мастер класс по музыкально-дидактическим играм
материал на тему

Рудева Наталья Николаевна

музыкально -дидактическте игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_origenal.docx259.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс.

«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных

И творческих способностей дошкольника».

Слайд 1.

По принятому ФГОС дошкольного образования  дошкольный  ребенок  - человек играющий, поэтому в стандарте  закреплено ,что обучение  входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.

Слайд 2.    

Одной из основных задач современного образования является развитие музыкальности ребенка. Так как восприятие музыки довольно сложный процесс , требующий от ребенка внимания , мышления, определённых  знаний, то актуальность использования игры , как основного вида детской деятельности , имеет особое значение. В сфере музыкального образования

Значительная роль отводится  музыкально-дидактическим играм, так как они

Представляют собой часть методики музыкального воспитания  как педагогической науки. Использование  музыкально-дидактических игр позволяет в простой , доступной детям  игровой форме дать представление  о музыке, ее выразительных возможностях, а также развивать музыкальные способности .

Слайд3.  

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей, в доступной игровой форме. Также способствовать активному восприятию музыки дошкольника,

Вызвать интерес, активность у детей, развить самостоятельность в музыкальной  деятельности, которая приобретает творческий характер.

Задачи:     -  вызвать   интерес к музыке и творчеству;

                    - развивать музыкально-сенсорные способности;

                    -приобщать детей к музыкальной культуре;

                    - формировать знания о средствах музыкальной выразительности

                  И свойствах музыкального звука ( громкость, длительность, высота).

Слайд4.

Различают три группы музыкально-дидактических игр:

-  к первой относятся игры , которые дают детям представление о характере

   Музыки ( весело-грустно) ,музыкальных жанрах ( песня, танец, марш)

- во вторую включены игры, цель которых дать представление о содержании

  Музыки, о музыкальных образах;

- третью группу составляют игры, которые формируют у детей

   Представление о средствах музыкальной выразительности.

              Также музыкально-дидактические игры различают  по видам:

- Игры для развития высотного слуха ;

-игры на развитие чувства ритма;

-  игры на развитие тембрового слуха;

- игры на развитие памяти и слуха;

- игры на развитие  детского творчества.

           

Музыкально – дидактические игры, которые я использую, просты, доступны, определены программой , которую использует ОУ. Я работаю по  основной

 Общеобразовательной  программе  « От рождения до школы»  / Под

Ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ,2010. Дополнительно использую программу « Ладушки» И.А.

Новоскольцева, И.М.Каплунова.  Кононова Н.Г. « Музыкально-дидактические игры для дошкольников».

Применение музыкальных игр даёт мне возможность провести занятие наиболее содержательно и интересно.  

  Предлагаемые  музыкально-дидактические игры, способствуют  развитию

Не только музыкально-сенсорных способностей, но и творческих.

Предлагаю вниманию коллег игры, которые помогут педагогам в работе.

Слайд 5.

Волшебный  мешочек. ( младший возраст).

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Ход:  педагог показывает детям мешочек и говорит : « К нам на занятие

Пришли гости. Но где-то они спрятались? Может быть здесь? (показывает на мешочек).  Сейчас мы послушаем музыку и узнаем ,кто там».

Звучат произведения «Петушок» р.н.п. , «Серенькая кошечка» В.Витлина,

«Медведь» В.Ребикова.  Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из

Мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

  Слайд 6.

Что делают дети? ( младший возраст).

Цель: развитие чувства ритма.

Ход: Детям предлагаются три картинкам: дети спят, маршируют,

Танцуют.  Звучит музыка, дети указывают на соответствующую картинку.

( « колыбельная», марш, танец).

Слайд 7.

Угадайка-ка ( младший возраст).

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Ход: Игра проводится с подгруппой детей за столом. У каждого одна

Карта и две фишки. Педагог произносит : « Га-га-га» ( поет ре первой

октавы). Дети  , у которых на карточке изображен гусь , должны закрыть

Его фишкой. Педагого произносит : « Га-га-га» ( поет ля первой октавы),

Дети закрывают фишкой картинку с гусем.

Слайд 8.

         Музыкальное лото. ( старший возраст).

Цель: развитие  звуковысотного  слуха.

Ход: ребенок –ведущий играет на инструменте мелодию вверх , вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты –кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейки.

Вариант2 .  Педагог исполняет песню и предлагает одному ребенку

Выложить ее условное изображение из разноцветных кругов ( куплет),

Треугольник( вступление), квадраты ( припев).

Слайд 9.

         Бубенчики( старший возраст).

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Ход:   Взрослый рассказывает: « Жили-были три веселых бубенчики:

Динь. Дан. Дон.  У  каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел

Тоненьким голоском. «Динь-динь»- звучала его песенка. Дан пел

Песенку средним голосом : « Дан-дан». А у бубенчика Дон голосок был

Потолще, пониже  чем у братьев. «Дон-дон» - грозно звучала его

Песенка  ( используется фланелеграф, на котором  три линеечки и

Бубенчики должны быть  в своих домиках)».

Слайд 10.

Кого встретил Колобок? ( старший возраст)

Цель: развитие звуковысотного слуха ( высокий,средний,низкий

           Регистр).

Ход: педагог предлагает вспомнить детям сказку  «Колобок» и ее

Персонажей. Звучат соответствующие мелодии. Когда дети усвоят

Звучание какого  регистра соответствует художественному образу

Каждого животного, им предлагается  определить на слух ,какой персонаж изображен в музыке и выбрать картинку ( либо  в качестве

Творческого задания взять игрушку и изобразить животного) .

 Вы увидели  часть работы с детьми , а теперь  я предлагаю поиграть  всем вместе.  

Что музыкальный инструмент расскажет о себе. ( старший возраст)

Цель: закрепление знаний о музыкальных инструментах.

Развитие тембрового слуха.

Ход:  инструменты лежат за ширмой. Ребенок подходит к ширме, вытаскивает  из коробки инструмент, и, не показывая детям , начинает рассказывать о нем. ( можно задать наводящие вопросы « Что умеет делать инструмент?», « На что похож звук инструмента?», « Как извлекается звук?».

Игра с пуговицами.( старший  возраст) ( можно с нитками)

Цель: Закреплять понятие о длинных и коротких звуках.

Ход:   Крупные пуговицы поются   длинным звуками , мелкие-

Короткими.   Пропеть на гласную букву.  Затем предлагается придумать

 Свою мелодию.

  Море.( старший возраст).

        Цель: различие динамики.      

        Ход:   звучит пьеса «Море» Римского – Корсакова. После педагог

                 Беседует с детьми о море, какое оно бывает тихое, спокойное,

                 Взволнованное. При повторном прослушивание,   дети

                 Изображают море с помощью синих лент.    

Прогулка. ( младший возраст)

Цель: развитие чувства ритма.

Ход: «Сейчас , дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная, возьмем с собой деревянные ложки.  Вот мы с вами спускаемся по лестнице

( педагог медленно ударяет ложками друг о друга. Дети повторяют тот же ритмический рисунок). А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко,

Все обрадовались и побежали ( частыми ударами ударяем ложками). Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю ( медленные удары ложками) .Остальные дети стали быстро прыгать ( быстрые удары ложками).

Но вдруг на небе появилась туча и спрятала солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие, редкие капли, а потом начался сильный ливень. Испугались ребята и побежали в детский сад».

Принц и принцесса. ( старший возраст).

Цель:  совершенствование  динамического восприятия  и чувства ритма.

Ход:   дети стоят  в кругу. Выбирается принц, который закрывает глаза,

И в это время в ладони одной из девочек кладут бантик. Она принцесса.

Принц должен узнать принцессу  по громкой музыке. Звучит «Вальс» , принц медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми. Взрослый регулирует музыку : от тихого звучания до громкого.

  Слыша  громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу.

Девочка раскрывает ладошки, показывая бантик. В качестве усложнения принц и принцесса  должны станцевать ( придумать свой танец).

И в заключении, чтобы каждая из вас сегодня побывала в роли принцессы , я предлагаю вам небольшие сувениры - бантики принцессы.

Учитесь танцевать.( старший возраст).

Цель: развитие чувства ритма.

Ход: У педагога  в руках большая матрешка. У детей маленькие.

Большая матрешка учит танцевать маленьких. Педагог отстукивает

Своей матрешкой по столу  ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм  своими  матрешками. При повторении

Игры ведущим может быть ребенок.

Игра с пуговицами.( старший  возраст) ( можно с нитками)

Цель: Закреплять понятие о длинных и коротких звуках.

Ход:   Крупные пуговицы поются   длинным звуками , мелкие-

Короткими.   Пропеть на гласную букву.  Затем предлагается придумать

 Свою мелодию.

Музыкально – дидактическая игра  «Грустный – весёлый клоун»

Цель: развитие ладотонального слуха.

Атрибуты игры: две иллюстрации (на плотном картоне) с разным цветовым полем, на одной изображён улыбающийся персонаж, на другой – печальный.

Ход игры.

Педагог рассматривает с детьми иллюстрацию (дидактическое пособие) с изображением сказочного персонажа. Затем напоминает, что музыка бывает весёлая мажорная и грустная минорная. Исполняются разнохарактерные отрывки  из музыкальных произведений. В соответствии с характером звучащей мелодии, детям необходимо выбрать нужную картинку.

Клоун весело смеётся,

Песня весело поётся!

Клоун Вася загрустил,

В небо шарик упустил.

Игра «Ворон».

Цель:  развитие звуковысотного слуха.

Ход игры

Педагог рассматривает с детьми иллюстрацию ( дидактическое пособие) с изображением ворона, играющего на трубе. Затем напоминает , что музыкальные звуки бывают разные по высоте – низкие,высокие, средние.            

Спрашивает у детей , какие звери могут танцевать на поляне? Какая музыка подойдет  каждому из них? Используются мелодии в высоком , среднем или

Низком регистре.:

Ай, ду-ду, ду-ду-ду.

Сидит ворон на дубу,

Так старается ,так дует.

Отгадайте, кто танцует?

Ребенок  вставляет в  «кармашек»  на картинке определенную фигурку животного, аргументирует свой выбор.

D:\Мои документы\Мои рисунки\ворон.bmp

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...

Мастер-класс «Использование музыкально -дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах»

Ценность этих игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребёнка интерес, желание участвовать. При этом развиваются необходимые навыки музыкальной деятельност...

Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича» «Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)

Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича»«Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)Цель:повышение профессиональной компетентности воспитателей че...

Мастер-класс «Интерактивная музыкальная дидактическая игра для дошкольников».

Мастер-класс для музыкальных руководителей. Игра может быть использована на занятиях, а так же в ходе досугов, развлечений....

Презентация к мастер - классу по музыкальным дидактическим играм.

Картинки по музыкальным дидактическим играм....

Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича» «Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)

Цель: ü повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.ü знакомство с игровой развивающей те...