Обмен опытом
статья по теме

Поликарпова Ирина Борисовна

Человек должен обладать качествами,позволяющие творчески и продуктивно подходить к любым  нововедениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obmen_opyta_triz.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:

В современных условиях человек должен обладать качествами, позволяющими творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Работая с детьми дошкольного возраста, понимаешь, какая ответственность ложится на тебя. Ведь именно в этот период времени формируются и развиваются качества, с которыми дети пройдут по жизни. Узнав о технологии ТРИЗ, я решила, что это именно то, что мне нужно. Изучив материалы, методы и приемы, прочитав методики Г. С. Альтшуллера –основателя этой теории, ознакомилась с работами А. Н. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изо деятельности», Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.  «ТЕХНОЛОГИИ  РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.».Системно-функциональный подход и комплекс методов, применяемых в ТРИЗ- технологии, способствуют развитию познавательных и творческих способностей дошкольников  решила, что детям будет не только полезно, но и интересно. Думаю, что педагогу, неравнодушному к судьбе своих воспитанников нужно думать о том, как донести знания. Составляя  план занятия  я  продумываю все до мелочей. Если  вижу  на занятии глаза  детей блестят, а активность превышает 100%- занятие удалось – такую возможность дает ТРИЗ.
  ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Целью технологии является не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Воспитание творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Основой работы с детьми по этой технологии является педагогический поиск, т. е. мы не даем готовые знания, и не раскрываем истину, ребенок должен находить ее сам. Творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Чему я и учу своих детей. Девиз ТРИЗовцев – «Можно говорить все», поэтому дети раскрепощаются, свободно и смело общаются со сверстниками, педагогами, что немаловажно для дальнейшей педагогической деятельности и не только. В своих занятиях я использую методы: поиска истины и сути, выявление противоречий в объекте, разрешение противоречий, изобретательство, решение сказочных задач, выход из сложных ситуаций, мозговой штурм, фокальных объектов, символическая аналогия и т. д. ТРИЗовские игры: «3 лишний», «Хорошо- плохо», «Данетки».,круги Лиллуя.  

 
Дошкольное детство – это тот особый  возраст,когда ребёнок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной,эмоциональной,волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммукативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем ,возникающих в той или иной ситуации жизни ребёнка (креативность).Умелое использование приёмов и методов ТРИЗ(теории решения изобретательских задач) успешно помогает развивать у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Цели ТРИЗ: не просто развивать фантазию детей,а научить их мыслить, системно с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному  практическому воспитанию качеств творческой личности ,способной понимать  единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности  обучения. Обучая ребёнка педагог должен идти от его природы.

ТРИЗ для дошкольников  - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать её эффективность.

    В своей работе с дошкольниками я часто использую нетрадиционные техники. В рисовании экспериментально проверена их эффективность, для создания и выразительных образов, т.е. для проявления детской одарённости.

   Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными  особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой ,обрывание бумаги и т.д., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных, ниткографии, кляксографии, монотипии, скатывание бумаги, обрывание, тиснение и т.д.

     Элементы ТРИЗ и РТВ удачно использую  в развитии  связной речи. Мы в своей группе поставили себе цель: найти новые методы и приёмы интересные для  детей, развивающие их речь. В этом мне помогло изучение методической литературы таких педагогов, как  Страунинг  А.М.  «Росток»и  «Методы  активизации творческого мышления», Ценниковой В.И.  «Чудеса которые рядом или волшебный телевизор»,Ляшко Г.В.,Синицына Г.Н. «Через игру к творчеству»,Сидорчук Т.А. ОООВолга ТРИЗ и другие.

Поставив перед собой задачи:

  1. Учить детей высказывать смелые идеи и гипотезы, защищая  и аргументировано отстаивая собственное мнение.
  2. Добиваться эмоциональности, выразительности речи,
  3. Развивать относительную непринужденность, не ускорять, не спешить давать правильные ответы.

Следующим этапом была разработка плана непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ. Согласно плану мы стали оформлять дидактические игры. На занятиях и в свободной деятельности использую игры: «Что герой расскажет о себе», «Поможем друзьям -  лоскутками», «Чёрное- белое», «Хорошо-плохо», «Горячий стул», «Придумай новый конец сказке», «Волшебный бинокль», «Круги Луллия» , «Рифмовочка» и т.д.

Очень эффективным  в работе оказался такой метод, как составление сказок по схемам . В своей работе стараемся использовать метод эмпатии.

Тризовские приёмы и методы помогают проводить нам наблюдения на прогулках.  Например: во время наблюдения за снегопадом, представить себя снежинкой. Что она видела, пока летела на землю.?

 В своей работе я использую такой метод ТРИЗ – придумывание начала или конца сюжета.(как например вы смогли это наблюдать на просмотре занятия, когда дети с помощью карточек придумывали новый конец сказке «Колобок».). Скучные описательные рассказы принимают новые творческие формы, дети придумывают продолжение с большим интересом.

     В ходе данной работы я пришла к выводу ,что дети начинают более открыто высказывать свои мысли, своё мнение, самые невероятные суждения, необыкновенные идеи, не боясь , что над ними будут смеяться. Считаю, что  методы и приёмы ТРИЗ снимают комплекс зажатости, пассивности. У детей сохраняется уверенность в своих способностях, улучшается речь детей. Она стала более выразительной, эмоциональной, логической. Дети стали легче прослеживать последовательность событий, улавливать причинно- следственные связи.

 В перспективе я думаю, продолжить и углубить свою работу по развитию речи детей с использованием элементов ТРИЗ и РТВ.(например включить в свою работу метод человечков),а также познакомиться с работой системного оператора более углубленно.

Великие педагоги прошлого  доказали, что обучение и воспитание идет во сто крат эффективнее, если оно затрагивает сокровенные уголки сердца ребенка и тесно связано с игрой и творчеством. Решая свои проблемы он учится жить, а не только получает знания. Когда малыш творит, он растет в самом высоком смысле слова. Нам бы очень хотелось, чтобы наши игры помогли развить в детях их творческие способности.

 Особенности использования кругов Луллия с детьми

Описание метода.

Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки).

В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки,   писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.

Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике и др.

   Методические рекомендации по построению системы тренингов.

       Круги Луллия  представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги. Чтобы поиграть с детьми, необходимо подготовить  пособие (вырезать круги, стрелку,  картинки. Диаметр кругов (например: 20 – 30 – 40 см). Стрелка вырезается одна .Расположить картинки на кругах. Раскрутить круги, посмотреть на какое сочетание картинок  указывает стрелка.

Предлагаем четыре типа заданий:

1 тип: найди реальное сочетание. При объединении картинок под стрелкой формируется реальная картина мира. Составляются предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делаются выводы.  

2 тип: объясни необычное сочетание. При раскручивании кругов рассматривается случайное соединение объектов  и как можно более достоверно объясняется необычность их взаимодействия. 

3 тип: придумай фантастическую историю или сказку. При раскручивании кругов рассматривается случайное совпадение объектов, которое  служит основой для фантазирования.

4 тип: реши  проблему. В фантастических сказках с героями происходят  разные истории, необходимо формулировать проблемы, предлагается выдвигать идеи по их решению

Игра “Черное-белое”

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)

Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.

Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,...)

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Пример “Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.

Коллаж из сказок .

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

Методы ТРИЗ и РТВ в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

I. МЕТОДЫ ТРИЗ:

- метод «мозгового штурма»

- метод маленьких человечков

- метод «вепольного анализа»

- метод ассоциаций

- метод синектики

- метод нахождения и разрешение противоречий и сходства (непосредственно изобретательские задачи, которые делят на

а) задачи с недостатком данных (на сужение поля деятельности)

б) задачи прогностического характера

в) собственно изобретательские)

^ II. Методы РТВ:

- круги Луллия

- метод морфологического анализа

- метод фокальных объектов

- метод эмпатии

- типовые приемы фантазирования

(уменьшение – увеличение

изменение строения

изменение подвижности

преобразование свойств времени

прием «Наоборот») 

- метод проектирования и метод получения ИКР

III. Модели составления сказок: 

  • модель составления сказки с помощью метода "Каталога", 
  • модель составления сказки с помощью метода "Морфологического анализа", 
  • модель составления сказки с помощью метода "Системного оператора", 
  • модель составления сказки с помощью ТПФ, 
  • модель составления сказки с помощью метода "Волшебного треугольника" (вепольного анализа). 

Основная форма работы по развитию речи дошкольников методами ТРИЗ и РТВ – систематические творческие задания, задачи и занятия.

Главной задачей развития речи детей старшего возраста является совершенствование монологической речи и освоение форм речи – рассуждения: объяснительной, речи – доказательства, речи – планирования. В помощь для решения этой задачи выберем технологию ТРИЗ, которая была создана Г. Альтшуллером еще в 1946 году (в дошкольное образование она, конечно, пришла намного позже: 1984 год, стартовая площадка – г. Норильск). Почему именно эта методика? Понятно, что любое умение решать задачи связано с умением освобождаться от фрейм, рамок, границ, стереотипов мышления (А. Эйнштейн говорил: «Вы не решите проблему, если будете решать ее таким же способом мышления, которым пришли к ней!»). При решении изобретательских задач основное место занимает работа с противоречиями, поиском выхода из различных ситуаций, а продуктом этой деятельности является мыслительный процесс, в ходе которого дети учатся словами передавать все мыслительные операции, происходящие в процессе решения творческой задачи. Все это и стимулирует развитие речи – рассуждения и ее форм, т.е. решается основная задача развития речи старших дошкольников.

Вот методы ТРИЗ и РТВ, которые используем в работе: 

- «Мозговой штурм». Для развития связной речи широко используем этот метод, т.к. он позволяет детям высказывать свое мнение, аргументировать его, учит детей выслушивать других, давать оценку другим. Предлагаем детям разные темы: по хорошо известным сказкам (спасение Колобка от Лисы, Красной Шапочки от Волка), по бытовым проблемам (как выбраться из комнаты, если тебя закрыли, чем и на чем рисовать, если в группе кончилась бумага и сломались все карандаши). Одна из задач предлагается для обсуждения и решения воспитателям. Проводим занятия «Дом для Жирафа», «Рыбаки и море», «Мяч и лужа», «Почему моряки в тельняшках ходят» (воспитателям на рассмотрение предлагается один из конспектов). Этот метод тесно работает в паре с 

- Методом проектирования и получения ИКР. Метод проектирования позволяет изменять предмет или явления приемами фантастического сложения и вычитания: например: к дому прибавить колеса, из детского сада убрать кухню. При использовании метода ИКР (идеальный конечный результат) сначала формулируется сам ИКР, т.е. ставится задача, например: как спасти Колобка от Лисы? И формулируется ИКР: Лиса сама не захотела его есть. А затем идет рассуждение и выбор способов, которые помогают этого достичь. Предложенный детьми ИКР: убедить Лису, что пение полезно, они останутся с Колобком друзьями, Лиса будет его ото всех защищать, а он ей будет каждый день песни петь. Воспитателям предлагается найти и сформулировать ИКР по одной из проблем. Если метод ИКР расширить, то мы получим

- Метод фокальных объектов. При этом методе мы с детьми экспериментируем с тем, что получится, а затем совершенствуем объект, примеряем на него свойства другого объекта. Так, при исходном объекте «колыбель» и при «фокусе» «белка – пушистая, прыгающая», мы получали новый объект: пушистая колыбель – значит изнутри оббита мехом, в ней пуховая перина, прыгающая – потому что подвешена на пружинах. С помощью этого метода мы учим детей придумывать сравнения, загадки, метафоры. Используем его как индивидуально, в свободное время с подгруппой детей, так и как отдельный элемент на занятиях (все модели составления загадок и метафор). Предлагается применить данный метод на конкретном объекте, обсудить результат. При сочинении сказок или историй применяем

- «Типовые приемы фантазирования». Сначала анализируем сказки, где они используются («Репка», «Дюймовочка», «По Щучьему велению», «Сказка о потерянном времени», «Путаница» и другие), затем придумываем ситуации на основе этих приемов: например – в детском саду время ушло на 10 лет вперед. Вечером родители пришли за детьми. Что они увидели, почувствовали, спросили? Как дети пойдут домой? Куда придут завтра? – в садик нельзя, а в школу можно? А на работу? Так хорошо это или плохо? Игра «Хорошо – плохо» - очень распространенный прием. Стараемся использовать его практически ежедневно. Эта игра вытекает из еще одного метода ТРИЗ:

- Метода нахождения и разрешения противоречий и сходства. Это непосредственно изобретательские задачи, которые делятся на линейные, прогностические и собственно изобретательские. Самая распространенная игра для решения задач с недостатком данных – игра «Данетка». Чтобы решать такие задачи, необходимо научить детей выбирать из всей известной информации ту, которая нужна для решения, т.е. научить детей сужать поле поиска решения. Игры «Да – нет» условно делят на объектные (поиск заданного объекта в линейном, плоскостном или объемном пространстве) и ситуационные (сюжетные). Воспитателям предлагается решить одну из задач «Да – нет». Примером линейной игры является игра «Волшебные поясок», с помощью которой мы не только учим детей задавать вопросы, рассуждать, но и отрабатываем употребление понятий «между, после, перед, слева – справа» и других. Поиски объекта в плоскостных играх помогают нам учить детей оперировать понятиями «верхний левый угол, нижний правый, над, под, центр, справа от…» и т.д. В работе используем картины с пейзажами, иллюстрации к сказкам и рассказам, учебные картины. Этот прием используем на занятиях по развитию речи, экологии, познавательному развитию. Дети хорошо справляются с такими играми, затем используем и объемные игры – поиск объекта в пространстве. Воспитателям предлагается алгоритм сужения поля поиска для детей при отгадывании объекта по набору разнообразных признаков. Он помогает детям быстрее усвоить принципы формулировки вопросов. Ситуационные задачи – игры – это ситуации, для понимания которых не хватает информации. Демонстрируется картотека таких задач, разработанные «Рекомендации по проведению ситуационных задач – игр». Задачи прогностического характера помогают сформировать у детей полноценное системное мышление, обучить умению на основании представлений об объекте и его истории определить линию его развития (делать прогнозы). Решать прогностические задачи помогает «Волшебный экран» (системный оператор). Проводим занятия по книге Цыпенниковой «Чудеса рядом или Волшебный телевизор» (книга предлагается для знакомства и работы). На основе этого метода мы учим детей составлять союзные предложения, используя союзы и, а, но (табуретка твердая, а кресло – мягкое, груша фрукт и яблоко фрукт).

- Метод маленьких человечков. Этот метод позволяет моделировать и анализировать природу вещества или явления. На занятиях по экологическому воспитанию используем этот метод, чтобы научить детей анализировать агрегатное состояние вещества и помочь им понять причины такого состояния. 

- Метод «синектики» предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо. В детском саду этот метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа. Детям предлагаются такие ситуации: что думают воробьи, когда они нашли зерно или крошки? Когда за ними охотится кошка? Когда на улице сильный мороз? Что думает звездочка, когда увидит, что ночью где – то не спит ребенок? Почему он не спит? Как его успокоить? и т.д. Также широко используем приемы ТРИЗа и РТВ (например, прием наоборот) для проведения творческих игр со словами: «Скажи наоборот» - подбор антонимов, «Скажи по – другому» - подбор синонимов, «что еще значит это слово» - подбор омонимов (предлагается для дальнейшей работы картотека таких игр).

Для того, чтобы начать работу по направлению ТРИЗ И РТВ  я составила план работы на первый период:

План работы

срок

1

 Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей.

сентябрь

2

 Изучение методической и педагогической и предметной литературы. Обзор в Интернете информации по теме.

Просмотр литературы: Лекции, семинары – практикумы, занятия, родительские собрания, консультации. Составление плана полученных при изучении материалов.

октябрь

3

Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса.

Календарно – тематическое планирование, конспекты занятий. Утверждение плана занятий использования ТРИЗ технологии с детьми старшей группы в форме свободного общения, в виде диалогов.

Показ НОД «Необыкновенные приключения Веселинки и её друзей в королевстве Добра и Справедливости»

ноябрь

4

Отобрать и выделить более эффективные методы, игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности. Игрушки, дидактические игры. Создание развивающей среды в группе. Оформление уголка для творческого развития детей.

декабрь

5

Консультация для родителей «Методика ТРИЗ»

январь

6

Обмен опытом по использованию ТРИЗ и РТВ в образовательном процессе.(педсовет ДОУ)

январь

7

Родительское собрание   по использованию технологий ТРИЗ в образовательном процессе: «Что? Где? Когда?»

февраль

Ожидаемый результат:

В процессе работы вижу, что дети стали находить выходы из разных ситуаций, анализировать их, делать самый оптимальный выбор, научились размышлять и передавать свои размышления через рассуждения, речь детей стала более образной, интересной. Работа по ТРИЗ – педагогике требует системности и времени, но результаты превзойдут все  ожидания.

Используемая литература:

1. Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с. ;

2. Измайлова Е. И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М. : АРКТИ, 20911-72с

3. Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ:

№ 8 (1988 г.) ;

№ 5, 6 (1989 г.) ;

№ 1, 2, 3, 5 (1990г.) ;

№ 4 (1993г.) ;

№ 1 (1994 г.) ;

№ 5 (1996 г.) ;

№ 11 (1997 г.) ;

№ 5, 9 (1998 г.) .

4. Журналы «Ребёнок в детском саду»: №1, 2, 4 (2001г.) .

5. Начальная школа: № 8 (1981 г.) ; №6 (1988 г.) .

6. Статья на форуме: www.razumniki.ru/igru-triz/html Ингрида Николаевна Мурашковская, 1991. Перепечатано из сборника «Педагогика+ТРИЗ».

7.Посещение курсов – лекций  ООО ВОЛГА «ТРИЗ» Т.А. Сидорчук.

8.Страунинг  А.М.  «Росток»и  «Методы  активизации творческого мышления»,

9.Ценниковой В.И.  «Чудеса которые рядом или волшебный телевизор»,

10.Ляшко Г.В.,Синицына Г.Н. «Через игру к творчеству».

Обмен опыта

воспитателя Поликарповой Ирины Борисовны

по использованию ТРИЗа  и РТВ

в образовательном процессе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом работы. Сервировка стола. Дежурство детей 6-7 лет.

Показаны навыки и умения детей 6-7 лет дежурить во время обеда, умение сервировать стол, пользоваться столовыми приборами, воспитание дружеских отношений друг к другу....

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ» /ОБМЕН ОПЫТОМ РАБОТЫ/.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:« ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»/ОБМЕН ОПЫТОМ РАБОТЫ/....

Обмен опытом по теме:ИНТЕГРАЦИЯ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:...

Обмен опытом по познавательно-речевому развитию

Учить детей изображать героев знакомой уже сказки.Развивать у детей речь, интерес к художественной литературе, к устному народному творчеству.Воспитывать у детей умение слушать и понимать содержание с...