Главные вкладки

    Обмен опытом по теме:ИНТЕГРАЦИЯ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
    статья по развитию речи (старшая группа) по теме

    Никулина Татьяна Владимировна

    Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл domashnee_zadanie_k_metodobedineniyu.docx27.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комитет образования

    администрации Балаковского муниципального района Саратовской области

    ИНТЕГРАЦИЯ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Подготовила:

    Никулина Татьяна Владимировна,

                                                                            воспитатель

                                                                         МБДОУ детский сад № 61

    2012 г.

    В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования»  весь педагогический процесс строить с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии и возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

    Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

    1. сенсорное воспитание;
    2. развитие познавательно – исследовательской и  продуктивной (конструктивной) деятельности;
    3. формирование  элементарных математических представлений;
    4. формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

    Можно выделить следующие формы работы с детьми по образовательной области «Познание»:

    1. наблюдение                    
    2. экскурсия
    3. моделирование
    4. решение проблемных ситуаций
    5. экспериментирование
    6. слушание музыки
    7. коллекционирование
    8. реализация проекта
    9. игры с правилами
    10. труд в природе

    Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными  способами и средствами  взаимодействия  с окружающими  людьми, через решение следующих задач:

    1. развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
    2. развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах  и видах детской деятельности;
    3. практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    Можно выделить разнообразные формы работы с детьми по образовательной области «Коммуникация»:

    1. беседы
    2. ситуативный разговор
    3. речевая ситуация
    4. составление и отгадывание загадок
    5. сюжетные игры
    6. игры с правилами
    7. создание альбомов и книг
    8. чтение

    Любую из выше перечисленных форм работы с детьми можно включать не только в непосредственно образовательный процесс (НОД), но и в режимные  моменты, как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей.

    Каждый этап  в жизни ребёнка представляет собой открытие мира предметов, природных объектов и отражение знаний и впечатлений в содержании речи ребёнка. Чтобы помочь детям увидеть мир  во всём его многообразии, получить отчётливые представления о предметах, явлениях окружающей действительности, а также освоить соответствующий словарь, сформировать грамматически правильную речь, овладеть навыками связной речи необходимо целенаправленно использовать интегрированный подход.

    Интеграция речевой и познавательной деятельности старших дошкольников должна осуществляться через решение следующих задач:

    1. обеспечить оптимальный уровень речевого и познавательного развития детей;
    2. сформировать речевые умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения ребёнка в школе;
    3. самостоятельно решать познавательные задачи;
    4. использовать в практической деятельности разные способы и приёмы исследовательской деятельности.

    При реализации задач руководствоваться основным принципом обучения: постепенного перехода от простого к сложном, с соблюдением последовательности и систематичности в обучении детей.

    Необходимо выполнять ряд условий:

    1. учитывать индивидуальные особенности  речевого и познавательного развития детей, их возможности и потребности, умение наблюдать, сравнивать, обобщать явления окружающей жизни;
    2. включать объём навыков по всем видам речевой и познавательной  деятельности детей старшего дошкольного возраста с учётом требований программы «Детство»;
    3. соблюдать дидактические принципы: доступность, постепенность, последовательность, систематичность, повторность, наглядность;
    4. включать обязательно соотнесение слова с обозначением предмета, слова с действиями, слова с признаками;
    5. вовлечь в процесс познания все анализаторы ребёнка;
    6. создать различные центры для формирования  познавательных  и речевых навыков и интеграции речевого и познавательного содержания  в разнообразных видах детской деятельности.

    Во время проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми можно использовать соревновательные, познавательно – побудительные мотивы. Можно предложить детям составить рассказ по серии сюжетных картинок: «Как Миша варежку потерял». После составления рассказа, детям предлагается  рассмотреть клубки цветных ниток и ответить на вопрос: «Что можно связать из этих ниток?».  (Дети перечисляют). Затем воспитатель показывает дошкольникам игрушки, изготовленные  из  клубков  цветных ниток разных размеров, и задаёт проблемный вопрос:

    - А мы сможем сделать такие игрушки?

    Таким  образом, создаём детям проблемную ситуацию, которую дети хотят решить – изготовить из клубков интересные игрушки, соединяя их между собой палочками.

    На этом примере, мы видим объединение содержания нескольких разделов программы:

    1. «Ребёнок  открывает предметный мир»;
    2. «Ребёнок в мире художественной литературы и искусства» и
    3. «В игре развивается, познаёт мир».

    Выстраивая непосредственно образовательную деятельность, воспитателю нужно учитывать не только интересы детей, их умственное развитие, но и  совершенствовать у дошкольников навыки связной речи через познавательную деятельность.

     

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности

    по образовательной области «Познание»

    с детьми старшего дошкольного возраста

    «Зимушка – зима»

    Приоритетная область: «Познание»

    Области в интеграции: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье», «Художественное творчество».

    Цель: знакомство  детей с репродукциями русских художников о зиме.

    Задачи:

    1. Учить детей воспринимать содержание картины И.И. Шишкина «Зима», понимать красоту природы,  которую изобразил художник.

    2. Продолжать учить подбирать определения, описывать свои чувства и настроения.

    3. Закрепить умение детей изображать пейзаж зимнего леса по воображению, используя нетрадиционные методы рисования.
    4. Развивать у детей эстетическое восприятие и интерес к живописи.

    Индивидуальная работа: Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

    Активизация словаря: волшебная, снежная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима – волшебница)

    Демонстрационный материал: репродукции художников: И.И.Шишкина «Зима», «На севере диком», А.Поленова «Первый снег», В.Пластова «Ранний снег».

    Магнитофон, альбом из серии  П.Чайковского «Времена года».

    Раздаточный материал: тонированные листы бумаги, белая гуашь, поролоновые тампоны.

    Предварительная работа: чтение произведений о зиме,  рисование деревьев, наблюдение на прогулке за деревьями, за состоянием погоды, составление небольших рассказов о зиме.

    Содержание организованной деятельности:

    1. Организационный момент.

     Дети стоят полукругом на ковре около воспитателя. Звучит отрывок из альбома П.Чайковского «Времена года» «Зима».

    Воспитатель: Ребята, какую картину вы себе представляете, слушая эту музыку? (Ответы детей). Какое время года подходит для этой музыки? (Зима).

    - Я, предлагаю вам отправиться в картинную галерею. А что такое картинная галерея? Я буду вашим экскурсоводом, знакомить с картинами русских художников, а вы будете посетителями картинной галереи.

    Дети вместе с воспитателем проходят к стендам с картинами. Дошкольники рассматривают их, садятся на стулья.

    1. Беседа  по картинам.

    - Какое время года изобразили художники на  своих картинах? (Зиму). Какими словами можно сказать о зиме? (Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима – волшебница)

    - Тема нашей выставки картин «Зимушка – зима».

    - Перед вами картины русских художников: А.Поленова «Первый снег», И.Шишкина «На севере диком» и «Зима», В.Пластова «Ранний снег».

    Воспитатель предлагает рассмотреть картину И.И.Шишкина «Зима».

    Чтение отрывка стихотворения Ф.Тютчева:

    Чародейкою Зимою

    Околдован лес стоит –

    И под снежною бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит…

    - Эту картину написал русский художник Иван Иванович Шишкин, который очень любил родную природу. О чем эта картина? Что изображено на картине? Какими художник нарисовал на картине снег, лес, небо?

    Какие чувства вызывает она у вас?

    А теперь послушайте мой рассказ об этой картине:

    «Великолепен вид зимней природы. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились блестящим инеем, блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно, светло и тихо. День как бы дремлет. Стаи снегирей сидят, нахохлившись, на засыпанных снегом деревьях. Небо над головой очень светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет и цвет его напоминает свинец. Это снеговые тучи. В лесу становится сумрачней, тише, и вот – вот пойдет густой снег. Вся земля покрыта сияющим, белым, мягким снегом. Лишь синеют на нем глубокие следы. Воздух морозный и тонкий, иголочками, кажется, колет щеки. Деревья, покрытые белыми шапками, будто взросли в снег.

    Зима – волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы».

    Вам понравился расссказ по картине? Чем особенно? О чем художник хотел рассказать? Что вы представляете, о чем фантазируете, когда смотрите на этот пейзаж?

    1. Физминутка.
    2. Практическая часть.

    - Ребята, а вы хотите стать художниками, которые напишут свои картины о зиме и зимнем лесе?

    Я, предлагаю вам пройти в мастерскую и занять места за столами.

    Воспитатель  вместе с детьми вспоминают правила посадки за столами.

    У детей на  столах лежат альбомные тонированные листы бумаги, с заранее нарисованными стволами деревьев, гуашь белого цвета и поролоновые тампоны. Воспитатель предлагает нарисовать сугробы, снег на деревьях, с помощью примакивания тампона.

                     Работа детей.

    1. Анализ работ. Педагог спрашивает ребят, чьи рисунки понравились, получились наиболее удачными. Предлагает выставить  все работы  на стенде.

    1. Итог. Где мы сегодня с вами побывали? Что делали? С какими картинами русских художников познакомились? Какие картины понравились?

    Сегодня все были молодцы, все активно трудились. А мы с вами на следующих наших встречах в картинной галерее познакомимся с другими художниками, которые писали о зиме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление из опыта работы на тему "Интеграция задач оздоровления и развития речи дошкольников"

    В статье описан опыт работы по взаимосвязи развития речи и оздоровления дошкольников...

    Обмен опыта по теме «Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников»

    Использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей,   спос...

    Доклад на педагогическом совете на тему: «Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях ФГОС ДО»

        Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации...

    Обмен опытом. Проведение совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников

    Проведение совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников...

    Сообщение из опыта работы на тему « Интеграция образовательных областей в театрализованной деятельности дошкольников»

      Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель- воспитание у подрастающего поколения тв...

    обмен опытом "Роль семьи в воспитании духовно-нравственного воспитания дошкольников"

     В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении лично...