Комплексно -тематическое планирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
статья

Ладайкина Надежда Михайловна

Введение новых моделей и вариативных форм дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lec_ktp_fgos.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО

М.Ю. Дерябина

Одним из позитивных моментов, привнесенных в деятельность педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) модернизацией российского образования, реализацией Республиканской целевой программы развития образования, Концепции инновационного развития Чувашской Республики, явилось введение новых моделей и вариативных форм дошкольного образования.

В системе дошкольного образования республики, равно как в российской, несомненно, накоплен уникальный опыт и традиции по развитию любознательности, творческого воображения, коммуникативности, навыков культуры взаимодействия детей с окружающим миром. В детских садах республики образовательные услуги в большей мере стали ориентироваться на запросы общества, более широких масштабов приобретают процессы мониторинга и маркетинга. Достаточно большое число ДОУ систематически осуществляют брендовую политику через дни открытых дверей, рекламу, участие в выставках и т.п. Многие учреждения участвуют в федеральных и международных проектах по апробации и внедрению технологий социально-эмоционального развития, предшкольного образования детей и др., а педагоги все активнее включаются в грантовую поддержку Министерства образования и молодежной политики, проектируя оригинальные методы и программы.

Успех решения задач дошкольного образования зависит от целенаправленного влияния педагога на ребенка в период его пребывания в детском учреждении, от уровня педагогического мастерства, глубины осознания воспитателями  и родителями самоценности дошкольного детства. В этот период накопления огромного жизненного опыта, знаний и умений важно не забывать о гуманистическом,  личностно-ориентированном образовании, базирующемся на общечеловеческих ценностях, имеющем культурологический, интегративный характер.

Однако, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, во многих ДОУ наблюдается негативная практика неправомерного увеличения умственной и физической нагрузки воспитанников, использование «школьных» форм и методов, что вызывает их переутомление,  отрицательно отражается на состоянии здоровья и эмоциональном благополучии. При этом перегрузка детей обуславливается содержанием образования, формами организации обучения, неадекватных возрастным особенностям дошкольников.

Как отмечается в инструктивно-методическом письме Минобразования и науки Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» № 65/23 – 16, от 14.03.00 одним из путей обеспечения оптимальных гигиенических и гуманных основ образовательного процесса в детских садах остается интеграция занятий. Она позволяет не только гибко реализовывать в режиме дня различные виды деятельности (игровая, бытовая, учебная и др.), но и сократить их количество, оставив время для «самостоятельных дел по интересам».

Данная проблема актуальна и для ДОУ Чувашии в связи с решением приоритетного вопроса менеджмента качества дошкольного образования. Трудно не согласиться с мнением Т.И. Оверчук о том, что систему дошкольного образования можно оценивать с позиций достоинства, ценности, пригодности. Среди примеров качественных достижений могут быть педагогические технологии, в том числе обеспечивающие интеграцию содержания образования.

В педагогической науке еще в период с XVII до начала  XX вв. выделяется период возникновения и становления идеи интеграции как пути преодоления разобщенности предметов (наук). Я.А.Коменский в 1632 году в своей «Великой дидактике» указал на проблему интеграции разрозненных знаний в процессе о бучения за счет преподавания на основе «высвечивания» взаимосвязи явлений. И.Г. Песталоцци также призывал учеников выстраивать в своем сознании взаимосвязь объектов, адекватную их связи в реальной природе.

Педагогическая интеграция понимается сегодня как составная часть объединительных процессов, происходящих в сфере человеческой деятельности и познании. Это, в свою очередь, ведет за собой разработку и внедрение инновационных технологий, обеспечивающих эффективность и гуманность образовательного процесса.

Более 10-12 лет в ряде ДОУ нашей республики успешно организуются математические игры-занятия, интегрированные по содержанию с задачами экологического и речевого развития детей.

Игры-занятия, по определению Р. Жуковской, А. Бондаренко, В.Вороновой носят обучающий характер , являются методом всестороннего развития, потому что мотивом осмысления знаний в них становится потребность самого ребенка, вытекающая из игрового интереса. Воспитатель – партнер лишь побуждает детей к активному размышлению, поиску причинно-следственных связей, управляет развитием способностей. Ребенок – участник игры в практической форме усваивает математические отношения объектов в действиях с конкретными предметами или их заместителями (схемы, изображения, модели). Вместе со знаниями детей обогащается и их сенсорный опыт – восприятие и наглядное мышление. Дидактические цели каждой игры обеспечивают одномоментное решение задач двух-трех разделов программы образования. Например, в игре «Бюро погоды» закрепляются знания о том, что «сутки» включают четыре части; дифференцируются понятия «вчера», «сегодня», «завтра» и их последовательность; активизируются в речи характеристики состояния погоды (пасмурная, холодная и др.). В ходе игры ребята в роли синоптиков составляют карту погоды, подбирая карточки-символы: солнце, ветер, гард и др. В игре «Кто, когда пришел к нам в гости» дети «заполняют» окошки домика времени картинками, состоящими из серий диких и домашних животных, птиц, насекомых, растений. В игре «Начни, продолжи и закончи» формируется умение моделировать цикл роста и развития растений, животных на векторе времени. Игра «Кот Антипка и часы» помогает в шуточной форме освоить «научные» подходы к устройству часов, развить чувство времени. Проигрывая сказку «Под грибом», дети легко осваивают двухмерное пространство, отношения «выше – ниже» и т.п., упражняются в прямом и обратном счете. Игра – занятие по сказке «Колобок» интересна тем, что вместо привычных героев театр составляют геометрические фигуры.

Основным достоинством приведенных вкратце этих и других игр, является возможность воспитателя (учителя) широко использовать элементы ТРИЗ, развивать креативность, память и внимание, комплексно планировать работу по закреплению задач  из разных разделов программы.

Таким образом, игры-занятия как элемент основной и ведущей деятельности дошкольников обеспечивают оптимальное решение проблемы качества обучения, решают задачу методического обеспечения и организации развивающей среды в разных формах дошкольного образования.

Одним из важнейших направлений образовательной деятельности является подготовка детей к обучению на дальнейшей ступени образовательной системы в начальной школе.

Как указывает концепция содержания непрерывного образования (2003г), ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения и др.

При отборе содержания образования необходимо соблюдать ряд принципов: развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности. Следуя принципу целостности образа мира педагог отбирает такое содержание, которое помогает ребенку удерживать и воссоздавать целостность картин мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями и в то же время формирует умение видеть с разных сторон один и тот же объект. Одним из путей реализации этого принципа является создание интегрированных форм образования.

Кроме стационарных ДОУ в регионе основными организационными формами дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста являются: группы кратковременного пребывания детей  - 102; группы дополнительной подготовки неорганизованных детей к школе на базе общеобразовательных школ – 65; группы подготовки детей к школе на базе общеобразовательных школ – 74; группы подготовки детей к школе на базе учреждений культуры – 7.

В системе дошкольного образования республики, равно как в российской, несомненно, накоплен уникальный опыт и традиции по развитию любознательности, творческого воображения, коммуникативности, навыков культуры взаимодействия детей с окружающим миром. В детских садах республики образовательные услуги в большей мере стали ориентироваться на запросы общества, более широких масштабов приобретают процессы мониторинга и маркетинга. Достаточно большое число ДОУ систематически осуществляют брендовую политику через дни открытых дверей, рекламу, участие в выставках и т.п. Многие учреждения участвуют в федеральных и международных проектах по апробации и внедрению технологий социально-эмоционального развития, предшкольного образования детей и др., а педагоги все активнее включаются в грантовую поддержку Министерства образования и молодежной политики, проектируя оригинальные методы и программы.

Успех решения задач дошкольного образования зависит от целенаправленного влияния педагога на ребенка в период его пребывания в детском учреждении, от уровня педагогического мастерства, глубины осознания воспитателями  и родителями самоценности дошкольного детства. В этот период накопления огромного жизненного опыта, знаний и умений важно не забывать о гуманистическом,  личностно-ориентированном образовании, базирующемся на общечеловеческих ценностях, имеющем культурологический, интегративный характер.

Однако, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, во многих ДОУ наблюдается негативная практика неправомерного увеличения умственной и физической нагрузки воспитанников, использование «школьных» форм и методов, что вызывает их переутомление,  отрицательно отражается на состоянии здоровья и эмоциональном благополучии. При этом перегрузка детей обуславливается содержанием образования, формами организации обучения, неадекватных возрастным особенностям дошкольников.

Как отмечается в инструктивно-методическом письме Минобразования и науки Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» № 65/23 – 16, от 14.03.00., одним из путей обеспечения оптимальных гигиенических и гуманных основ образовательного процесса в детских садах остается интеграция занятий. Она позволяет не только гибко реализовывать в режиме дня различные виды деятельности (игровая, бытовая, учебная и др.), но и сократить их количество, оставив время для «самостоятельных дел по интересам».

Данная проблема актуальна и для ДОУ Чувашии в связи с решением приоритетного вопроса менеджмента качества дошкольного образования. Трудно не согласиться с мнением Т.И. Оверчук о том, что систему дошкольного образования можно оценивать с позиций достоинства, ценности, пригодности. Среди примеров качественных достижений могут быть педагогические технологии, в том числе обеспечивающие интеграцию содержания образования.

В педагогической науке еще в период с XVII до начала  XX вв. выделяется период возникновения и становления идеи интеграции как пути преодоления разобщенности предметов (наук). Я.А.Коменский в 1632 году в своей «Великой дидактике» указал на проблему интеграции разрозненных знаний в процессе о бучения за счет преподавания на основе «высвечивания» взаимосвязи явлений. И.Г. Песталоцци также призывал учеников выстраивать в своем сознании взаимосвязь объектов, адекватную их связи в реальной природе.

Педагогическая интеграция понимается сегодня как составная часть объединительных процессов, происходящих в сфере человеческой деятельности и познании. Это, в свою очередь, ведет за собой разработку и внедрение инновационных технологий, обеспечивающих эффективность и гуманность образовательного процесса.

Более 10-12 лет в ряде ДОУ нашей республики успешно организуются математические игры-занятия, интегрированные по содержанию с задачами экологического и речевого развития детей.

Игры-занятия, по определению Р. Жуковской, А. Бондаренко, В.Вороновой носят обучающий характер, являются методом всестороннего развития, потому что мотивом осмысления знаний в них становится потребность самого ребенка, вытекающая из игрового интереса. Воспитатель – партнер лишь побуждает детей к активному размышлению, поиску причинно-следственных связей, управляет развитием способностей. Ребенок – участник игры в практической форме усваивает математические отношения объектов в действиях с конкретными предметами или их заместителями (схемы, изображения, модели). Вместе со знаниями детей обогащается и их сенсорный опыт – восприятие и наглядное мышление. Дидактические цели каждой игры обеспечивают одномоментное решение задач двух-трех разделов программы образования. Например, в игре «Бюро погоды» закрепляются знания о том, что «сутки» включают четыре части; дифференцируются понятия «вчера», «сегодня», «завтра» и их последовательность; активизируются в речи характеристики состояния погоды (пасмурная, холодная и др.). В ходе игры ребята в роли синоптиков составляют карту погоды, подбирая карточки-символы: солнце, ветер, гард и др. В игре «Кто, когда пришел к нам в гости» дети «заполняют» окошки домика времени картинками, состоящими из серий диких и домашних животных, птиц, насекомых, растений. В игре «Начни, продолжи и закончи» формируется умение моделировать цикл роста и развития растений, животных на векторе времени. Игра «Кот Антипка и часы» помогает в шуточной форме освоить «научные» подходы к устройству часов, развить чувство времени. Проигрывая сказку «Под грибом», дети легко осваивают двухмерное пространство, отношения «выше – ниже» и т.п., упражняются в прямом и обратном счете. Игра – занятие по сказке «Колобок» интересна тем, что вместо привычных героев театр составляют геометрические фигуры.

Основным достоинством приведенных вкратце этих и других игр, является возможность воспитателя (учителя) широко использовать элементы ТРИЗ, развивать креативность, память и внимание, комплексно планировать работу по закреплению задач  из разных разделов программы.

Таким образом, игры-занятия как элемент основной и ведущей деятельности дошкольников обеспечивают оптимальное решение проблемы качества обучения, решают задачу методического обеспечения и организации развивающей среды в разных формах дошкольного образования.

Бесспорно, что планировать и проводить с детьми подобные игры-занятия способен педагог, обладающий особым уровнем компетентности, творческого потенциала.

Как отмечалось на IX международной конференции «Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущего условия обеспечения качества образования» (2005г.), компетентность есть способность человека находить оптимальный вариант решения проблемы минимальными затратами, это результативные позитивные действия в разных ситуациях. Исходя из этого использование интегрированных по содержанию форм взаимодействия воспитателя и детей является оптимальным в современных условиях работы с детьми дошкольного возраста. В свою очередь дошкольные учреждения, которые в настоящее время ориентированны на овладение прогрессивными методиками, несомненно, имеют возможность для своего устойчивого развития.

Одной из важнейших тенденций развития современного высшего педагогического образования в поликультурном регионе является модернизация существующей концепции организации учебно-познавательной деятельности и, соответственно, педагогического руководства ею.

Главной задачей, реализуемой в процессе профессиональной подготовки специалистов дошкольного звена системы образования нашей страны остается формирование готовности к работе в режиме преобразования социально-экономических условий, воспитание у них потребности в постоянном самообразовании, готовности к поиску разных путей совершенствования содержания форм и методов работы с детьми дошкольного возраста в условиях альтернативного вариативного образования. Это определило необходимость осуществления не просто подготовки, а профессионально-творческой подготовки студентов факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии , характеризующейся наличием у обучающихся профессионально-педагогических знаний, профессионально-творческих умений и мотивов, личностных особенностей, соответствующих данной деятельности, поскольку они через собственную индивидуальность будут развивать творческие возможности детей.

Основными показателями готовности студентов к выполнению профессиональных функций на творческом уровне, в том числе и организации интегрированного образования детей, можно считать:

  • профессионально-педагогические знания и умения;
  • интеллектуально-логические способности (мышление, внимание и др.);
  • мотивационно-творческую активность личности (интересы, мотивы);
  • владение профессионально-творческими способами решения профессионально-педагогических задач;
  • познавательную активность и самостоятельность.

Проблема профессионально-творческой подготовки к организации интегрированного образования детей дошкольного возраста объективно диктует необходимость создания в образовательном процессе Вуза, в целом, факультета, в частности, широких возможностей для студентов в самовыражении, самоорганизации.

Это вызвало формирование новой концепции управления познавательной деятельностью студентов: переход от жестко регламентированных способов к развивающим, проблемным, игровым, создающим возможности для творчества обучающихся.

Вместе с тем попыткой управления механизмом принятия творческого решения по организации интегрированного образования дошкольников является теория и методика оптимизации педагогического процесса. Данный посыл является актуальным для дошкольного образования потому что в настоящее время, в соответствии с Доктриной образования Российской Федерации, особое внимание уделяется научно-обосновнному определению содержания обучения детей в дошкольном возрасте как основы формирования творчески мыслящих граждан страны, перерабатывается учебно-программный материал (программы, методические рекомендации, пособия и др.) для разных видов дошкольных образовательных учреждений.

Студентам сегодняшнего дня предстоит на практике в соответствии со своими взглядами предпочтениями и т.п. осуществлять различные варианты решения педагогических проблем, педагогических задач на оптимальном уровне организации воспитательно-образовательного процесса детей в дошкольном учреждении.

Под оптимизацией образовательного процесса принято считать конструирование (выбор) системы мер, позволяющей воспитателю получать наивысшие для конкретных условий результаты деятельности при минимально необходимых затратах времени. По мнению Поташника М.М. сам термин «оптимальный» используется в трех взаимосвязанных значениях:

  1. лучший из нескольких вариантов (цель выбора);
  2. лучший с точки зрения заданных критериев (направление выбора);
  3. лучший для конкретных условий (условие выбора).

Анализ современных научных публикаций по проблеме оптимизации дошкольного образования позволяет констатировать факт «внедрения» в дошкольное образовательной учреждение интегрированной модели обучения детей, которая значительно расширяет возможности его оптимизации.

Само понятие интеграция происходит от латинского «integratio» - восстановление, восполнение; «integer» - цельный и переводится как объединение в целое каких-либо частей.

В 1962 году в знаменитом труде «Великая дидактика» Я.А. Коменский  поставил проблему интегрирования разрозненных знаний в процессе обучения: «Все что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же связи». В целом исследователи выделяют период с XVII до начала XX в.в. как время возникновения и становления идеи интеграции в педагогике, т.е. дано первое психолого-педагогическое обоснование необходимости интеграции в обучении, указываются методы преодоления разобщенности предметов, появляется первый опыт интеграции разнопредметных знаний в одну единицу времени (на одном уроке).

В системе дошкольного воспитания внимание исследователей до середины восьмидесятых годов в основном было направлено на поиск содержания образования, доступного ребенку-дошкольнику.

Позже проблемой стал поиск содержания в единстве с методами обучения, обеспечивающими наибольший эффект в плане развития детей (психического, физического, социального). В этой связи начинает развиваться и вопрос интегрированного обучения детей в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе его оптимизации.

Это положение рассматривалось в работах Леушиной А.М. на примере соединения математического и природоведческого  содержания, математического и содержания о предметном мире.

Слияние в одну единицу времени (занятие, игра-занятие, развлечение и другие формы) содержания двух и более областей человеческих знаний позволяет сократить «учебное» время детей. Это можно расценить как лучший вариант с точки зрения организации  условий для двигательной, игровой, художественной деятельности дошкольников, в большей степени связанных с обогащением положительными впечатлениями, психологическим комфортом для детей и т.п. Право выбора для объединения самого содержания математического образования  с музыкальным, речевым развитием, либо с экологическим образованием остается за педагогом, который конструирует его с точки зрения лучшего из нескольких вариантов. В обоих случаях процесс интеграции носит творческий характер по своей сущности, так как выбор является творческой операцией и обеспечивается профессионально-творческой деятельностью педагога.

Таким образом, оптимизация процесса математического образования детей дошкольного возраста на основе интеграции выступает как путь творческой деятельности воспитателя и наоборот, профессионально-творческая деятельность является одним из путей к оптимизации дошкольного образования.

Как известно, подготовка к профессионально-творческой деятельности по организации интегрированного дошкольного образования – сложный непрерывный многоуровневый процесс, требующий преемственности  в формировании творческих способностей студентов, тесного взаимодействия различных видов учебных и внеучебных занятий. К наиболее эффективным методам развития творческого потенциала студентов следует отнести методы проблемного обучения, методы активного обучения, организацию исследовательской творческой самостоятельной деятельности. Так, в рамках изучения дисциплины Теория и методика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста студенты упражняются в умении анализировать и создавать планы-конспекты по организации занятии по ФМП с другой методикой (на выбор). Это не ролевой метод и может проходить в форме анализа конкретных ситуаций, имитационных упражнений. Затем будущим специалистам предлагается провести игру-занятие по ФМП, интегрированное с экологическим воспитанием лингвистическим развитием детей по готовому конспекту. В этом случае используются ролевые методы: деловая игра, разыгрывание ролей, эвристическая беседа и другие. На следующем этапе студенты принимают участие в конкурсе педагогических идей на самое интересное сочетание традиционных и творческих подходов в математическом развитии детей на интегрированной основе. Самым высоким уровнем проявления профессионально-творческой готовности будущих педагогов к организации интегрированного образования являются курсовые и выпускные квалификационные работы. Студенты исследуют такие темы как: «Закрепление математических представлений в изобразительной деятельности»; «Формирование математических представлений на занятиях по физической культуре»; «Использование художественного слова на занятиях по ФМП»; «Математическое развитие в музыкальной деятельности»; «Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника в процессе общения с природой» и другие.

В заключение следует отметить, что  разработанные и апробированные интегрированные формы работы с детьми по формированию математических представлений получили высокую оценку практиков и внедрены в образовательный процесс базовых дошкольных образовательных учреждений.

Итак, знания, умения и навыки в области интеграции дошкольного образования обеспечивают профессионально-творческую готовность выпускника факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии и являются составной частью профессионально-творческой культуры и компетентности современного педагога дошкольного звена системы образования.

Проблема чувашской национальной культуры тесно связана с необходимостью раннего приобщения ребенка к чувашскому языку. Через него он познает искусство, усваивает накопленные духовные и материальные богатства. Язык выражает душу народа, его характер. В нем зарождается чувство любви к родному краю, уважения к национальным традициям, обычаям чуваш.

Обучение детей чувашскому языку с дошкольного возраста является ведущим средством полноценной реализации Закона «О языках» в Чувашской Республике.

В «Программе воспитания ребенка-дошкольника» (1995 г.) выделены основные задачи работы дошкольного образовательного учреждения в этом направлении:

  • воспитание у ребенка интереса к чувашской устной речи;
  • развитие способности воспринимать своеобразие ее звучания, чувствовать ее красоту;
  • формирование желания слушать и понимать чувашскую речь, осваивать умения и навыки, необходимые для общения на чувашском языке.

Для реализации указанных задач вместе с проводимыми речевыми занятиями необходимо обеспечить и общение дошкольников с элементами культуры родного края. Чувашская народная культура удивляет своим многообразием. Это танцы, песни, игры, сказки, легенды, национальные костюмы, добрые чувашские избы с образцами народного творчества. Поэтому, через приобщение дошкольников к вышеназванным элементам культуры возможно формировать интерес к чувашской речи.

С чего мы начали работу по реализации названной проблемы? С создания модели педагогической деятельности, представляющей собой следующие основные компоненты (этапы):

  1. Определение цели и задач предстоящей работы.
  2. Проектирование работы.
  3. Выявление у детей и их родителей уровня знаний чувашского языка и отношения к нему.
  4. Определение и реализация педагогических условий развития у дошкольников интереса к чувашской речи, формирование умений и навыков, необходимых для общения на чувашском языке через приобщение к культуре народа.

Процесс воспитания устойчивого интереса и положительного отношения к изучению чувашского языка мы начали со средней возрастной группы «Шевле - Луч солнца» в МДОУ детский сад № 48 «Журавлик» г. Новочебоксарска.

Выявление и анализ у детей первоначального уровня знаний чувашского языка показали не очень утешительные результаты. Дети не проявляли интерес к чувашской речи. Более того, дети из чувашскоязычных семей отказывались произносить хорошо знакомые им слова. Из  бесед выяснилось, что некоторые родители не испытывают желания обучать ребенка чувашскому языку, отдавая предпочтение занятиям по английскому языку либо компьютерным занятиям.

Для развития мотивации, убеждения их в необходимости приобщения к чувашскому языку и национальной культуре нами был проведен ряд мероприятий: праздник «Чувашия – мой край родной», тематические беседы, выставка детских работ (рисунки, поделки на национальную тему), посещение мини-музея «Чувашская изба» и др. Данная деятельность имела положительные результаты. Родители осмыслили значимость и важность осуществляемой ДОУ работы в указанном направлении  в плане развития национального самосознания детей и обучения родному языку.

В работе с детьми, исходя из известного положения о ведущем значении игровой мотивации в познавательной деятельности дошкольника, положения Л.А. Венгера о «проживании» в игре воображаемых событий, мы использовали в совей работе разнообразные игровые приемы и ситуации. При этом дети упражнялись в навыках общения на родном языке, приобщались к традициям чувашского этикета. Взаимодействуя с героями Илемпи, Атнер и др., ребята не замечали ситуации своего учения, а лишь решали игровую задачу, умело сконструированную педагогом.

В ходе реализуемой модели нами были созданы специальные условия развития у детей интереса к чувашской речи:

- обеспечение языковой среды,  то есть дети часто слышали грамматически и орфоэпически правильно построенную речь. Именно в этом случае у ребенка развиваются фонематический слух и память. Общеизвестно, что услышанные от взрослых слова образуют пассивный словарь ребенка. Педагоги группы использовали в совей активной речи и элементы речевого этикета: здоровались и прощались, благодарили друг друга, обращались с просьбой на чувашском языке (сывǎ – и?, сывǎ пулǎр, тавтапуς, тархасшǎн, ырǎ кун, пултǎр и др.);

 - введение чувашских слов в разные виды деятельности: в игры (1,2,3, - беги – пĕрре, иккĕ, виςςĕ чуп!); в процессе наблюдения за окружающей природой (хитре – красивый, ςуркунне – весна, хĕвел – солнце и т.п.); в трудовую деятельность, прогулки, режимные моменты);

- организация систематических обучающих занятий по формированию чувашской речи, на которых мы делали упор на активизацию и обогащение  словаря детей. Занятия по темам:  «Моя семья», «Наш детский сад», «Наши игрушки», «Моя комната», «Животные», «Времена года» проводились интересно и разнообразно за счет включения творческого потенциала детей;

- реализация образовательных задач в блоках педагогического процесса:

I блок (специально организованное обучение). Этот блок включает занятия познавательного цикла и творческие:

а) на занятиях по обучению чувашскому языку дети активно усваивали слова, рекомендованные разделом «Чувашский язык» республиканской «Программы воспитания ребенка-дошкольника»;

б) на занятиях познавательного цикла происходило знакомство с традициями, обычаями чувашского народа через прослушивание чувашских народных сказок («Дед, баба и луна», «Лиса плясунья» и т.д.), легенд («О Пинеслу», «О девочке Масмак», «О трех солнцах на сурбанах», «Кувшин» и др.);

в) на занятиях по художественно-творческой деятельности дети восхищались красотой чувашской народной вышивки, учились рисовать узоры солнца и звезд, земли и гор, животных, растений и др.;

г) на музыкальных занятиях разучивались песни: «В Чувашии мы живем», «Путене», «Тух-ха Ванюк», «Митюк тухрĕ урама», «Сарǎ ача», исполнялись чувашские танцы, организовывались игры на чувашских народных инструментах.

II блок (совместная деятельность воспитателя с детьми).

В ходе педагогического процесса данного блока педагоги:

- проводили беседы, рассказы (например о предшествующих праздниках «Мǎнкун»- пасха, «Çǎварни» - масленица, «Сурхури» - рождество;

- рассматривали с детьми изделия декоративно-прикладного  искусства чувашского народа;

- устраивали фотовыставки о Чувашии;

- предлагали детям слушать чувашские песни (в исполнении педагога и в грамзаписи);

- организовывали развлечения «Акатуй» с элементами спортивных состязаний, «В гостях у бабушки «Çерук», «Волшебный ларец Эндимира», «Праздник народного костюма»;

- проводили экскурсию в национальный художественный музей с целью развития интереса к подлинным произведениям искусства;

- организовали цикл встреч с поэтессой Р. Сарби и автором детских произведений Н. Ыдарай;

- привлекали детей к процессу создания атрибутов чувашской национальной одежды, в ходе которого активизировались названия цветов, размер и количество бусинок, нитей (шурǎ – белый, хĕрлĕ – красный, вĕтĕ – мелкий, пĕчĕк – маленький, пысǎк- большой, пĕрре - один, иккĕ - два и т.д.);

- играли в дидактические игры на закрепление знаний об элементах чувашского узора, в чувашские народные подвижные игры «Уйǎхпа хĕвел – Луна и солнце», «Кǎкшǎм - Кувшин», «Пи=иххи =урǎм хы=не пǎрахмалла – Бросание пояса», в игры-драматизации по сказкам «Дед, баба и луна», «Лиса плясунья» и др.

III блок (свободная самостоятельная деятельность детей).

Для реализации вышеназванных задач в этом блоке нами была создана предметно-развивающая среда, включающая «уголок погружения в культуру родного края» в групповой комнате, где представлены изделия мастеров родного края, иллюстрированный материал (открытки, фотографии, рисунки и др.), куклы в национальной одежде (Сарпиге, Сетнер), схемы и образцы национальной одежды взрослых и вышивки (полотенца, салфетки, фартуки, платки, головные повязки масмак, сурпан, поясное украшение «сарǎ», тухья, хушпу).

Помимо этого в ДОУ была оборудована комната «Чувашская изба», которая выполняет функции мини-музея. Постоянная открытость и доступность уголка культуры родного края способствовала соприкосновению ребенка с национальными изделиями культуры. В зависимости от интересов дети могли рассмотреть любой понравившийся предмет, полюбоваться им, пуститься в танец. Детей очаровывали звон монет на украшениях, красота вышитых изделий. Чувашскую народную вышивку дети не путали с вышитыми изделиями других нардов, они знали ее цветовую символичность и отмечали гармоничность цветов, ведь каждый цвет и сочетания цветов употребляются как символы, выражения какого-либо понятия.

Обогащение словарного запаса ребят происходило во всех видах деятельности: в быту, играх, труде, на занятиях где использовалось художественное слово на чувашском языке. Например: после изучения темы «Овощи», в играх дети применяли такую считалочку:

Икĕ  кишĕр

Пĕр сухан

Эп юлатǎп,

Эс тухан.

В труде:                         - Паян  тумали ĕςе ырана ан хǎвар

- Çиччĕ виς те пĕрре кас

- Куς хǎрать те алǎ тǎвǎть

Постоянно  использовались чувашские скороговорки, загадки:

- Алтǎр ςǎлтǎр - =ич ςǎлтǎр, =иччĕш. те ςут ςалтǎр;

- Пĕлĕт тǎрǎх хĕрлĕ ςǎмха чупать (хĕвел)

- Пĕр =амхана нумай й.п чикне (ч.р.п)

- Пилĕк ача лара==., п.ри тепринчен п.ч.к (п\рнесем) и др.

Мы считали необходимым заполнить окружающее ребенка духовное пространство звучанием родного языка, песен, стихов, народных мелодий. Так, чувашские народные мелодии не только доставляли нам эстетическое наслаждение, но и являлись нашими помощниками. Легкое, непринужденное звучание чувашских народных мелодий настраивало детей на занятия по обучению чувашскому языку. Они с удовольствием ждали их начала.

Приобщение ребят к культуре родного края происходило и в ходе организуемой недели чувашского языка. В это время наряду с праздничными утренниками, развлечениями в дошкольном учреждении для детей готовились национальные блюда: Салма яшки (суп с клецками), хуплу (пирог), икерчĕ (блины), п\ремеч (ватрушки). Названия блюд обязательно активизировались в речи детей.

Таким образом воспитание детей осуществлялось в «национальной» среде, что во многом укрепляло чувство собственного достоинства и помогало развитию национального самосознания дошкольников. Несомненно, что это возможно лишь в том случае, если педагог хорошо владеет родной речью, проявляет собственный интерес к народному творчеству и обеспечивает в этом вопросе преемственность с семьей. В ходе работы проводились интересные мероприятия и для родителей – от индивидуальных консультаций до совместных вечеров отдыха.

Итак, народное наследие в виде произведений искусства, традиций, национального фольклора, игр остаются вечными ценностями и эффективным средством приобщения подрастающих поколений к чувашскому языку, обогащения духовного потенциала личности, формирования гордости за принадлежность к народу, создавшему эти культурные ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в соответствии с ФГТ Тема " Международный день детской книги"

Данное планирование рассчитано на неделю и приурочено к празднику "Международный день детской книги" (апрель месяц).В плане отражена совместная деятельность с детьми, работа с родителями в соответстви...

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС для подготовительной группы Тема: «День Победы»

Расширять представление детей об армии (в годы ВОВ. Воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов.Познакомить детей с героями ВОВ.Закрепить знания детей о том, как живущие помнят об уч...

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в подготовительной группе ФГОС.

Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам. Закреплять знания детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т. д. Формировать положи...

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС для средней группы Тема: «День Победы»

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС для средней группы Тема:  «День Победы»  Составила: Ягодина А.А....

Совершенствование системы комплексно-тематического планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО

Выступление на педагогическом совете "Совершенствование системы комплексно-тематического  планирования образовательного процесса  в соответствии с ФГОС ДО...

Презентация "Совершенствование системы комплексно-тематического планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО"

Презентация содержит методический и практический материал по планированию образовательного процесса с учетом ФГОС, раскрывает принципы календарно-тематического планирования....