Проект в подготовительной к школе группы «Изготовление традиционной тряпичной куклы».
проект (подготовительная группа) на тему

Данный проект представляет собой исследование  традиционной  тряпичной куклы, как  элемента народной художественной культуры, средства народной педагогики, с помощью которого ребёнок и его близкие могут приобщиться к опыту предков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад комбинированного вида  № 35  Усть-Лабинский район

Проект в подготовительной к школе группы

«Изготовление   традиционной тряпичной  куклы».

выполнен воспитанницей

МБДОУ № 35

Ненашевой Александриной

Руководитель: воспитатель

 МБДОУ  №35

Пономарёва Наталья Васильевна

2015 год


Содержание

  1. Введение………….………………………………………..…...… 7
  2. Основная часть:

Русская тряпичная кукла…………………………………………… 8

Игровые куклы……………………………………………………….. 9

Обрядовые куклы …………………………………………………… 10

Куклы -  обереги………………………………………………………... 10

  1.  Практическое изготовление куклы-оберега Кувадки…...... 11
  1. Заключение………………………………………...……….……..…13
  2. Литература…………………..……………………………….……....…..14
  3. Приложение………………………………………………………………..15

АННОТАЦИЯ

Данный проект представляет собой исследование  традиционной  тряпичной куклы, как  элемента народной художественной культуры, средства народной педагогики, с помощью которого ребёнок и его близкие могут приобщиться к опыту предков. Кукла всегда была связующим звеном между прошлым и настоящим, поводом для общения, творчества между членами семьи. Это один из самых узнаваемых атрибутов детства. Играя с куклами, сделанными своими руками, дети не только осваивают ролевые игры, но и знакомятся с основами рукоделия. Они дают представление о традиционной русской семье, учат ребенка определенным хозяйственным навыкам. Народная тряпичная кукла наделялась магической силой плодородия, благополучия семьи. Кукла сопровождала русского человека во все периоды его жизни, заменяла мать, мудрую наставницу. Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В неё вложено тепло рук. Каждая  кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца. В культуре большинства народов мира в куклу, изготовленную своими руками,  вкладывается глубокий социальный смысл.

Цель работы: Познакомиться с традиционной тряпичной  куклой, ее происхождением и способами изготовления.

Задачи: 1) Изучить народные традиции, связанные с историей возникновения традиционной тряпичной куклы. 2) Определить, на какие группы делились тряпичные куклы в зависимости от назначения. 3) Исследовать на практике особенности изготовления тряпичных кукол. 4) Закрепить на примере изготовленной куклы – оберега Кувадки -  понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа,

       Методы: 1) изучение литературы по теме исследования; 2) анализ различных видов тряпичных кукол по их назначению; 3) самостоятельное изготовление куклы-оберега Кувадки.

План работы над проектом.

       Кукла - одна из интереснейших страниц истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла издревле сопровождала человека на протяжении всей его жизни: встречала новорожденного в колыбели, помогала в тяжелые времена, принимала на себя болезни, оберегала от злых сил. Что-то привлекательное и таинственное,  до конца не раскрытое кроется в кукле.

Актуальность: За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка, как личности, народные традиции играют большую роль. Сейчас в  современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям и  быту. Бесценный источник знаний о русской культуре - народное творчество. Одним из самобытных  фольклорных направлений, безусловно, является народная кукла, которая способствует не только возрождению интереса к народной культуре, но и содействует  единению семьи, приобщению детей к семейно-бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, нормам поведения. Сегодня  желание узнать, какой же была народная игрушка, как ею играли, что она значила, кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Поэтому привлечение  ребенка к  изучению  традиций и наследия нашей культуры посредством изучения и изготовления народной куклы, являющейся связующим звеном и посредником между нашими предками и нами, нынешними потомками, крайне необходимо для  сохранения и передачи  следующим поколениям культурных и нравственных ценностей нашего народа.

Проблема данной работы – изучение традиционной тряпичной куклы, как символа культуры нашего народа и ее изготовление по традиционной технологии.

 Гипотеза:  изучение и изготовление традиционной тряпичной куклы способствует формированию у детей интереса к истории и культуре русского народа.

Предметом исследования является традиционная тряпичная  кукла.

Цель работы: Познакомиться с традиционной тряпичной куклой, ее происхождением и способами изготовления.

Задачи: 1) Изучить народные традиции, связанные с историей возникновения традиционной тряпичной куклы.

2) Определить, на какие группы делились тряпичные  куклы в зависимости от назначения.

3) Исследовать на практике особенности изготовления тряпичных кукол.

       4) Закрепить на примере изготовленных куклы – оберега Кувадки  понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа.                                                    Методы: 1) изучение  литературы по теме исследования;

 2) анализ различных видов тряпичных кукол по их назначению;

3) совместное с родителями и  самостоятельное изготовление куклы-оберега Кувадки.

Данная работа имеет практическую значимость, т.к. может использоваться для формирования у детей интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы.

Для достижения поставленной цели нами был составлен план мероприятий, необходимых для нашего исследования:

1) изучение литературы по теме исследования;

2) изучение интернет  ресурсов по мастер-классам изготовления народных кукол;

3) подготовка необходимых материалов для изготовления куклы-оберега Кувадки;

4) изготовление куклы-оберега Кувадки.

При подготовке к проведению исследования нами была изучена следующая литература  и источники интернета:

  1. Берстенева Елена, Догаева Наталия «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками» 2008г.
  2. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007 , 121с.
  3. http://cosmoforum.ucoz.ru/forum/5-258-5
  4. http://наше-подмосковье.рф/projects/299179/
  5. http://www.rukukla.ru/article/mywork/dolls/kuvadka_from_the_sunduchok
  6. http://pelagea-kukla.ru/21-kukla-kuvadka---delaem-po-vsem-pravilam-master-klass-dlya-nachinauschix.html

1 . ВВЕДЕНИЕ

Узнали мы из старины

Про промысел народный,

И с мамой увидали мы,

Насколько все духовно.

Пестрит узорами лоскут

Так радостно для глаз,

Мелькнет цветок то там, то тут,

Задумка есть у нас:

Здесь уголок, там уголок,

Завяжем ловкий узелок,

И кукла завиднелась …

Все так,  как нам хотелось.

Она нам будет оберег.

В дому достаток сохранит,

Семью от злобы защитит.

Конечно, вам всем нравится

Тряпичная красавица!

         Игровая культура народа формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры, семейного и общественного быта. Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в то же время многофункциональную игрушку. В наши дни народная кукла

почти исчезла из быта, информация о ней в значительной степени утрачена.

Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек,

кукла -  неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится загадка.

Традиционные народные куклы служили оберегами, являлись непременными атрибутами праздничных обрядов. Некоторые куклы изготавливались для совершения обряда, а другие бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение.

В стародавние времена кукла  сопровождала человека на протяжении всей

жизни: встречала новорождённого в колыбели, помогала в тяжёлые времена,

принимала на себя болезни, оберегала от злых сил. Игры с куклами поощрялись взрослыми, ведь с их помощью ребёнок познавал себя и мир.

 С ее помощью ребенок не только учится игре, но и развивает фантазию, изучает старинные традиции. Каждая кукла - это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Именно поэтому нужно привлекать детей к самостоятельному изготовлению таких кукол. Это не вызовет трудностей, а, наоборот, даст отличный импульс к развитию фантазии у ребенка. Представьте себе, сколько радости испытает ребенок, когда на его глазах в его маленьких ручках из обычной тряпочки "родится" настоящая игрушка. Вы увидите, с какой нежностью и заботой ребёнок будет обращаться со своим "творением", он никогда не бросит её на пол, у него не возникнет желания "распотрошить" её затем, чтобы узнать, что там внутри, потому, что он сам её сотворил.

Но куклы – это больше, чем игрушка. И русская народная традиция придавала им огромное значение. Вспомните русскую народную сказку о Василисе Прекрасной. В ней мама перед смертью подарила дочке куколку, сказав: «Носи ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета». И на протяжении всей сказки куколка неоднократно выручала девушку из беды.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Существуют обрядовые куклы, куклы-обереги, зольные куклы и многие другие виды старинных кукол. Куклы делали из бересты, золы, дерева, но в основном это были тряпичные куклы из лоскутов ткани. Тряпичные обереги сопровождали человека от рождения и до конца своих дней, они играли огромную роль в жизни человека, их использовали как обереги, для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы " Кто в куклы не играл - тот счастья не видал!". Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа.

Славяне делали кукол в основном в зимнее время, так как летом у них не было времени, ведь они работали в поле, занимались хозяйством, ходили в лес, заготавливали сено. А вот зимой, сидя у теплой печки, бабушки, мамы вместе с детьми "мотали" куколок. Доставали из сундуков ткани, старые одежды, лен и красные нитки. В те времена не было ножниц и ткани приходилось рвать вручную. В основном, использовалось много белой ткани, красной и черной. Ведь красный цвет символизирует солнце, тепло и радость, белый - чистоту, а черный - ночь. Но это не значит, что не было летних куколок, они были, только намного меньше видов, чем зимних. А все потому, что и праздников летом меньше, чем зимой. Сколько бы ни было сделано кукол, каждая получалась по-своему красивая, неповторимая. У каждой куклы обязательно должен быть фартук, платье с длинным рукавом или сарафан, платок на голове. Каждая кукла перематывалась красной ниткой на поясе и крест-накрест на груди, для того чтобы злые силы не проникли в нее. Обязательно нитка завязывалась на 2 узла.

 Маленькие девочки начинали делать кукол с пяти лет, сначала самых простых, а подрастая - более сложных и затейливых. Куклы, сделанные детьми, оценивались взрослыми, при этом они подсказывали, что и как лучше сделать.

Кукол нельзя было разбрасывать по избе, оставлять на улице, ведь она являлась практически членом семьи. Ожидая рождения ребенка, женщина делала куклу и затем помещала ее в колыбель к младенцу, кукла служила и оберегом, и игрушкой.

Куклы были в каждом доме, и делались они  в основном женщинами. Размер мог быть разным: маленькие - размером с ладонь и большие - до локтевого сустава. Куклы изготовляли  ко всем русским праздникам:  Новому  году, Святкам, Масленице, Коляде, Рождеству, Свадьбе, Пасхе, Троице и др.

По традиции, первую куклу, сделанную своими руками, никому нельзя было дарить, она должна остаться в семье. У кукол не было лица.  Говорили, что "если будут глаза - значит, будет видеть, если будет рот - значит, надо кормить". А по другой версии считалось, что " кукла без лица недоступна для вселения в нее злых сил". Выбрасывать кукол было нельзя, считалось, что это большой грех. Их складывали в сундук и передавали из поколения в поколение, хранили на чердаке. Так они дошли и до наших времен. В настоящее время народные куклы возвращаются в жизнь человека, и это после того, как их вытеснили современные игрушки.[I]

2.1 Игровые куклы

В быту русской деревни лоскутная кукла бала самой распространённой игрушкой. В куклы играли все дети примерно до 7-8 лет, пока не имели различий в костюме. Кукол хранили в специальных коробах, корзинах или даже в ларчиках с «запиркой и чеканкой». Маленьким детям кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. Кукол делали очень старательно, ведь по ней судили о хозяйке, её мастерстве и вкусе. Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину в русской деревне любимой игрушкой была куколка, сделанная из тряпок. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К свернутым куклам относятся и куклы-закрутки, которые изготавливались так: туловище - кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Так же делали руки, а небольшой шарик-голову с помощью нитки прикрепляли к туловищу. Считается, что наиболее древней среди традиционных свернутых кукол была кукла-полено, которая представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную одежду. [ I]

 Игра в куклы поощрялась взрослыми,  т.к. играя,  ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Игровыми куклами являются такие куклы, как Барыня, Столбушка, Малышок-Голышок, Сударушка. Самой распространённой была кукла Стригушка. Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка  с собой  и, чтобы он мог с чем-то играть, делала ему куклу из травы.

2.2 Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Каждая куколка делалась с определенной целью, имела своё название, свою историю. Лицо, как правило, оставалось белым. Смысл этого намного глубже — кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил.

Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук.

Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла Плодородие, то будет достаток и хороший урожай.

Покосница -  изображала женщину во время сенокоса.

Масленицу - делали из соломы или лила, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть обязательно с растительным рисунком. [II]

2.3  Обереговая кукла

В глубокой древности куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете. Безликая кукла исполняла роль оберега. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла — вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил. Оберег — как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет-цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали также, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм.  Кукол оберегов очень много, это и Лиходейки,  Кубышка-травница, Солнечный конь,  Крупеничка, Подорожница, Роща (Мировое Дерево),  Рябинка и многие другие.

Но нас заинтересовала кукла,  носящая название Кувадка (или Куватка). Это одна из первых кукол , которую детки  сделали  сами. Куколка несет в себе два значения, являясь оберегом, она одновременно одна из первых кукол, которая встречает ребёнка при рождении. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета, это развивало зрение младенца. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати.

 Немного истории:  в древности Кувадка исполняла важную роль при рождении ребёнка. Отец при родах обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия – "куваду", а куколки помогали ему отвлечь нечистую силу от матери и новорождённого ребёнка. Ребёнок обычно появлялся на свет в бане (чтобы нечистая сила в дом не попала), и муж разными действиями выманивал злых духов в предбанник, где выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти  первые,  попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей,  и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленатую куклу. Чтобы понадежнее обмануть злых духов, в некоторых деревнях сразу после родов женщины переодевались в мужнину одежду и начинали вести домашнее хозяйство, а мужчины чуть ли не целую неделю, до крещения младенца в церкви, пролеживали в постели с тряпичной куклой. После родов куклы сжигались во время обряда очищения.[III][V]

Но  к концу XIX века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все также оберегая его от неисчислимых козней злых духов. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, а  ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.  

Для изготовления куклы Кувадки используют лоскутки яркой разноцветной ткани и надёрганные из них нити. Подвешивают этих куколок над колыбелью, как погремушки, число кувадок в связке должно быть обязательно нечётным, так было принято в старину – они оберегают ребёнка.[IV]

2.4. Описание практической части исследования.

Необходимые материалы для изготовления куклы-оберега Кувадки:  

1.Прямоугольный лоскут ткани. (ткань должна быть из натуральных материалов: ситец, лен, сатин и др.)

2. Квадратный лоскут

3. Прочные красные нитки.

Ход работы:

Для нашей Кувадки нам понадобится кусочек ткани, ширину и длину которого мы определим с помощью ладони (именно так определяли необходимый размер наши прапрабабушки).

1)  Длина нашего лоскута -  это длина нашей ладони, а ширина лоскута соответственно равна ширине ладони.  Ткань ножницами не режем, а рвем руками. Наши предки считали, что звук рвущейся ткани отпугивает злых духов. У нас должен получиться прямоугольник.

2) Второй кусочек ткани отмеряем длиной указательного пальца. Должен получиться квадрат, стороны которого равны длине вашего указательного пальца.

3) Берем прочные нитки красного цвета.

4) Из маленького лоскута скатываем заготовку для рук куклы Кувадки. Для этого с одной стороны квадрата загибаем ткань на изнаночную сторону (приблизительно 1 см).

С другой стороны начинаем закатывать ткань рулоном, придерживая при этом большими пальцами сделанный загиб. Работа мелкая и кропотливая,  поэтому с первого раза может не  получиться.

5) С обеих сторон рулончик обматываем ниткой.  Нитку закрепляем "кукольным узелком": делаем петлю. Накидываем на рулончик  и затягиваем нитку.  Нитка  должна крепко закрепиться на ткани. Можно повторить 2-3 раза. Ручки для нашей Кувадки готовы.

6) Из большого лоскута делаем основную часть куколки. Мысленно делим лоскут пополам по его длине. Подгибаем ткань с обеих сторон к середине (по изнанке). Накладываем обе стороны друг на друга. Перегибаем заготовку пополам. Отступаем со стороны сгиба немного вниз, формируем шею и голову куклы, нить не обрываем.

7) Снизу вставляем ручки.

8) Обережным крестиком прочно крепим ручки и выделяем талию. Крестик у куклы должен получиться только спереди, на груди.

9) Для красоты завязываем поясок. Кукла Кувадка   готова!   [VI]    

Вывод. Народные куклы существуют столько, сколько нация помнит себя. Куклы отражают мировосприятие того народа, который их сотворил. Кукла не рождается сама: её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Почему народная тряпичная  кукла оказалась жизненно стойкой, несмотря на конкуренцию с современными, продуманными до мелочей куклами? Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка, она является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Работа над изготовлением куклы открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль. Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе как детей, наделенных нежной непосредственностью и ярчайшей фантазией, так и взрослых. Кукла, сделанная ребенком с помощью близкого человека, особенно привлекательна. В этих куклах живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к истории,  традициям рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результатом нашего исследования стали куклы - обереги, игровые куклы, обрядовые, сделанные своими руками.

В результате проделанной работы мы познакомились с историей появления народной куклы, её назначением и с технологией изготовления. Несмотря на то, что по всему миру хорошо налажено промышленное производство игрушек, с каждым днём растёт интерес к изделиям ручной работы. В наши дни в сувенирных лавках можно встретить изделия народных промыслов, в том числе и куклы. Это подтверждает нашу гипотезу: на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

     Ребенок, получая игрушки одну за другой, может все равно маяться от скуки. А народная кукла, да к тому же сделанная своими руками, никогда не надоест! Через эти милые создания дети начинают постигать свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю.

А не в этом ли магия русской тряпичной куклы?


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I.        Берстенева Елена, Догаева Наталия «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками» 2008г.

II.        Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007 , 121с.

III.        http://cosmoforum.ucoz.ru/forum/5-258-5

IV.        http://наше-подмосковье.рф/projects/299179/

V.        http://www.rukukla.ru/article/mywork/dolls/kuvadka_from_the_sunduchok

VI http://pelagea-kukla.ru/21-kukla-kuvadka---delaem-po-vsem-pravilam-master-klass-dlya-nachinauschix.html


ПРИЛОЖЕНИЕ I

Схема изготовления куклы Кувадки [II]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы»

Проект «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной  к школе группы» был проведен в подготовительной группе детского сада. Целями являлись: формиров...

Проект для подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – ш...

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе "Изготовление русской народной куклы Ангела-хранителя".

Цель: Познакомить детей с изготовлением традиционной русской куклы.Задачи: - Дать представление о значении куклы в жизни русского народа;- познакомить с некоторыми разновидностями узелк...

Проект в подготовительной к школе группе «Смешарики» по теме: «Скоро в школу».

Проектвподготовительной к школе группе «Смешарики»по теме: «Скоро в школу»....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Изготовление открытки к 23 февраля в технике «Киригами»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Изготовление открытки к 23 февраля в технике «Киригами»Елена СизикинаКонспект занятия в подготовительной к школе группе «Изг...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.Изготовление тряпичной куклы - Кувадки»

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытно...

Познавательный проект в подготовительной к школе группе «Скоро в школу я пойду»

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выгодский назвал кризисом семи лет....