбирала игры, помогающие согласовывать свои действия: «Сороконожка», «Змейка», «Приветствия». Многие дети настолько сосредоточены на себе и на своём Я, что  сверстник становится лишь фоном их собственной жизни. Чтобы отвлечь детей от фиксированности на собственном я,  проводила игры, направленные на развитие способности увидеть другого, почувствовать общность с ним: «Общий круг», « Эхо», «Передай движение», «Передай настроение».

   Для дальнейшего сближения детям уже недостаточно простого подражания друг другу, необходимо более близкое игровое взаимодействие. Несколько сложнее для детей игры, в которых нужно действовать группами «Куклы пляшут», «Подарки».  Дети учатся считаться друг с другом, уступать игрушки и активную, привлекательную роль. Ребёнок пляшет на виду у всех, а затем выбирает того кому передаст роль: «По дороге Валя шла», «Жучок – паучок», «Ровным кругом».

   Игра организует поведение детей в совместной деятельности, требует от ребёнка усилий в ожидании своей очереди, чувствует поддержку от остальных участников. Центральным моментом игры является выбор партнёра, который также осуществляется ребёнком самостоятельно и служит средством выражения своего предпочтения и симпатии сверстнику.

 Для дидактической игры, как и для другой любой игры  с правилами характерно наличие игрового замысла. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер  игры: действия и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими.

    В играх дидактических, настольно-печатных, досуговых – тот же принцип подбора.

Прежде всего, надо вызвать у детей интерес к игре. Первое время воспитатель начинает играть с двумя - тремя детьми и, таким образом, вызывает у остальных детей желание присоединиться.

  Сначала каждый действует независимо от партнера. Главное правило – действовать по очереди, подбирать свои картинки (лото, домино), а не те которые нравятся.  В играх с детьми 3-4 лет ведущая роль отводится воспитателю. Воспитатель объясняет правила, показывает, как надо правильно играть в данную игру. Учит действовать по очереди, слушать товарища, отвечать, когда спрашивают. Это позволяет формировать волевые качества, положительные взаимоотношения между детьми.

       Воспитатель показывает пример отношения к выигравшему и проигравшему, поощряет умение детей выполнять правила игры. Сначала за соблюдением правил следит воспитатель, проявляет готовность прийти на помощь в случае затруднений или возникших недоразумений.

Постепенно ведущую роль можно передать ребёнку, воспитатель становится участником игры. Заинтересованность в выполнении роли ведущего повышает чувство ответственности.

    Для развития навыков сотрудничества при использовании дидактических игр считаю, необходимым обучать  детей следующим приёмам: учить более сильных, активных детей помогать застенчивым, нерешительным детям. Учить замечать и исправлять ошибки товарищей;

Активизировать пассивных;

Поощрять добрые отношения;

Поводить итоги, пусть небольших достижений: «Чему  мы научились? Кто научился помогать друзьям?»

     Таким образом, обучая детей, мы решаем не только образовательные, но и воспитательные задачи: формируем основы поведения детей в кругу сверстников, побуждаем  к проявлению внимания и сочувствия, поощряем  желание уступить, поделиться, помочь, воспитываем негативное отношение к проявлению грубости, жадности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста"

Этот материал поможет воспитателям  сформировать у детей старшего дошкольного возраста  доброжелательные отношения между сверстниками и в развитии навыков общения посредством народных подвиж...

Развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры «Служба спасения МЧС».

Каждый день в нашей стране возникают те или иные чрезвычайные ситуации: пожары, наводнения, землетрясения и т. д. Люди, которые приходят нам на помощь в этих ситуациях-спасатели, люди смелы...

Мастер – класс для педагогов «Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Организуя сотрудничество, педагоги должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе. Обучениние в игре - самый эффективный способ достижения результата....

Роль педагога в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста

В консультации для педагогов ДОУ раскрываются принципы формирования у детей дошкольного возраста совместной деятельности, сотрудничества....

"Роль педагога в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста"

В статье говорится о том, как научить дошкольников активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми....

Мастер - класс Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Знакомство педагогов с технологией сотрудничества, способствующей развитию навыков совместной деятельности, детей дошкольного возраста....

Роль педагога в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста

Группа детского сада - это первое своеобразное детское общество. Сотрудничество появляется в совместных играх детей, в совместной деятельности, где дети имеют возможность, самостоятельно объединиться ...