Консультация на тему: «Воспитание бережного отношения детей раннего возраста к живой природе» (Для воспитателей младших групп)
консультация (младшая группа) на тему

Авдонина Татьяна Александровна

Воспитание бережного отношения детей раннего возраста к живой природе.

 

Актуальность работы: выбранная тема, на мой взгляд, как никогда актуальна в наше время, когда пагубное воздействие человека на окружающую среду возрастает с каждым днем. Задача нашего поколения – воспитать в детях любовь, уважение и трепетное отношение ко всему живому миру.

Цель работы: Обозначить важность воспитания в детях бережного отношения к окружающему миру и живой природе в частности

Задачи: изучить методическую литературу по данной теме и выявить наиболее эффективные и доступные методы экологического воспитания детей младшего возраста

Введение

     О значении и влиянии окружающей природы на воспитание подрастающего поколения начали говорить еще в XIX веке, так К. Д. Ушинский писал: «Один день, проведённый дитятей среди лесов и полей, стоит недели в классной комнате». Тогда же началось зарождаться и понимание о необходимости целенаправленного воспитания в детях бережного и гуманного отношения ко всему живому.

     Сегодня по всему миру мы можем наблюдать разрастание глобальных экологических проблем : разрушение экосистем, появление «дыр» в озоновом слое земли, неконтролируемое вырубание лесов, опустынивание, загрязнение воздушной среды, изменение климата и т д. За всем этим стоят взрослые люди, которые в детстве не осознали должным образом важность сохранения хрупкого экологического баланса природы. Изменить сознание таких взрослых, к сожалению, уже почти невозможно.

     Таким образом, я считаю, что знакомить, обучать любить и заботиться о природе нужно начинать уже с раннего возраста, с 1-3 лет, ведь именно в этом возрасте дети восприимчивы ко всему окружающему, они как губка впитывают всю информацию, которую им передают родители и воспитатели, будь то в форме слов или в форме личного примера. Важно не пропустить этот момент в развитии ребенка, так как он является центральным в воспитании мышления созидателя и создателя природы, а не его разрушителя.

Методы и приемы формирования у детей младшего возраста бережного отношения к природе.

     Как только малыш начинает посещать детский сад задача воспитателя - помочь ему открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, научиться понимать и видеть его как наш общий дом, необходимый в равной степени всем его жителям. Решить эту задачу можно с помощью ярких, живых каждодневных эмоций, которые ребенок получает при общении с природой и животными. Именно эта радость находиться в гармонии с окружающим миром, новизна открытий и счастье быть частью этого прекрасного мира впоследствии и сформирует эко-личность ребенка. Поэтому так важно обучить детей наблюдать, восхищаться, любоваться красотой, воспитывать в них любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Недостаток конкретных эмоций и опыта будь то цветовой гаммы, звуков, запахов ведёт к эмоциональной и духовной бедности, к неумению выразить своё отношение к миру природы.

     Так какие же методы может использовать воспитатель для ознакомления и приобщения детей к природе? Все методы мы можем разделить на 3 вида:

наглядные, к ним относятся наблюдения, рассматривание иллюстраций, картин, показ информативных фильмов, слайдов ит.д.

практические, к ним относятся игры и игровые ситуации, которые помогают малышам применить на практике полученные знания, углубить их и закрепить

словесные, к ним относятся чтение рассказов, стихов, беседа

     Для детей младшего возраста наглядные методы будет наиболее эффективными. Рассмотрим их более подробно. Еще И. Г. Песталоцци писал о важном значении наблюдения в жизни ребенка и становлении его личности : «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и, чтобы точные знания всегда предшествовали суждению»; «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнение в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи! »

     Каждый день малыши встречается с миром растений, он манит его, возбуждает его любопытство. Наблюдая за зелеными «друзьями», замечая их красоту и разнообразие дети не только развивают свой эстетический вкус, но и делают простейшие логические заключения, получают первые знания о гуманности и морали. Воспитатель должен помочь ребенку осознать, что растения, хоть и отличаются во многом от нас, людей, - живые и нуждаются в нашей заботе и охране. Очень хорошо, чтобы дети поначалу могли наблюдать за поливкой, удобрением комнатных растений в группе детского сада, а затем и самим помогать воспитателю, так они научаться распознавать здоровые, полные жизни растения и болезненные, слабые, которым необходимо «лечение».

     Как пишет Веретенникова С. А в своей книге «Ознакомление дошкольников с природой»,  «ребенок, который воспитывался в «зеленой» школе, увидит красоту букета в вазе, клумбы, пейзажа. В лесу, парке, на лугу он будет наблюдательным, любознательным».

     Знакомя детей с окружающим миром, нельзя не завязать знакомство и с животными. Общение с ними приносит огромное удовольствие и радость. Уже с ранних лет малыши начинают замечать сходство животных с людьми и начинают осознавать, что перед ними живые существа. Хорошо, если в семье присутствуют домашние животные и ребенок помогает взрослым заботиться о питомце - давать еду, менять воду, выгуливать, заботиться когда тот болен ит.д. Необходимо объяснить ребенку, что у животных тоже существует свой режим дня и его нужно уважать.

     Хорошим «подспорьем» для воспитания бережного отношения к живому будет «живой уголок» в детском саду, где воспитанники могут наблюдать день за днем за животными, а затем и помогать педагогу ухаживать за ними. Таким образом, дети не только расширяют свои знания об окружающем мире и учатся беречь природу, но и развивают трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, ответственность за порученное дело.

     К наглядным методам, как я уже отметила выше, относятся также рассматривание иллюстраций, картин, показ информативных фильмов, слайдов. Воспитатель чаще всего использует данные средства для ознакомления с явлениями природы недоступными для каждодневного наблюдения. Картины и слайды, в этом случае, помогают детям еще более широко овладеть знаниями об окружающий их природе, углубить представления о жизни животных, растениях, временах года. Можно использовать данный материал и для формирования у детей раннего возраста первых представлений по охране и сохранению природы. Показ иллюстраций, изображающих красоту и великолепие пейзажей, детенышей животных, весело резвящихся около мамы, необычность флоры дальних стран, воспитать должен сопроводить рассказом о хрупкости всего живого, о необходимости защиты и охраны окружающего мира. Необходимо отметить, что педагог должен внимательно относится к выбору обучающего материала - картины, иллюстрации, слайды отображающие природу, должны быть очень красочными, правдоподобными и иметь довольно большие размеры, чтобы дети могли соотнести нарисованный образ с реальностью за окном. Кроме того, многие явления недоступные для непосредственных наблюдений, например, с природой отдаленных мест, с дикими животными и явлениями природы других отдаленных уголков нашей земли детей можно познакомить лишь через картины.

     При формировании в детях гуманного и бережного отношения к природе важную роль играет показ диафильмов и телефильмов. Они вызывают у детей особое любопытство в связи с занимательностью сюжета. Это помогает активному восприятию увиденного, позволяет сопереживать героям. Показ отдельных кадров может сопровождаться как рассказом воспитателя или же чтением имеющегося в диафильме текста.

     Делая вывод из всего вышесказанного хочу отметить, что, конечно же, первое восприятие живой природы у детей складывается на основе эмоций, чувств, возникших в ходе созерцания ее красоты. Но одной лишь только эмоциональной базы для воспитания бережного отношения к природе недостаточно. Воспитатель должен стремиться соединить возникшие в результате непосредственного наблюдения за природой чувства детей с природоохранительными знаниями, что, в свою очередь, станет основой для возникновения желания различной природоохранительной деятельности.

     Основной целью воспитателя является научить ребёнка любить природу. Дети должны наслаждаться трудом, искать в нем источник душевной радости и морального удовлетворения. Ведь если ребёнок ухаживает за растением и результат его труда - благоухающий цветок – является единственным вознаграждением, а творилась эта красота для радости других, то он просто не может совершить ничего дурного, подлого, обидеть живое существо. Важно отметить, что воспитание бережного отношения к природе возможно лишь когда дети будут иметь хотя бы элементарные знания об окружающем живом мире, хорошо изучат способы выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её великолепие. На этой основе и формируется любовь к живому.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Природа - удивительный мир, любовь к которому можно пробудить с самых ранних лет, знакомя ребёнка с её секретами, обучая замечать прекрасное и наслаждаться каждой ее частичкой : ароматом цветов на лугу, волшебством закатов, пейзажами родных мест. Вдетскому саду на прогулке позвольте детям наблюдать, как весело прыгает птица с ветки на ветку, как она щебечет по утрам, обратите их внимание на пролетающую мимо бабочку. Пробудив однажды интерес ребенка к окружающей его живой природе, он сам уже не сможет остановиться, каждый день открывая новые тайны природы или углубляя свои знания. Ребенок, хоть однажды искренне восхищенный красотой цветов уже не станет бездумно рвать их в букеты, не станет обижать и причинять боль животным, зная и понимая, что они как и люди чувствуют боль и способны страдать. Именно это осознанное понимание и посеет в чистом детском сердце первые «зародыши любви к природе, которые непременно дадут свой «урожай» - взрослого нового эко-поколения внимательного ко всему живому, гуманного и делающего все от него зависящее для сохранения и приумножения природного богатства планеты.

     Задача воспитателей малышей раннего возраста с помощью педагогических методов, из которых, как я считаю, самым эффективными являются именно наглядные, - сделать все возможное, чтобы дети открыли для себя необъятный во всем своем многообразии мир живой природы, научились любить его и уважать его законы.

 

Литература

1. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой - М. : Просвещение, 1980-270с

2. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу. – Минск, 2006. – 297с.

3. Виноградова, М. Р. Воспитание положительного отношения к природе// Дошкольное воспитание. – 1981. - №5. – С 45- 69.

4. Захлебный, А. Н. Общее экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Сов.педагогика. 1984. - №9. - С. 16-21.

5. Николаева, С. Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь, 1994.-98с.

6. Петрицкий, В. А. Экологизация морали и этика. // Философские науки. -1990. №5.-С. 103-106.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание бережного отношения детей раннего возраста к живой природе.

Актуальность работы: выбранная тема, на мой взгляд, как никогда актуальна в наше время, когда пагубное воздействие человека на окружающую среду возрастает с каждым днем. Задача нашего поколения – воспитать в детях любовь, уважение и трепетное отношение ко всему живому миру.

Цель работы: Обозначить важность воспитания в детях бережного отношения к окружающему миру и живой природе в частности

Задачи: изучить методическую литературу по данной теме и выявить наиболее эффективные и доступные методы экологического воспитания детей младшего возраста

Введение

     О значении и влиянии окружающей природы на воспитание подрастающего поколения начали говорить еще в XIX веке, так К. Д. Ушинский писал: «Один день, проведённый дитятей среди лесов и полей, стоит недели в классной комнате». Тогда же началось зарождаться и понимание о необходимости целенаправленного воспитания в детях бережного и гуманного отношения ко всему живому.

     Сегодня по всему миру мы можем наблюдать разрастание глобальных экологических проблем : разрушение экосистем, появление «дыр» в озоновом слое земли, неконтролируемое вырубание лесов, опустынивание, загрязнение воздушной среды, изменение климата и т д. За всем этим стоят взрослые люди, которые в детстве не осознали должным образом важность сохранения хрупкого экологического баланса природы. Изменить сознание таких взрослых, к сожалению, уже почти невозможно.

     Таким образом, я считаю, что знакомить, обучать любить и заботиться о природе нужно начинать уже с раннего возраста, с 1-3 лет, ведь именно в этом возрасте дети восприимчивы ко всему окружающему, они как губка впитывают всю информацию, которую им передают родители и воспитатели, будь то в форме слов или в форме личного примера. Важно не пропустить этот момент в развитии ребенка, так как он является центральным в воспитании мышления созидателя и создателя природы, а не его разрушителя.

Методы и приемы формирования у детей младшего возраста бережного отношения к природе.

     Как только малыш начинает посещать детский сад задача воспитателя - помочь ему открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, научиться понимать и видеть его как наш общий дом, необходимый в равной степени всем его жителям. Решить эту задачу можно с помощью ярких, живых каждодневных эмоций, которые ребенок получает при общении с природой и животными. Именно эта радость находиться в гармонии с окружающим миром, новизна открытий и счастье быть частью этого прекрасного мира впоследствии и сформирует эко-личность ребенка. Поэтому так важно обучить детей наблюдать, восхищаться, любоваться красотой, воспитывать в них любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Недостаток конкретных эмоций и опыта будь то цветовой гаммы, звуков, запахов ведёт к эмоциональной и духовной бедности, к неумению выразить своё отношение к миру природы.

     Так какие же методы может использовать воспитатель для ознакомления и приобщения детей к природе? Все методы мы можем разделить на 3 вида:

наглядные, к ним относятся наблюдения, рассматривание иллюстраций, картин, показ информативных фильмов, слайдов ит.д.

практические, к ним относятся игры и игровые ситуации, которые помогают малышам применить на практике полученные знания, углубить их и закрепить

словесные, к ним относятся чтение рассказов, стихов, беседа

     Для детей младшего возраста наглядные методы будет наиболее эффективными. Рассмотрим их более подробно. Еще И. Г. Песталоцци писал о важном значении наблюдения в жизни ребенка и становлении его личности : «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и, чтобы точные знания всегда предшествовали суждению»; «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнение в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи! »

     Каждый день малыши встречается с миром растений, он манит его, возбуждает его любопытство. Наблюдая за зелеными «друзьями», замечая их красоту и разнообразие дети не только развивают свой эстетический вкус, но и делают простейшие логические заключения, получают первые знания о гуманности и морали. Воспитатель должен помочь ребенку осознать, что растения, хоть и отличаются во многом от нас, людей, - живые и нуждаются в нашей заботе и охране. Очень хорошо, чтобы дети поначалу могли наблюдать за поливкой, удобрением комнатных растений в группе детского сада, а затем и самим помогать воспитателю, так они научаться распознавать здоровые, полные жизни растения и болезненные, слабые, которым необходимо «лечение».

     Как пишет Веретенникова С. А в своей книге «Ознакомление дошкольников с природой»,  «ребенок, который воспитывался в «зеленой» школе, увидит красоту букета в вазе, клумбы, пейзажа. В лесу, парке, на лугу он будет наблюдательным, любознательным».

     Знакомя детей с окружающим миром, нельзя не завязать знакомство и с животными. Общение с ними приносит огромное удовольствие и радость. Уже с ранних лет малыши начинают замечать сходство животных с людьми и начинают осознавать, что перед ними живые существа. Хорошо, если в семье присутствуют домашние животные и ребенок помогает взрослым заботиться о питомце - давать еду, менять воду, выгуливать, заботиться когда тот болен ит.д. Необходимо объяснить ребенку, что у животных тоже существует свой режим дня и его нужно уважать.

     Хорошим «подспорьем» для воспитания бережного отношения к живому будет «живой уголок» в детском саду, где воспитанники могут наблюдать день за днем за животными, а затем и помогать педагогу ухаживать за ними. Таким образом, дети не только расширяют свои знания об окружающем мире и учатся беречь природу, но и развивают трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, ответственность за порученное дело.

     К наглядным методам, как я уже отметила выше, относятся также рассматривание иллюстраций, картин, показ информативных фильмов, слайдов. Воспитатель чаще всего использует данные средства для ознакомления с явлениями природы недоступными для каждодневного наблюдения. Картины и слайды, в этом случае, помогают детям еще более широко овладеть знаниями об окружающий их природе, углубить представления о жизни животных, растениях, временах года. Можно использовать данный материал и для формирования у детей раннего возраста первых представлений по охране и сохранению природы. Показ иллюстраций, изображающих красоту и великолепие пейзажей, детенышей животных, весело резвящихся около мамы, необычность флоры дальних стран, воспитать должен сопроводить рассказом о хрупкости всего живого, о необходимости защиты и охраны окружающего мира. Необходимо отметить, что педагог должен внимательно относится к выбору обучающего материала - картины, иллюстрации, слайды отображающие природу, должны быть очень красочными, правдоподобными и иметь довольно большие размеры, чтобы дети могли соотнести нарисованный образ с реальностью за окном. Кроме того, многие явления недоступные для непосредственных наблюдений, например, с природой отдаленных мест, с дикими животными и явлениями природы других отдаленных уголков нашей земли детей можно познакомить лишь через картины.

     При формировании в детях гуманного и бережного отношения к природе важную роль играет показ диафильмов и телефильмов. Они вызывают у детей особое любопытство в связи с занимательностью сюжета. Это помогает активному восприятию увиденного, позволяет сопереживать героям. Показ отдельных кадров может сопровождаться как рассказом воспитателя или же чтением имеющегося в диафильме текста.

     Делая вывод из всего вышесказанного хочу отметить, что, конечно же, первое восприятие живой природы у детей складывается на основе эмоций, чувств, возникших в ходе созерцания ее красоты. Но одной лишь только эмоциональной базы для воспитания бережного отношения к природе недостаточно. Воспитатель должен стремиться соединить возникшие в результате непосредственного наблюдения за природой чувства детей с природоохранительными знаниями, что, в свою очередь, станет основой для возникновения желания различной природоохранительной деятельности.

     Основной целью воспитателя является научить ребёнка любить природу. Дети должны наслаждаться трудом, искать в нем источник душевной радости и морального удовлетворения. Ведь если ребёнок ухаживает за растением и результат его труда - благоухающий цветок – является единственным вознаграждением, а творилась эта красота для радости других, то он просто не может совершить ничего дурного, подлого, обидеть живое существо. Важно отметить, что воспитание бережного отношения к природе возможно лишь когда дети будут иметь хотя бы элементарные знания об окружающем живом мире, хорошо изучат способы выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её великолепие. На этой основе и формируется любовь к живому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Природа - удивительный мир, любовь к которому можно пробудить с самых ранних лет, знакомя ребёнка с её секретами, обучая замечать прекрасное и наслаждаться каждой ее частичкой : ароматом цветов на лугу, волшебством закатов, пейзажами родных мест. Вдетскому саду на прогулке позвольте детям наблюдать, как весело прыгает птица с ветки на ветку, как она щебечет по утрам, обратите их внимание на пролетающую мимо бабочку. Пробудив однажды интерес ребенка к окружающей его живой природе, он сам уже не сможет остановиться, каждый день открывая новые тайны природы или углубляя свои знания. Ребенок, хоть однажды искренне восхищенный красотой цветов уже не станет бездумно рвать их в букеты, не станет обижать и причинять боль животным, зная и понимая, что они как и люди чувствуют боль и способны страдать. Именно это осознанное понимание и посеет в чистом детском сердце первые «зародыши любви к природе, которые непременно дадут свой «урожай» - взрослого нового эко-поколения внимательного ко всему живому, гуманного и делающего все от него зависящее для сохранения и приумножения природного богатства планеты.

     Задача воспитателей малышей раннего возраста с помощью педагогических методов, из которых, как я считаю, самым эффективными являются именно наглядные, - сделать все возможное, чтобы дети открыли для себя необъятный во всем своем многообразии мир живой природы, научились любить его и уважать его законы.

Литература

1. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой - М. : Просвещение, 1980-270с

2. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу. – Минск, 2006. – 297с.

3. Виноградова, М. Р. Воспитание положительного отношения к природе// Дошкольное воспитание. – 1981. - №5. – С 45- 69.

4. Захлебный, А. Н. Общее экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Сов.педагогика. 1984. - №9. - С. 16-21.

5. Николаева, С. Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь, 1994.-98с.

6. Петрицкий, В. А. Экологизация морали и этика. // Философские науки. -1990. №5.-С. 103-106.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гуманного отношения детей дошкольного возраста к живому и окружающему миру

Каждый человек с детства взаимодействует с окружающим его миром, это взаимодействие складывается из общения ребёнка со взрослыми, в ходе которого происходит преобразование деятельности через введение ...

Консультация для педагогов на тему: «Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры»

 На  протяжении  долгого  времени  цвет  остается  важным  объектом  исследований,  только  подходы  ученых  к  этой  ...

Консультация для родителей "Воспитание бережного отношения детей дошкольного возраста к живой природе"

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности....

Перспективное планирование образовательной работы по воспитанию навыков самообслуживания и развитию речи у детей раннего возраста с использованием игровых технологий. первая младшая группа.

Перспективное планирование образовательной работы по воспитанию навыков самообслуживания  и развитию речи у детей раннего возраста с  использованием игровых технологий.первая младшая группа....

План работы по самообразованию по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности» в первой младшей группе.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т...