Психолого-педагогические основы обучения дошкольников современным правилам этикета
статья (старшая группа) на тему

Соловьева И.Н.

Психолого-педагогические основы обучения дошкольников современным правилам этикета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiket.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ СОВРЕМЕННОГО ЭТИКЕТА

Соловьева Ирина Николаевна, воспитатель второй квалификационной категории МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №38 «Аленький цветочек»,        г. Набережные Челны

Культура общения (этикет) основана на соблюдении правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении столетий. Этикет определяет формы общения: как спорить, не задевая чувств собеседника, как вести себя за столом, какие и как дарить подарки и т.д. Но только знание правил этикета недостаточно для того, чтобы стать культурным человеком. Дети правила поведения обычно усваивают быстро, родители эти правила знают, но выполнять их может их далеко не каждый. Правила, регламентирующие действия с предметами, правила вежливости, распорядка дня и т.п. усваиваются детьми значительно раньше и легче, чем нормы требующие учитывать интересы других людей, частичного или полного отказа от своих желаний во имя общепринятых ценностей (этические нормы).

Регуляция поведения на основе этических норм невозможна без развития у ребенка таких социальных эмоций, как сопереживание и сочувствие. Именно сочувствие помогает ребенку раскрыть этический смысл ситуации, ориентирует его на социально одобряемые формы поведения. Нормативная регуляция поведения зависит и от возможностей ребенка эмоционально предвосхитить последствие своих действий, от сформированности у него обобщенных представлений о хороших и плохих поступках (этические представления). Только к концу дошкольного возраста, по мере интеллектуального и эмоционального взросления, ребенок может самостоятельно регулировать поведение в соответствии с этическими нормами (такими как, честность, взаимопомощь, забота о младших и взрослых, справедливость, сдерживание агрессивных решений).

Вопросам культуры общения, правилами этикета необходимо посвятить специально организованные занятия, чтобы усвоенные нормы поведения в обществе и соблюдение их стало привычкой. Основная цель занятия - научить правилам вежливости и приучать к большой самостоятельности в поступках и мыслях.

Центральное место в процессе усвоения норм и правил этикета занимает игровая деятельность детей, в котором сюжет являются их моделями. Именно в ролях, принятых на себя детьми, ролевых действиях воплощаются и формируются их знания о нормах и правилах. В игре дети взаимодействуют не только как персонажи, но и как реальные личности, и такое взаимодействие способствует усвоению ими норм и правил. При этом необходимо отметить, что возможности детей действовать в соответствии с этическими нормами в качестве игрового персонажа несколько опережает их возможности поступать так в реальном поведении.

Как часто, наблюдая за общением взрослого с ребенком, мы слышим фразы: «Так должен вести себя за столом воспитанный ребенок», «Так должен поступать культурный пассажир». Мама и папа, сами того не подозревая, заключают поведение ребенка в рамки той или иной социальной роли: культурного человека за столом, пассажира, покупателя, человека принимающего подарок и т.д. Социальная роль - это система норм и правил поведения, ожидаемого от человека, занимающего в обществе или социальной группе определенное положение.

Овладение социальной ролью является одним из основных компонентов процесса становления социального опыта. Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт, занимаясь разнообразной деятельностью, общаясь с людьми, выполняя различные социальные роли, усваивая модели поведения.

Малыш - существо социальное с самого рождения. Вначале он имитирует поведение взрослых, затем принимает какую-либо роль (врач, мама, шофер). На следующем этапе ребенок уже предвидит социальные ожидания окружающих и их реакцию на его действия в избранной роли: опрятного сына, воспитанного пассажира, культурного ребенка за столом и т.д. Таким образом механизм взаимодействия с окружающей социальной действительностью заключается в пополнении «своего репертуара» различными ролями.

Важную роль в становлении нормативной регуляции поведения у дошкольников играет взрослый. Поведение значимых взрослых выступает перед ним как образец подражания. Поэтому соблюдение норм и правил ребенком непосредственно зависит от того, насколько последовательно сами взрослые придерживаются их. Именно взрослые авторитет для ребенка. Ребенок - великий наблюдатель и подражатель - замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.

Представим такую ситуацию. Мама забирает сына из детского сада. Они в раздевалке. Мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребенок заглядывает в группу и говорит: «До свидания». А ведь мама должна была попросить сына попрощаться не только с воспитателем, но и с детьми. И вообще-то ей самой следовало бы попрощаться с воспитателем и детьми.

К сожалению, многие считают, что правила этикета действуют лишь в общественных местах, на рабочем месте, а дома можно вести себя так, как хочется, как привык.      

Вот что писал А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Когда вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, и как смеетесь, читаете газеты - все это имеет для ребенка большое значение».

Итак, правила этикета следует формулировать в четком и доступном для дошкольника виде. Важно, чтобы взрослый объяснил ребенку, для чего необходимо то или иное правило. При этом взрослому необходимо давать ребенку возможность эмоционально проживать последствия соблюдения или нарушения норм и правил этикета для других людей (Например, при прочтении художественной литературы, разыгрывании небольших спектаклей и т.д.). Для успешного усвоения норм и правил этикета имеет большое значение и постоянное поощрение проявлений одобряемых форм поведения у детей, отношений доброжелательности, доверие между ними и взрослыми. Чтобы дети выросли чуткими, внимательными, вежливыми, нам, взрослым, необходимо терпение, самоконтроль, и, конечно же, любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению старших дошкольников с правилами этикета

В современном российском обществе происходит переоценка многих положений, в том числе обязательных требований к дошкольному образованию,  которые закреплены во вступивших в силу ФГОС ДО. Одним из...

Сообщение на педсовете" Ознакомление дошкольников с правилами этикета"

Ознакомление дошкольников с правилами столового этикета....

«Психолого – педагогические принципы развивающего обучения детей дошкольного возраста»

«Психолого  – педагогические  принципы развивающего обучения детей дошкольного возраста»...

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с правилами этикета.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с правилами этикета...

Карта лучшей практики по психолого-педагогическому сопровождению семьи в реалиях современного социокультурного пространства

Карта лучшей практики по психолого-педагогическому сопровождению семьи в реалиях современного социокультурного пространства...

Тема: «Психолого-педагогическая готовность к обучению ребёнка к школе».

Родительское собрание конспект подготовительная группа...