Совершенствование системы комплексно-тематического планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
презентация на тему

Лазарева Ольга Владимировна

Выступление на педагогическом совете "Совершенствование системы комплексно-тематического  планирования образовательного процесса  в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya2.rar272.34 КБ
Файл vystuplenie.docx22.95 КБ

Подписи к слайдам:

Модель календарно-тематического плана
Месяц
Тема
Содержание
Сроки
Итоговые события
Календарь праздников
сентябрь
Здравствуй,
 детский сад!
День знаний.
Осень.
Знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка. Изменения после ремонта.  Расширение  представлений о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя,
музык.руководитель
, врач, дворник, повар).  
Дать представление об осени.
Установление связей между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, отцвели цветы…). Учить описывать раннюю осень, находить отличия между летом и осенью. Чтение рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге». Обсуждение «Как вырастить овощи?». Ознакомление с применением овощей.  Инсценировка сказки «Репка» в движениях.  Чтение русской народной сказки «Мужик и медведь». Разучивание стихотворения «Купите лук» (перевод
И.Токмаковой
).
1 и 2 недели сентября
3 и 4 недели сентября
Фотовыставка «Мой день в детском саду»,
 
 Участие в качестве гостей на празднике «День знаний».
 
 Изготовление макета «Осень»
01.09 -   День  знаний.
 
 
09.09
-  Международный день красоты.
 
 
27.09
-   День воспитателя и всех дошкольных работников.
Рабочая

программа

педагога
Основная образовательная
программа
ДОУ
ФГОС ДО
Примерная образовательная программа
Рекомендации по календарно тематическому планированию
При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться
темообразующими
факторами
Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему.
Для родителей предлагаются кратковременные рекомендации по
организации
совместной детско- взрослой деятельности в домашних условиях.
Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль).
Выбирается тема проекта, рассчитанная на 2- 6 недель. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами ,повторяющимися из года в год («Времена года», «Труд взрослых», «Безопасность на дорогах», «Новый год», «Дом, семья» . Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско- взрослого коллектива ( День знаний, день рождения города, Новый год)
Спасибо за внимание.
Совершенствование системы комплексно-тематического планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
Принципы комплексно-тематического планирования
Комплексное решение педагогических задач из разных образовательных областей, объединённых единым содержанием и темой.
Решение
программных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Построение
педпроцесса
на адекватных возрасту формах работы с детьми через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельности, а так же восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд
, конструирование, продуктивную
деятельность, музыкальную и двигательную деятельность.
Интеграция
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей.
Значение комплексно-тематического планирования
Комплексно-тематическое
планирование является наиболее
эффективным
в работе с детьми дошкольного возраста
.
Придает
системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал
.

Детское
сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной
отрезок
имеет
кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа.
Структура рабочей программы воспитателя
Титульный лист.
Пояснительная записка
основание актуальности программы;
нормативно-правовые документы;
теоретические основы программы;
указание возраста и особенности детей;
цели и задачи с учётом особенностей региональной и образовательной программы учреждения.
3.Проектирование образовательного процесса.
у
чебно-тематический план рабочей программы с указанием отводимого времени на изучение тем;
содержание рабочей программы в виде комплексно-тематического планирования деятельности детей;
с
истема физкультурно-оздоровительной работы;
м
одели календарного планирования.
4.
Иинформационно-методическое
обеспечение

День недели
Образовательные
области
Совмесная
образовательная деятельность
свзрослого
и детей с учётом интеграции образовательных областей
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ ПОРТНЁРАМИ
Основная
образовательная
деятельность
Образовательная деятельность в режимных моментах
П
О
Н
Е
Д
Е
Л
Ь
Н
И
К
Познавательное
развитие
Физическое
развитие
Приобщение к социокультурным ценностям
Тема:
«Моя семья»
Ввести понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын внук (внучка), брат (сестра); мама и папа и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткость: отношение к самым близким людям — члена: семьи.
Физкультура.
(по плану физ. Инструктора)
УТРО
Беседа о здоровой пище
. Полезные продукты, их значение для здоровья и хорошего настроения.
Дидактическая
игра «
Назови
ласково
» Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т.д.).
Индивидуальная работа по развитию движений.
Ходьба по наклонной доске.
Хороводные игры
:
«Подарки»
ПРОГУЛКА
Наблюдения за березой
.Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.
Подвижные игры:
«Сделает шаг тот, у кого маму (папу, сестру, брата, дедушку, бабушку) зовут
…»
«Самолеты», «Путешествие на машине»
Труд
«Наведем порядок на участке, чтоб порадовать родителей, бабушку и дедушку».
Внести
на прогулку:
куклы одетые по сезону,

рули, машины, мячи.
ВЕЧЕР:
Бодрящая гимнастика после сна.
Чтение художественной литературы
К. Чуковский «
Мойдодыр
», «Я один у мамы сын». Ц.: рассказ о чистоте и здоровье: важности гигиенических процедур.
Игра -эксперимент
«
Угадай на вкус».
Формировать представления, что во всех фруктах много полезных витаминов, закрепить свойства: сочное, кислое, сладкое.
Игры
с выносным материалом.
Альбомы «Семья», «Дом»
Атрибуты
для сюжетно ролевой игры «Семья»
Стенд «Сохранение психологического благополучия ребенка в семье»
Рабочая программа воспитателя-
это нормативный документ, базирующийся на Образовательной программе дошкольного учреждения, содержание которого адоптировано к конкретным условиям группы и отражает возрастные и индивидуальные особенности развития детей.

Модель плана на тематическую неделю по теме
«
Я в мире
человек
».
Тема:
«
Я в мире
человек».
Продолжительность:
одна неделя
Итоговое мероприятие: «
Наша дружная семья».(
развлечение с участием родителей)
Задачи:
Расширять
представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширять представления детей о своей семье. Формировать
первичные
представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т.д.). Формировать положительную самооценку образ Я (помогать каждому ребёнку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Развивать представления детей о своём внешнем облике.


Предварительный просмотр:

В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, Впервые в истории российского образования ФГОС (Слайд№1)дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения,  какие она определяет цели,  содержание  образования и как организован образовательный процесс.

Рабочая программа педагога разрабатывается на основе основной образовательной программы учреждения. Она создается с целью построения системы педагогической деятельности, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения технологий, способов педагогической деятельности, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала детей.

(Слайд№2)

Таким образом, рабочая программа педагога — это нормативный документ базирующийся на образовательной программе дошкольного учреждения, содержание которого адаптировано к конкретным условиям группы и отражает возрастные и индивидуальные особенности развития детей.

(Слайд№3)

Рабочая программа может иметь следующую структуру:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями;
  • информационно-методическое обеспечение.

Мы более подробно остановимся на проектировании образовательного процесса, так как в содержание этого раздела входит комплексно-тематическое планирование деятельности с детьми в конкретной возрастной группе.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:(Слайд№4)

  • Комплексное решение педагогических задач из разных образовательных областей, объединённых  единым содержанием и темой.
  • Решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
  • Построение педпроцесса на адекватных возрасту формах работы с детьми через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельности, а так же восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, продуктивную деятельность, музыкальную и двигательную деятельность.
  • Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей.

В комплексно-тематическом планировании приоритетно является проектная деятельность.

  • Выбирается тема проекта, рассчитанная на 2- 6 недель. Это может быть  планирование в соответствии с лексическими темами ,повторяющимися из года в год («Времена года», «Труд взрослых», «Безопасность на дорогах», «Новый год», «Дом, семья» . Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско- взрослого коллектива ( День знаний, день рождения города, Новый год)
  • При выборе  и планировании  тем педагог может руководствоваться темообразующими  факторами:
  • реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей;
  • воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям .Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;
  • события специально  «смоделированные» воспмтателем исходя из развивающих задач ( внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или значением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую деятельность « что это такое?» , «Что с этим делать?», «Как это действует?»
  • события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов,источником которых служат, как правило, средства коммуникации и игрушечная индустрия.
  • Все  формы образовательной работы продолжают выбранную тему;
  • Для родителей предлагаются кратковременные рекомендации по по организации совместной детско- взрослой деятельности в домашних условиях.
  • Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль)

В соответствии с ФГОС ДО и опираясь на примерную образовательную программу  "От рождения до школы" Веракса Н. Е. предлагаем вам варианты комплексно-тематического планирования (Слайд№5)

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции  старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по  разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей. Современный воспитатель – это творческий, заинтересованный человек, грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления ребенком положительных эмоциональных впечатлений.

Борисоглебск 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с ФГТ.

"Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями" Аннотация ØПланирование воспитательно-образовательной...

Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »

Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС для подготовительной группы Тема: «День Победы»

Расширять представление детей об армии (в годы ВОВ. Воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов.Познакомить детей с героями ВОВ.Закрепить знания детей о том, как живущие помнят об уч...

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС для средней группы Тема: «День Победы»

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС для средней группы Тема:  «День Победы»  Составила: Ягодина А.А....

Презентация "Совершенствование системы комплексно-тематического планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО"

Презентация содержит методический и практический материал по планированию образовательного процесса с учетом ФГОС, раскрывает принципы календарно-тематического планирования....

Комплексно -тематическое планирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО

Введение новых моделей и вариативных форм дошкольного образования...

Конспект: Особенности планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС в разных возрастных группах".

Воспитательно-образовательный процесс строится с учётов контингента воспитанников, их индивидуальных особенностей, социального заказа родителей....