Опыт работы "Развитие графических навыков при подготовке к школе"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Яркевич Инна Георгиевна

 

Глава 1. Актуальность проблемы

           Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников и, конечно же, нас педагогов. Часто взрослые считают, что самое главное научить ребенка читать, считать до поступления в школу, но это еще не гарантирует успешное обучение. Часто бывает так, что читающий и считающий ребенок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи, он не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания. Все говорит о том, что у ребенка недостаточно развиты внимание, мышление, память, восприятие, графические навыки.

Одним из немаловажных аспектов подготовки ребёнка к школьному обучению является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, графических навыков. Эта проблема не теряет своей актуальности.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, кистью), чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Таким образом, связь активных движений пальцев рук с уровнем общего развития ребёнка получила научное обоснование. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

          Таким образом, есть основание рассматривать кисть руки как орган речи. Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями овладения навыками письма. Детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. У детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение.

При поступлении детей в логопедическую группу, я отметила тот факт, что у многих детей пальцы малоподвижны. Движения их отличаются неточностью, несогласованностью. Некоторые дети держали ложку в кулаке, с трудом правильно брали кисточку, карандаш, ножницы. Плохо ориентировались на листе бумаги и не «видели» клетку. Не могли расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Отметив это, я решила тренировать движение пальцев рук, развивать графические навыки.

 

    Глава 2. Цель и задачи.

           В своей работе я ставлю перед собой цель: подготовить детей к овладению

навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, я решаю такие задачи как:

v общее интеллектуальное развитие ребенка;

v отработка дифференциации правых и левых частей тела;

v формирование ориентации в окружающем пространстве;

v взаимодействие с родителями в развитии у детей мелкой моторики.

 

Глава 3. Содержание работы с детьми и предметно-развивающая среда.

 

          Работу, проведённую с детьми в течение учебного года, я назвала «Волшебная линия».

Работа была направлена на развитие мелких движений пальцев, их координацию, непосредственное овладение детьми технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Формы работы в группе по этой теме разнообразны (групповая, подгрупповая, индивидуальная).     В своей работе я использую различные материалы, такие как бумагу, картон, бусы, фасоль, шишки, пуговицы, песок  и т.д.

 

Основные задачи овладения детьми технической стороной письма:

 

1.  Совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом и ручкой при выполнении графических заданий.

2. Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме: правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента.

3. Научить безотрывному плавному обведению предмета по контуру и штриховать его, используя различные виды штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали и т.д.).

4. Развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой.

В течение учебного года дети в свободное от занятий время с удовольствием выполняли самые разнообразные упражнения: перебирали фасоль,  составляли узоры из пуговиц, счетных палочек, шнурков, с большим азартом лепили, штриховали карандашами в пределах различных контурных фигур, конструировали из бумаги, делали аппликации, рисовали ладошками, пальчиками рук.  

                                             

При составлении узоров мы используем природный материал, который развивает внимание, согласованность руки и глаза.

Хочу отметить, что весь необходимый материал для развития тонкой моторики рук находится в свободном доступе для детей.

Ребятам очень нравятся пальчиковые игры, которые я провожу с ними, они увлекательны, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.

Дети аккуратно и кропотливо выкладывают из спичек или счетных палочек (колодец, домик, пирамидку), соревнуясь, у кого ровнее, выше постройка, подсчитывают, у кого сколько палочек было использовано.

Большое значение для «постановки» руки имеет использование графической техники (штриховка, трафареты на разную тематику, раскраски, графический диктант). В работе над развитием мелкой моторики  хорошо помогает обрывная аппликация.

Я думаю, что дети не только получают удовольствие, собирая пазлы, играя в различные настольно-печатные игры, но в тоже время и развивают мелкую моторику рук. Мною подобраны:

блок занятий по овладению детьми технической стороной письма.( Приложение1); игры с предметами ( Приложение 2); упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук (Приложение 3); дидактические игры и упражнения (Приложение 4); прогулка в детском саду (Приложение 5).                                                             

                                          Глава 4. Взаимодействие с семьёй.

 

            Взаимодействие с родителями - одно из важных направлений в моей работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движения пальцев. Прежде всего, я рекомендую родителям литературу, которая может помочь  в этой работе.

Я постоянно обращаюсь к родителям с просьбой поспособствовать ребенку в выполнении задания, например, провести графический диктант, заштриховать рисунок, создать творческую работу (придумать поделку из бросового материала). Я объясняю родителям, для чего это нужно, и всегда нахожу отклик. Таким образом, родители превращаются в моих помощников, и работа с детьми становится более результативной.

Подобрала методический материал для работы с родителями, в который входят тесты на тему: «Левша или правша?», «Готов ли ваш ребёнок к письму?»; памятки на тему: «Зачем нужна мелкая моторика?», «Влияние мелкой моторики на организм.»; рекомендации на тему: «Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей»; Консультацию на тему: «Как подготовить ребёнка к школе?»

 (См. Приложение 6)

Глава 5. Результативность и перспектива.

 

           В начале и в конце учебного года я провела обследование мелкой моторики руки каждого ребёнка, определяющее уровень развития этого качества и  включающее в себя ряд заданий:

1.Кинестетический практикум («Кольцо», «Коза», «Цветок», «Заяц», «Улитка»);

2.Работа с бумагой (вырезание ножницами, обрывание листа бумаги, узнавание качества предмета, узнавание формы предмета, узнавание предмета);

3.Сила тонуса (сжатие рук взрослого двумя руками, одной рукой);    

    4. Координация движений (вдевание нитки в иголку, «Ладонь-ребро-кулак», «Открой – закрой ворота»);

5.Обследование щепоти руки (катание шарика).

                                                                                                   

 Степень развития мелкой моторики определяла по трем уровням: высокому, среднему и низкому.

Высокий уровень:

Мелкая моторика развита достаточно. Пальцы сгибаются и разгибаются легко, свободно, производятся произвольные и вращательные движения. Дети правильно держат карандаш, хорошо владеют им, регулируют силу нажима.  Предложенные графические задания выполняют самостоятельно, технически точно и правильно.

Средний уровень:

Мелкая моторика развита недостаточно. При выполнении графических упражнений отмечается слишком сильный (чаще ) или слабый (реже ) нажим, прерывистость линий, нестабильность графических форм. Допускают ошибки, видят свои неточности, стараются их поправить, нуждаются в дополнительных указаниях взрослого.

Низкий уровень:

Мелкая моторика развита плохо, отстаёт от возрастной нормы. Движения пальцев неловкие, слабо дифференцированные, при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Заметен не соответствующий работе мышечный тонус (вялый или повышенный). Дети не могут правильно держать карандаш тремя пальцами и управлять им. Задания не получаются, рука идёт «не туда», отказываются от их выполнения, пассивно ожидают помощи. Цели не достигают.

 

Все полученные результаты я занесла в таблицу:

«Развитие мелкой моторики руки».

 

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Начало уч.г.

35 %

43 %

22 %

Конец уч.г.

72 %

28 %

0 %

 

 Таким образом, к концу учебного года, подавляющее большинство детей группы  (72 %) имело высокий уровень развития мелкой моторики, с низким уровнем не осталось ни одного ребёнка.  

Эту работу я считаю эффективной, плодотворной и нужной, так как у ребёнка вырабатывается необходимый навык для успешного дальнейшего обучения в школе. В перспективе у меня задача – разработать пальчиковый алфавит (изображение пальцами букв).

Например: «А – руки сложены в шалаш, между ними - карандаш. Мы закончили едва - появилась буква А».

Цель такой работы: закрепить графический образ печатной буквы; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью; поддержать эмоциональный интерес к занятиям по обучению грамоте.

Большинство детей дошкольного возраста очень любят двигаться, для них движение это способ познания мира. Значит, чем точнее и легче будут детские движения, в том числе и мелкие, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

 

 

Глава 6.Библиография

1. Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов \ Е.С. Анищенкова. –М.: АСТ:Астрель.2006.

2.  Галкина, Г.Г. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей \ Г.Г. Галкина, Т. И. Дубинина. – М.: и Д, 2006.;

3. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет \ О.И. Крупенчук.- СПб.: Литера,2008.

4. Москаленко, В. В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений \ В. В Москаленко..– Волгоград, 2009.

6. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей \ О.  А. Новиковская– М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_graficheskie_navyki_i_melkaya.docx79.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 25
СТАНИЦЫ КРЫЛОВСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

ОПЫТ РАБОТЫ

воспитателя МБДОУ детский сад комбинированного вида № 25

       

           

                                Яркевич Инны Георгиевны

Развитие графических навыков при

                       подготовке к школе

                                                    Ст.Крыловская
                                                            2014 год

Глава 1. Актуальность проблемы

           Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников и, конечно же, нас педагогов. Часто взрослые считают, что самое главное научить ребенка читать, считать до поступления в школу, но это еще не гарантирует успешное обучение. Часто бывает так, что читающий и считающий ребенок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи, он не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания. Все говорит о том, что у ребенка недостаточно развиты внимание, мышление, память, восприятие, графические навыки.

Одним из немаловажных аспектов подготовки ребёнка к школьному обучению является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, графических навыков. Эта проблема не теряет своей актуальности.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, кистью), чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Таким образом, связь активных движений пальцев рук с уровнем общего развития ребёнка получила научное обоснование. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

          Таким образом, есть основание рассматривать кисть руки как орган речи. Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями овладения навыками письма. Детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. У детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение.

При поступлении детей в логопедическую группу, я отметила тот факт, что у многих детей пальцы малоподвижны. Движения их отличаются неточностью, несогласованностью. Некоторые дети держали ложку в кулаке, с трудом правильно брали кисточку, карандаш, ножницы. Плохо ориентировались на листе бумаги и не «видели» клетку. Не могли расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Отметив это, я решила тренировать движение пальцев рук, развивать графические навыки.

    Глава 2. Цель и задачи.

           В своей работе я ставлю перед собой цель: подготовить детей к овладению

навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, я решаю такие задачи как:

  • общее интеллектуальное развитие ребенка;
  • отработка дифференциации правых и левых частей тела;
  • формирование ориентации в окружающем пространстве;
  • взаимодействие с родителями в развитии у детей мелкой моторики.

 

Глава 3. Содержание работы с детьми и предметно-развивающая среда.

 

          Работу, проведённую с детьми в течение учебного года, я назвала «Волшебная линия».

Работа была направлена на развитие мелких движений пальцев, их координацию, непосредственное овладение детьми технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Формы работы в группе по этой теме разнообразны (групповая, подгрупповая, индивидуальная).     В своей работе я использую различные материалы, такие как бумагу, картон, бусы, фасоль, шишки, пуговицы, песок  и т.д.

Основные задачи овладения детьми технической стороной письма:

1.  Совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом и ручкой при выполнении графических заданий.

2. Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме: правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента.

3. Научить безотрывному плавному обведению предмета по контуру и штриховать его, используя различные виды штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали и т.д.).

4. Развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой.

В течение учебного года дети в свободное от занятий время с удовольствием выполняли самые разнообразные упражнения: перебирали фасоль,  составляли узоры из пуговиц, счетных палочек, шнурков, с большим азартом лепили, штриховали карандашами в пределах различных контурных фигур, конструировали из бумаги, делали аппликации, рисовали ладошками, пальчиками рук.  

                                             

При составлении узоров мы используем природный материал, который развивает внимание, согласованность руки и глаза.

Хочу отметить, что весь необходимый материал для развития тонкой моторики рук находится в свободном доступе для детей.

Ребятам очень нравятся пальчиковые игры, которые я провожу с ними, они увлекательны, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.

Дети аккуратно и кропотливо выкладывают из спичек или счетных палочек (колодец, домик, пирамидку), соревнуясь, у кого ровнее, выше постройка, подсчитывают, у кого сколько палочек было использовано.

Большое значение для «постановки» руки имеет использование графической техники (штриховка, трафареты на разную тематику, раскраски, графический диктант). В работе над развитием мелкой моторики  хорошо помогает обрывная аппликация.

Я думаю, что дети не только получают удовольствие, собирая пазлы, играя в различные настольно-печатные игры, но в тоже время и развивают мелкую моторику рук. Мною подобраны:

блок занятий по овладению детьми технической стороной письма.( Приложение1); игры с предметами ( Приложение 2); упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук (Приложение 3); дидактические игры и упражнения (Приложение 4); прогулка в детском саду (Приложение 5).                                                             

                                          Глава 4. Взаимодействие с семьёй.

 

            Взаимодействие с родителями - одно из важных направлений в моей работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движения пальцев. Прежде всего, я рекомендую родителям литературу, которая может помочь  в этой работе.

Я постоянно обращаюсь к родителям с просьбой поспособствовать ребенку в выполнении задания, например, провести графический диктант, заштриховать рисунок, создать творческую работу (придумать поделку из бросового материала). Я объясняю родителям, для чего это нужно, и всегда нахожу отклик. Таким образом, родители превращаются в моих помощников, и работа с детьми становится более результативной.

Подобрала методический материал для работы с родителями, в который входят тесты на тему: «Левша или правша?», «Готов ли ваш ребёнок к письму?»; памятки на тему: «Зачем нужна мелкая моторика?», «Влияние мелкой моторики на организм.»; рекомендации на тему: «Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей»; Консультацию на тему: «Как подготовить ребёнка к школе?»

 (См. Приложение 6)

Глава 5. Результативность и перспектива.

 

           В начале и в конце учебного года я провела обследование мелкой моторики руки каждого ребёнка, определяющее уровень развития этого качества и  включающее в себя ряд заданий:

1.Кинестетический практикум («Кольцо», «Коза», «Цветок», «Заяц», «Улитка»);

2.Работа с бумагой (вырезание ножницами, обрывание листа бумаги, узнавание качества предмета, узнавание формы предмета, узнавание предмета);

3.Сила тонуса (сжатие рук взрослого двумя руками, одной рукой);    

    4. Координация движений (вдевание нитки в иголку, «Ладонь-ребро-кулак», «Открой – закрой ворота»);

5.Обследование щепоти руки (катание шарика).

                                                                                                   

 Степень развития мелкой моторики определяла по трем уровням: высокому, среднему и низкому.

Высокий уровень:

Мелкая моторика развита достаточно. Пальцы сгибаются и разгибаются легко, свободно, производятся произвольные и вращательные движения. Дети правильно держат карандаш, хорошо владеют им, регулируют силу нажима.  Предложенные графические задания выполняют самостоятельно, технически точно и правильно.

Средний уровень:

Мелкая моторика развита недостаточно. При выполнении графических упражнений отмечается слишком сильный (чаще ) или слабый (реже ) нажим, прерывистость линий, нестабильность графических форм. Допускают ошибки, видят свои неточности, стараются их поправить, нуждаются в дополнительных указаниях взрослого.

Низкий уровень:

Мелкая моторика развита плохо, отстаёт от возрастной нормы. Движения пальцев неловкие, слабо дифференцированные, при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Заметен не соответствующий работе мышечный тонус (вялый или повышенный). Дети не могут правильно держать карандаш тремя пальцами и управлять им. Задания не получаются, рука идёт «не туда», отказываются от их выполнения, пассивно ожидают помощи. Цели не достигают.

 

Все полученные результаты я занесла в таблицу:

«Развитие мелкой моторики руки».

 

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Начало уч.г.

35 %

43 %

22 %

Конец уч.г.

72 %

28 %

0 %

 

 Таким образом, к концу учебного года, подавляющее большинство детей группы  (72 %) имело высокий уровень развития мелкой моторики, с низким уровнем не осталось ни одного ребёнка.  

Эту работу я считаю эффективной, плодотворной и нужной, так как у ребёнка вырабатывается необходимый навык для успешного дальнейшего обучения в школе. В перспективе у меня задача – разработать пальчиковый алфавит (изображение пальцами букв).

Например: «А – руки сложены в шалаш, между ними - карандаш. Мы закончили едва - появилась буква А».

Цель такой работы: закрепить графический образ печатной буквы; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью; поддержать эмоциональный интерес к занятиям по обучению грамоте.

Большинство детей дошкольного возраста очень любят двигаться, для них движение это способ познания мира. Значит, чем точнее и легче будут детские движения, в том числе и мелкие, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

 

 

Глава 6.Библиография 

1. Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов \ Е.С. Анищенкова. –М.: АСТ:Астрель.2006.

2.  Галкина, Г.Г. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей \ Г.Г. Галкина, Т. И. Дубинина. – М.: и Д, 2006.;

3. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет \ О.И. Крупенчук.- СПб.: Литера,2008.

4. Москаленко, В. В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений \ В. В Москаленко..– Волгоград, 2009.

6. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей \ О.  А. Новиковская– М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Блок занятий

по овладению детьми технической стороной письма

«Волшебная линия»

 

Тематическое планирование

1.      Тема «Страна Игралочка».

Цель: Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме: правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Вопросы детям:

-Почему мы должны правильно сидеть?

-Как нужно держать карандаш?

-Как должна лежать тетрадь?

-Зачем нужна тетрадь?

-Что такое обложка, страница, лист, поле, клетка?

-Как считать клетки?

3. Пальчиковая гимнастика «Пальчики знакомятся».

4. Подвижная игра с тряпичными мячами.

5. Самомассаж ладоней и пальцев руки.

6. Графическое упражнение: собери бусы на нитку, раскрась их, поставь в центре каждой бусинки точку.

 

2.      Тема «Умный карандаш».

Цель: Научить начинать движения в определённой точке и вести руку в определённом направлении. Совершенствовать умение детей ориентироваться на листе бумаги и в окружающем пространстве. Закрепить понятия: «верх», «низ», «справа», «слева».

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Отгадывание загадки про карандаш.

3. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».

4. Подвижная игра «Цыплёнок».

5. Игра-упражнение «Тихо-громко».

6. Игра с камешками: правой рукой выложить камешки по одному из тарелки, левой рукой сложить их обратно в тарелку (затем чередование рук).

7. «Где спрятался цыплёнок» (пространственная ориентировка).

8. Массаж ладоней карандашом.

9. Графическое упражнение : нарисуем зёрнышки и червячков цыплёнку.

 

3.      Тема «На даче».

Цель: Научить рисовать прямую вертикальную линию. Закрепить сведения, что все вертикальные штрихи пишутся сверху вниз. Следить за позой ребёнка, положением бумаги и карандаша.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж пальцев рук колечками.

3. Подвижная игра «Шофёры» (дети двумя руками накручивают на палочку верёвку, к концу которой привязана машина). 

4. Графическое упражнение: почини забор и дострой будку для Шарика.

5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

6. Пальчиковая гимнастика «У Лариски - две редиски».

7. Графическое упражнение: обведи и раскрась овощи. Что лишнее? Почему?

 

4.      Тема «Город».

Цель: Научить рисовать прямую горизонтальную линию. Закрепить, что все горизонтальные штрихи пишутся слева на право.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев руки щёткой-ёжиком.

3. Графическое упражнение: нарисуй пешеходный переход по образцу.

4. Подвижная игра «На шоссе».

5. Проведи машинку по улицам города (пространственная ориентировка).

6. Сложи из счетных палочек (по образцу).

7. Графическое упражнение: обведи по пунктиру машину и закрасить её.          

 

 

5. Тема «Весёлый художник».

Цель: Научить рисовать прямую наклонную линию. Закрепить полученные сведения, что все наклонные  штрихи пишутся сверху вниз.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев «каштаном» (шарик с шипами).

3. Подвижная игра «Дождик».

4. Графическое упражнение: «Дождь идёт».

5. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять».

6. Графическое упражнение: обведи по пунктиру листик и аккуратно закрась.

 

   6. Тема «Подарки лесного гномика».

Цель: дать понятие о параллельных и непараллельных линиях. Научить рисовать прямые параллельные линии.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами (дети катают орехи между ладонями).

3. Подвижная игра «Ёжик и барабан».

4. Графическое упражнение: «Распили»  полено.

5. Пальчиковая гимнастика  «За ягодами».

6. Графическое упражнение: обведи только ягоды; заштрихуй  ягоду земляники прямыми параллельными линиями.

 

7. Тема «Дом».

Цель: Научить рисовать наклонные параллельные линии.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев рук  карандашом.

3. Подвижная игра «Как живёшь?»

4. Графическое упражнение: дорисуй доски на крыше.

5. Пальчиковая гимнастика: «Дом, ворота», «Наша квартира».

6. Графический диктант «Домик» (количество клеток и направление указывает воспитатель).

7. Графическое упражнение: обведи шторы и заштрихуй их наклонными параллельными линиями.

 

 

8. Тема «Дикие птицы».

Цель: Научить рисовать верхние полуовалы с разными направлениями движений.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Самомассаж ладоней и пальцев руки. 

 

3. Подвижная игра «Воробей».

4. Графическое упражнение: научи птенчика прыгать.

5. Пальчиковая гимнастика: «Кормушка».

6. Графический диктант «Гусь» (количество клеток и направление указывает воспитатель).

 

9. Тема «Золотая рыбка».

Цель: Научить рисовать нижние полуовалы с разными направлениями движений.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж пальцев рук колечками.

3. Подвижная игра «Аквариум».

4. Графическое упражнение: нарисуй морские волны.

5. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

6. Графическое упражнение: дорисуй чешую у золотой рыбки.

7. Сложи из счетных палочек рыбку (по образцу).

 

10. Тема «Зимушка-зима».

Цель: Научить рисовать круги и овалы.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами (дети катают орехи между ладонями).

3. Подвижная игра «Снежная баба».

4. Графическое упражнение: раскрути спираль, закрути спираль.

5. Пальчиковая гимнастика: «Снежок», «Ёлочка».

6. Графическое упражнение: помоги бабушке смотать нитки в клубки.

7. Сложи из счетных палочек ёлочку, снежинку.

 

11. Тема «Путешествие».

Цель: Научить рисовать зигзаги. Закрепить свободное передвижение руки по строке слева направо.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев «каштаном» (шарик с шипами).

3. Подвижная игра «Мчится поезд».

4. Графические упражнения:

  • помоги водителю проехать по дороге с горками;
  • проведи кораблик по ручейку;
  • пройди по следу лыжника.

5. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня…».

6. Графическое упражнение: заштрихуй машины.

Что лишнее? Почему?

7. Сложи из счетных палочек машину, кораблик, самолёт.

 

12. Тема «Лето».

Цель: научить рисовать линии определённой величины в строке и свободно передвигать руку по строке, объяснить, что такое строка, верхняя и нижняя линии, ограничивающие строку, где середина строки и как должны располагаться элементы на строке.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Графические упражнения:

·         назови эти фигуры;

·         нарисуй внутри больших фигур меньшие.

3. Подвижная игра «Гусеница».

4. Пальчиковая гимнастика « Помощники».

5. Графические упражнения:

  • нарисуй маленькую травку;

·         нарисуй высокую травку;

·         нарисуй большую и маленькую травку.

 

13. Тема «Посуда».

Цель: Научить рисовать полуовалы определённой величины в строке.

План-схема занятия

1. Беседа, объяснение, показ.

2. Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами (дети катают орехи между ладонями).

3. Подвижная игра «Посуда».

4. Графическое упражнение: обведи узоры на подносах (узоры состоят из полуовалов);

5. Пальчиковая гимнастика «Помощники ».

6. Графическое упражнение: обведи и раскрась только посуду.

7. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики ».

8. Графическое упражнение: нарисуй пиалы на строке (рисование полуовалов определённой величины в строке).

Приложение 2

Игры с предметами.

игры с палочками (карандашами)

Оборудование: деревянные (желательно из твердых пород дерева) палочки диаметром 1,5-2 см, длиной 10-15 см с закругленными концами;
наборы незаточенных карандашей с круглой и ребристой поверхностью.
Примечание. Большинство упражнений выполняются для каждой руки попеременно, затем двумя руками одновременно с двумя палочками.

Упражнение «Добываем огонь-1»
С напряжением прокатывать палочку между соединенными ладонями.

Упражнение «Растираем точки»
Растирать центр ладони концом палочки.
Напряжение и релаксация
«Ломать», выкручивать, растягивать палочку.
Примечание. По окончании упражнения возникшее в руках напряжение сменится естественным расслаблением.

Упражнение «Качаем палочку»
Упираясь концами палочки в центр ладоней, вращать кисти рук пер-пендикулярно палочке, стараясь не уронить ее. Медленно поднимать руки над головой и опускать их вниз, продолжая удерживать палочку (2-3 раза).
Примечание. Эти движения требуют от ребенка распределения силы давления на палочку, что поначалу дается нелегко.

Упражнение «Удерживаем палочку»
Брать палочку за концы и удерживать ее на весу поочередно указательными пальцами обеих рук, средними пальцами и т.д.

Упражнение «Колодец»
Пара строит «колодец», беря каждую палочку пальцами за концы: с одной стороны один партнер, а с другой - другой.

Упражнение «Пропеллер»
Вращать между пальцами карандаш (палочку).
Примечание. Необходимо обратить внимание на то, чтобы в движениях участвовали все пальцы.

Упражнение «Добываем огонь-2»
С напряжением прокатывать ребристый карандаш между соединенными ладонями.

Упражнение «Собираем карандаши»
Разложить на столе 10 или 15 карандашей. Одной рукой собрать все карандаши, но брать их по одному. Затем класть на стол карандаши по одному.

Упражнение «Маятник»
С минимальным мышечным усилием покачивать карандаш (палочку), слегка придерживая ее двумя пальцами.

Упражнение «Бегущие пальцы»
Перебирать всеми пальцами вдоль карандаша (палочки) от одного конца до другого вперед и назад.

Упражнение «Ползущий карандаш»
Удерживая карандаш между пальцами, ослабить зажим настолько, чтобы карандаш медленно сполз вниз.

Упражнение «Бегущая ладонь»
Перебирать по длинной палочке всей ладонью в разных направлениях.

Упражнение «Шаги»
Зажать карандаш между вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать «шаги» по столу. Следить, чтобы карандаш не вы¬пал из пальцев.

Упражнение «Вращаем палочку»
Зажать конец палочки средним и указательным пальцами правой руки. Длинный конец палочки должен находиться дальше от груди. Перевернуть палочку и вложить ее длинным концом в левую руку (между указательным и средним пальцами). Очередным поворотом вложить ее в правую руку и т.д. Происходит вращение палочки.

игры с шариками

Тонизирующее упражнение «Уголек на ладони»
Подбрасывать шар на ладони попеременно левой и правой рукой. Затем подбрасывать два шара двумя руками одновременно.

Упражнение «Потряхивание»
З
ажать шар в руке и производить максимально свободные движения в лучезапястном суставе.
Упражнение «Раздавим орех»
Положить шар в центр ладони левой руки, а сверху положить центром ладони на шар правую руку. Сдавливать шар с обеих сторон, как бы пытаясь его раздавить.
Осуществлять сжатие с максимальным напряжением, чередовать напряжение с расслаблением, не выпуская шара из руки.

Упражнение «Тигр кусает шар»
Сжать шар между большим и указательным пальцами, при сдавливании шар держать очень плотно, добиваясь ощущения ломоты и растягивания. Аналогично сжимать шар между другими пальцами, максимально вставляя шар в межпальцевый промежуток.

Упражнение «Когти дракона сжимают жемчужину»
Взять шар в щепоть. Все пять пальцев давят на поверхность шара, как бы мнут его. Затем перекатывать шарик, сжимая его между кончиками пальцев.

Упражнение «Обезьяна хватает персик»
С силой сжимать в руке шар, который располагается прямо в середине ладони.

Упражнение «Перекаты» (выполняется по возможности расслабленной кистью)

Перекатывать шарик между пальцами. Шарик помещается между большим и указательным пальцами. Указательный палец перекатывает шарик как вдоль, так и поперек большого пальца. Повторить упражнение остальными пальцами.

Упражнение «Закручивание и откручивание»

Положить шар на середину ладони, прокрутить его большим пальцем от мизинца до указательного пальца, затем вернуть с помощью указательного в исходное положение. Продолжить «закручивание», не прерывая движения. Для выполнения «откручивания» крутить шар в обратном направлении, возвращая его в исходное положение с помощью мизинца.
Упражнение «Горизонтальное вращение шаров»

Взять в руку два шара, большим пальцем толкать ближний к нему шар в направлении мизинца, а мизинцем начать движение другого шара в направлении большого пальца. Если правый шар проходит ближе к основанию ладони, то происходит вращение по часовой стрелке, и наоборот. Крутить шары, не останавливаясь, освоить движение как по, так и против часовой стрелки. После освоения можно попробовать выполнять упражнение ладонью вниз, а также под разными углами.
Упражнение «Журавль щелкает клювом»
Поместить один шар между указательным и средним пальцами, другой шар
зажать большим и безымянным пальцами. Мизинец прижат к безымянному. Слегка ударять шарами друг об друга, щелкая ими, как кастаньетами.

Упражнение «Дракон играет жемчужиной»
Поместить шар между мизинцем и безымянным пальцем правой руки, затем средним пальцем перекатить шар так, чтобы он был зажат между безымянным и средним пальцами. Продлить движение сначала указательным пальцем, сдвигая шар слева направо, затем большим пальцем. Шар на всем своем пути не должен касаться ладони, перекатываясь с помощью пальцев. Точно так же, между пальцев, вернуть шар в исходное положение. Для этого большим пальцем справа налево поместить шар между указательным и средним пальцами и т.д.

                                                                                                                        Приложение 3

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

  1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. 

    2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке. 

    3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает. 

    4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами. 

    5. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно. 

    6. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой. 

    7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой. 

    8. Игра "Разноцветные снежинки". Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. 

    Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы. 

    Взрослый  показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Взрослый  просит детей раскрасить снежинки. 

    Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук. 

    9. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки") 

    Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки. 

    10. Игры с рисованием. Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим. 

    11. Игры с предметами домашнего обихода. Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. 

    Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. 

    Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. 

    Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: 

    "У сосны, у пихты, елки 
    Очень колкие иголки. 
    Но еще сильней, чем ельник, 
    Вас уколет можжевельник". 

    Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: 

    "В зоопарке мы бродили, 
    К каждой клетке подходили 
    И смотрели всех подряд: 
    Медвежат, волчат, бобрят". 

    Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами: 

    "Пальцы, как пчелы, летают по сотам 
    И в каждую входят с проверкою: что там? 
    Хватит ли меда всем нам до весны, 
    Чтобы не снились голодные сны?". 

    Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: 

    "Месим, месим тесто, 
    Есть в печи место. 
    Будут-будут из печи 
    Булочки и калачи". 

    Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые. 

    Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. 

    Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог: 

    "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, 
    Мы любим забавы холодной зимы". 

    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 

    Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. 

    Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. 

    Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 

    "Сильно кусает котенок-глупыш, 
    Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) 
    Но я же играю с тобою, малыш, 
    А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!". 

    Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. 

    Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: 

    "Прищеплю прищепки ловко 
    Я на мамину веревку". 

    Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке. 

    Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: 

    "Я катаю мой орех, 
    Чтобы стал круглее всех". 

    Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого. 

    Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо? 

    Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. 

    Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. 


                                                                                                                          Приложение 4

Дидактические игры и упражнения

Упражнение № 1 «Ладошка – замри!»

Цель: развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы.

Инструкция: вытянуть руки вперед с разведенными пальцами и пробовать удержать 10 секунд. Если получается удержать позу, то руки положить на стол. Педагог может слегка приложить ладони на руки ребенка.

Упражнение № 2 «Привет - пока!»

Цель: тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно.

Инструкция: дети сгибают руки в локтях, держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки. Далее сгибают и разгибают по очереди, начиная с большого пальца.

Игра № 3 «Путешествие пальцев»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Материал: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

Правила:

  1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
  2. все пальцы должны участвовать;
  3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

Игра №4 «Клад»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев рук, развитие кончиков пальцев рук, соотнесение цвета, развитие внимания.

Материал: Рисунок 1 (см ниже)

Ход игры: идти по кочкам строго по карте, которая находится над сундуком.

Правило:

  1. участвуют все пальцы;
  2. палец первый не отрывать от кочки пока не перейдет другой палец.

Игра №5 «Успевай-ка!»

Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.

Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации.

Например, кулак – кулак – ладонь.

Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.

Игра №6 «Зайка и зеркало»

Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.

Инструкция: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

Упражнение №7 «Скворечник»

Цель: упражнение ладоней.

Инструкция: ладони сложены вместе, пальцы смотрят вверх, локти - в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.

Упражнение №8 «Стул»

Цель: развитие динамической координации, чередование движения.

Инструкция: левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части привлекается кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

Упражнение №9 «Стол»

Цель: развитие динамической координации, чередования движений, развитие переключаемости.

Инструкция: левая рука в кулачек. Сверху на кулачек опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Упражнение №10 «Барабанщик»

Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.

Инструкция: отбивая по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваем правой рукой, ударять по столу указательным пальцем левой руки.

Упражнение №11 «Усложненный барабанщик»

Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов, удержание позы.

Инструкция: положить перед собой правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на безымянный или средний на указательный (или наоборот) и слегка отстукивать темп.

Упражнение №12 «Плоскогубцы»

Цель: активизация и подготовка пальцев рук для работы с предметами (ручкой, карандашом, ножницами).

Инструкция: ребенок зажимает края стола между прямыми пальцами (сжимать как можно сильнее). Упражнение выполняют несколько раз.

Игра №13 «Чет-нечет»

Цель: развитие умения пространственной ориентировке на бумаге; воспитание эмоционального, положительного отношения к игре.

Материал: 2 ручки разного цвета, лист в клетку.

Ход игры: на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы).

Помимо данных дидактических игр и упражнений, детям можно предложить различные задания с манипулированием предметов: обводка по контуру, штриховка, шнуровка, застегивание пуговиц, завязывание узлов, различные пазлы, мозаики, лего, конструкторы, вышивка и т.д.

Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук

• “Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).
• “Весёлые маляры” – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево – вправо (3 раза).
Далее даются задания на удержание позы кисти руки:
• “Зайчик” – и.п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
• “Кольцо”
– и.п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.

Упражнения с применением массажера “Су-Джок”

массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).
Примерные упражнения:
Прямолинейные движения колючего шарика:
По тыльной и ладонной стороне кисти рук (предварительно попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки). Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговые движения по ладони:
– Сначала одной руки;
– Потом другой руки.

Спиралевидные движения:
По тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
Зигзагообразные движения:
– По ладоням обеих рук (можно использовать игровой образ в общении с детьми: обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).
Слабое покалывание всех пальцев:
– Подушечек одной руки;
– Подушечек другой руки
Упражнения с применением металлических колец массажера “Су-Джок”:
– с помощью кольца ребенок массирует каждый палец (опуская кольцо от кончика пальца до лучезапястного сустава, и возвращая его на прежнее место).

                                                                                                                            Приложение 5

                                                                                                         

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ.

 

Наблюдение за листопадом.

Цели:

-расширять знания о сезонных изменениях в природе;

-формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.

Ход наблюдения

Воспитатель задаёт детям вопросы.

-Все ли деревья изменили окраску листьев?

-Какими были летом деревья, кусты?

-Как они изменились с приходом осени?

-Какого цвета листья на берёзе? ( Золотисто-жёлтые.) На рябине? (Красные.)

-У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У берёзы.)

-У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У берёзы.)

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат!

 Налетели конопушки,

    Стали рыжими опушки,

 Ветер мимо пролетал,

   Ветер лесу прошептал:

-Ты не жалуйся врачу,

Конопушки я лечу,

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за опавшими листьями, задаёт им вопросы, загадывает загадки.

- Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)

- Все листочки падают одинаково ? ( Нет.)

- Дерево тоже умирает с опавшими листьями? ( Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая даёт весной молодой побег  с готовыми листьями.)

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать.

(Сжимают, разжимают кулачки.)

Листья берёзы, листья рябины,

(Загибая пальчики, начиная с большого.)

Листики тополя, листья осины,

                                        Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

( «Шагают» средним и указательным пальчиком.)

Упражнение «Листья».

Предложить детям покружиться, как кружится листочек в ветреную погоду, а затем - как кружится в тихую погоду.

Исследовательская деятельность.

Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону.

Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки.

Составить из опавших листьев узор на асфальте.

Трудовая деятельность.

Уборка листьев на участке детского сада.

Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

 

Подвижные игры.

«Дождик».

Ведущий одет в костюм дождика ( плащ, в руках блестящие ленточки из фольги).

Дети. Кто под дождик попадёт, тот сейчас водить пойдёт.

Дети убегают, Дождик догоняет.

1-й вариант. Кого коснётся  Дождик, тот становится водящим.

2-й вариант. Дождик говорит: «Гроза!», все останавливаются. Кого коснётся    Дождик, тот рассказывает стихотворение, загадку об осени.

« Хищник-добыча».

Цели:

-упражнять в установлении связи «хищник – добыча»;

-развивать быстроту бега, ловкость.

Индивидуальная работа.

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки приседания ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь.

 

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ.

Наблюдение за снежинками.

Цели:

-обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме;

-учить сравнивать, развивать познавательную активность.

Ход наблюдения

Что за звёздочки сквозные

На платке и рукаве,

Все сквозные, вырезные

А возьмёшь - вода в руке?

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

 

Воспитатель даёт детям задания, предлагает ответить на вопросы.

-Понаблюдайте за снегом, какой он?

-Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки?

-Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор.

-Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке?

-Найдите две одинаковые снежинки. ( Одинаковых не бывает.)

 

Координация речи с движением, упражнение «Снежок».

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили.

( «Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий

Показывают круг, сжимают ладони вместе.)

И совсем-совсем не сладкий.

(Грозят пальчиком.)

Раз - подбросим,

(Смотрят вверх, побрасывают воображаемый снежок.)

Два – поймаем,

(Приседают, ловят  воображаемый снежок.)

Три - уроним

(Встают, роняют воображаемый снежок.)

И … сломаем.

(Топают.)

Исследовательская деятельность.

Понаблюдать, где быстрее тает снег – на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?

Трудовая деятельность.

Постройка лабиринта.

Цели:

-приучать доводить дело до конца;

-воспитывать умение действовать сообща.

Подвижные игры.

«Два мороза», «Волк во рву».

Цель: развивать внимание и умение действовать по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

«Пройди осторожно».

Цель: учить ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их.

 

                                                                                                                Приложение 6

Тест

«ЛЕВША ИЛИ ПРАВША?»

( для родителей)

 

Чтобы Вашему ребёнку было легче овладевать навыками письма, целесообразно будет определить, кто он - «левша» или «правша». Тогда Ваш малыш не пострадает от насильственного переобучения.

 1.Узнайте, имеются ли у ребёнка близкие родственники с ведущей левой рукой.

 2.Вспомнте, в возрасте до одного года какой рукой чаще пользовался ребёнок (брал погремушку, ложку и т. Д.).

 3.Предложите ребёнку расчесаться. В какую руку он возьмёт расчёску?

 4.Обратите внимание, в какой руке ребёнок держит карандаш или ручку во время рисования.

 5.Предложите ребёнку послушать часики. К какому уху он их поднесёт?

 6.Предложите ребёнку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была

сверху. Обратите внимание, что эта за рука.

 7.Предложите ребёнку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?

 8.Предложите скрестить руки на груди, предплечье какой руки будет наверху?

 9.Предложите ребёнку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?

 10.Сидя, положите одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?

 11.Предложите ребёнку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?

 Если большинство заданий ребёнок выполнил левой рукой, ногой, ухом, глазом, то ведущим является правое полушарие головного мозга – ребёнок «правополушарный » - левша.

                                                           Тест

                          « ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК К ПИСЬМУ?»

                                               (тест для родителей)

 Научить ребёнка красиво и правильно писать непростая задача. Задолго до школы родители должны заняться развитием и тренировкой детской руки, сделать её ловкой и уверенной. Вопросы этого теста помогут Вам оценить способности ребёнка овладевать навыками письма.

 1.Ваш ребёнок хорошо ориентируется, где лево, где право?

А) всегда;

б) от случая к случаю;

в) никак не может запомнить.

2.Как ваш малыш относится к предложению порисовать?

          А) с неохотой, но приступив, увлечётся;

б) с огромным удовольствием;

 в) с заявлением: «у меня не получится» и категорично отказывается.

3.Рисунки Вашего ребёнка отличаются:

а) наличием дрожащих, прерывистых линий, небрежностью;

б) оригинальностью, некоторой размашистостью;

в) аккуратностью и чёткостью линий.

4.При рисовании шариковой ручкой Вы замечаете, что ребёнок:

а) держит её, как взрослый;

б) его кисть напряжена либо дрожит, ручка постоянно выскальзывает;

в) держит её непривычным образом, но рисует уверенно.

5.Ваш ребёнок, играя в школу, копирует:

а) буквы и предметы соответственно предложенному образцу, соблюдая размеры и форму;

б) изображая с небольшими неточностями;

в) со множеством ошибок либо совершенно неразборчиво.

6.При написании букв Ваш малыш переворачивает их в обратную сторону?

А) часто, почти всегда;

б) иногда;

в) никогда, очень редко.

7.Работая с ножницами и бумагой, Ваш ребёнок делает:

а) замечательные поделки;

б) примитивные и очень неаккуратные поделки;

в) самые элементарные вещи с помощью взрослых.

8. Вы считаете, что Ваш ребёнок:

а) рассеян,  но старается быть аккуратным;

б) невнимательный и нетерпеливый, постоянно сбивается, нарушает правила;

в) расторопный и внимательный, умеющий работать по правилам.

9.В подвижных играх о Вашем ребёнке можно сказать так:

а) его ловкости можно позавидовать;

б) у него неплохо получается;

в) постоянно путается, совершенно неуклюж.

10.Придя в магазин, Ваш ребёнок предпочёл бы, чтобы Вы купили:

а) мозаику или конструктор;

б) книгу для раскрашивания;

в) куклу, машинку.

 

КЛЮЧ

 

1      2      3      4       5      6      7       8      9      10

а

3      2      1      3       3      1       3      2      3       2

б

2      3      2      1       2      2       2      1      2       3

в

1      1      3      2       1      3       1      3      1       1

Подсчитайте общее количество баллов, согласно ключу:

10-15 баллов. Вашему ребёнку, к сожалению, будет трудно овладеть письмом. Поскольку мышцы его руки (кисти) не натренированы. Возможно,  поэтому он избегает письменных работ либо рисования. Пока не поздно займитесь развитием ловкости мелких движений руки у ребёнка.

 

16-25баллов. Уровень развития графических навыков и пространственной ориентировки Вашего ребёнка достаточно неплохо. Однако не лишним будет развивающие графические занятия.

 

26-30 баллов. Ваш малыш отлично подготовлен к овладению письмом. У него хорошая координация графических движений, уверенное владение шариковой ручкой, это обеспечит ему успех при письме.

                                                                Памятка

                                      «Зачем нужна мелкая моторика?»

                                                          (для родителей)

      Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке письму, а не само письмо.
Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.
      В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.


                                                            Памятка
                             « Влияние мелкой моторики на организм»

                                                       (для родителей)

       Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
       По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга , массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка , среднего- на кишечник , безымянного – на печень и почки, мизинца- на сердце. Так же широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
     В нашей педагогике созданы игры «Ладушки» «Сорока-белобока» «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие.        Исследования российских физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Доказано, что манипуляции рук оказывают влияние на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.
Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

         Рекомендации  по проведению пальчиковой гимнастики

                                                           (для родителей)

       Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на владение ребенка простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Если ваш ребенок в 4 года не умеет доносить в ладошках воду до лица – значит у него отстает в развитии мелкая мускулатура. В тоже время, если ребенок в 4 месяца может из кулачка вытащить один из пальцев, это свидетельствует о хорошем развитии мелкой моторики, а в дальнейшем о речевом развитии.
       Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь, занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой. Упражнения по мелкой моторике можно найти в различной литературе, которой много на полках книжных магазинов.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз. Сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя руками вместе. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. Гимнастика проводится в течение нескольких минут, 2-3 раза в день.
Так же хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая так же способствует развитию мелкой моторики:
1. Застегивание и расстегивание пуговиц
2. Шнурование ботинок
3. Шнуровка на специальных рамках
4. Нанизывание колец на тесьму
5. Мозаика
6. Игры с конструкторами
7. Перебирание круп, зерен
8. И другие…
Для более старшего возраста используются всевозможные упражнения с элементами письма, такие как:
1. Штриховка в разных направлениях
2. Обводки
3. Доведение линий до конца
4. Раскрашивание
5. Прописи
6. И другие…
Чем раньше родители поймут, что мелкая моторика напрямую связана с речевым развитием ребенка, чем раньше родители начнут развивать ее у ребенка, тем в будущем речь у ребенка будет точной и правильной.

                                                     Консультация

                     «Как подготовить ребёнка к школе?»

                                                     (для родителей)

   

Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всем протяжении существования человеческого общества. Главное назначение языка- служить средством общения людей. Язык неразрывно связан с мышлением, сознанием человека, служит средством формирования и выражения мыслей и чувств человека.

С каждым годом жизнь предъявляет нам все более высокие требования не только нам, взрослым, но и к детям; неуклонно растет объем знаний, которые нужно предавать им. Мы хотим, чтобы условие знаний было бы не механическим, а осмысленным. Но для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающим их сложностями, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения. Ведь именно через речь совершается развитие отвлеченного мышления, именно с помощью слов мы выражаем свои мысли.

В процессе эволюции кисть руки становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как и все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она - основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что не находит слов, ищет выражение через руку.

Необходимо отметить, что при коррекции мелкой моторики в кисти происходит достаточно быстрое улучшение исследуемой функции. Из всего сказанного можно сделать вывод, что ручной труд, пальчиковая гимнастика, различные графические упражнения, несомненно, помогают с меньшим напряжением развивать мелкую моторику.

Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков АПНРФ ( А.В Антакова-Фомина, М.И. Кольцова, Е.И. Исенина). Они установили, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам.

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: «Как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?»

Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин нарушения речи.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Отсюда следует, что слабую руку дошкольника можно и нужно развивать.

Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков. Ее становлению способствуют игры с различными мелкими предметами.

С раннего детства нужно стимулировать совершенствование точных движений руки и пальцев, которые оказывают положительное действие на развитие речи. Дети, совершающие многочисленные движения пальцев рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других, Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми 6-7 месяцев. С 10 месяцев следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие.

Одним из принципов, который необходимо использовать родителям дома или воспитателям в детском саду в работе - это принцип системности- т.е. постепенный переход от простого к сложному. Работа по развитию мелкой моторики рук должна проводиться регулярно. Только тогда, будет достигнут наибольший эффект.

                                               Рекомендация

       «Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей»

                                                         (для родителей)

  • Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
  • Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
  • В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
  • Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
  • Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
  • Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
  • Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
  • Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
  • Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
  • Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
  • И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

                                                             Содержание:

 

Глава 1. Актуальность проблемы…стр.2

Глава 2. Цель и задачи…стр.3

Глава 3. Содержание работы с детьми и предметно-развивающая среда…стр.3

Глава 4. Взаимодействие с семьёй…стр.4

Глава 5. Результативность и перспектива…стр.4

Глава 6. Библиография…стр.6

Глава 7. Приложения…стр.7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общей моторики и отработка элементарных графических навыков при подготовке руки к письму (старшая и подготовительная группы).

Развитие общей моторики и  отработка элементарных графических навыков при подготовке руки к письму (старшая и подготовительная группы)....

Консультация "Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста - необходимые условия подготовки к школе"

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы: "Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста - необходимые условия подготовки к школе"...

конспект занятия по развитию мелкой моторики руки на занятиях по овладению графическими навыками в подготовительной к школе группе

занятие по мелкой моторике позволяет развивать внимание,зрительное восприятие, формирует необходимые навыки и умения для обучения в школе.Занятие проходит в игровой форме, что дает положительный резул...

«Роль графических навыков в подготовке руки к письму.»

Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности детей к школе....

Развитие графических навыков и подготовка руки к письму у дошкольников

Подготовка руки к письму – это неотъемлемая часть подготовки к обучению в школе. Благодаря своевременной подготовке руки к письму можно избежать множества трудностей при обучении в школе. Подгот...