Использование в дидактических играх по сенсорному воспитанию логических блоков Дьенеша.
статья на тему

Терещенко Наталия Юрьевна

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик и технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из наиболее эффективных  пособий являются логические блоки Дьенеша. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.docx7.8 КБ

Предварительный просмотр:

Использование в дидактических играх  по сенсорному воспитанию логических блоков Дьенеша.

Учитывая возрастные особенности детей д/в , педагог должен помнить, что основной метод развития детей-проблемно-поисковый, а главная форма организации работы с детьми- игра.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик и технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из наиболее эффективных  пособий являются логические блоки Дьенеша. Из многочисленных задач использования логических блоков  в работе с детьми (представленных в  практическом пособии Е.Н.Пановой  «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж,  «Учитель»,  2012г.) я выделила для своей работы  по сенсорному воспитанию детей д/в  следующие задачи:

1.Развивать умение  выделять  свойства  в объектах, называть их, обобщать  предметы по их свойствам (одному, двум, трём).

2.Учить объяснять  сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

3. Познакомить с формой, цветом, размером, величиной, толщиной объектов.

4.Развивать познавательные процессы и мыслительные операции.

5.Воспитывать самостоятельность и инициативу.

На основе логических блоков разработан игровой материал. Игры составлены на основе комплекта геометрических фигур:

  1. Четырёх форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
  2. Четырёх цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный.
  3. Двух размеров: большой, маленький.
  4. Двух видов толщины: толстый, тонкий.

 Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырёх форм, одним из четырёх цветов,  одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.

Все игры, представленные в пособии, можно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. Задания в играх можно упрощать или усложнять, используя меньшее или большее количество признаков фигур,  и в соответствие с этим, разное количество элементов набора. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм и цвета, то их можно использовать в работе с детьми начиная с раннего возраста. Дети могут начинать освоение материала с простого манипулирования фигурами. Необходимо представить детям возможность самостоятельно  познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляций с ними дети установят, что  они имеют  различные свойства (цвет, форму, размер, толщину). В начале нужно предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству) и лишь постепенно усложнять задачу ( до 4х свойств предметов).

Самой удобной формой работы с  детьми дошкольного возраста с блоками Дьенеша  по сенсорному воспитанию является совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (дидактические, настольно-печатные, подвижные игры). Необходимо также  использовать  блоки в  развивающей среде группы (в уголке по изодеятельности, в сенсорном уголке, как предметные ориентиры в группе). Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать их на различных этапах обучения. Каждую игру возможно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задачи), учитывая индивидуальные  психофизические особенности детей. С детьми 3х-4хлет  уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, понятий «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.

Логические блоки можно использовать:

  1. В подвижных играх (предметные ориентиры,  обозначение домиков, дорожек и т.п., игры «Кто быстрее соберёт блоки!»,  «На своё место», «Найди выход»)
  2. В настольно-печатных играх («Рассели жильцов по цвету», «Найди место фигуре», «Какой фигуры не хватает?», «Домино»).
  3. В дидактических играх и упражнениях («Построй такой же дом», «Выложи по образцу», «Найди пропущенную фигуру», «Найди все фигуры, как эта по цвету» (размеру, форме), «Найди не такие, как эта»).

В прочитанной мною педагогической литературе логические блоки Дьенеша  рекомендуются в основном для развития  логико-математического мышления. Я же считаю, что этот универсальный дидактический материал поможет детям  и в  сенсорном развитии, так как он обогащает чувственный опыт детей, развивает интеллектуальные способности. Используя материал в  игровой форме, можно добиться, чтобы обучение детей сенсорным навыкам стало интересным, содержательным. Благодаря эстетическим качествам этого игрового материала, он привлекает к себе внимание детей, вызывает желание использовать его в различной деятельности.

Использование  данного дидактического материала  существенно обогатило используемые мною ранее дидактические игры:                                                        «Спрячемся от дождика» (дети дифференцируют фигуры не только по форме и цвету, как раньше, но и по размеру и толщине);

«Геометрическое лото» (используем не только два свойства, цвет и форму, используемые ранее, но и трете свойство-размер фигур);

«Найди свой домик» (в самом сложном варианте, в старшем дошкольном возрасте, дети оперируют четырьмя свойствами).

В дальнейшей своей работе я планирую использовать усовершенствованный дидактический материал-различные по цвету фигуры изготовить из материала с разной структурной поверхностью (тёплые цвета  из бархатной бумаги, холодные без изменений), чтобы детям легче было с помощью тактильных ощущений  определять свойства объекта.

Так же логические блоки Дьенеша используются мною в аппликации, рисовании, конструировании. Это по разнообразить занятия детей, делает их более насыщенными, интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы по развитию сенсорных и математических представлений в форме игры с использованием логических блоков Дьенеша.

Тема занятия " Поможем мышонку найти свой дом".В ходе образовательной деятельности происходит интеграция областей познания , социализации и коммуникации ....

Конспект интерактивной познавательной игры воспитателя с детьми среднего возраста по развитию сенсорных представлений с использованием логических блоков Дьенеша "Мишутка в гостях у детей".

Интерактивная игра направлена на развитие познавательной деятельности дошкольников среднего возраста в области сенсорного развития.  Интеграция состоит в использовании для обследования групп пред...

Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"

Опыт работы по формированию логического мышле ния у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"...

Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»

Представление опыта работы по формированию   логического   мышления у  старших  дошкольников  в  процессе математического  развития  через использован...

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Страну математики» с использованием авторских технологий «Палочки Кюизенера» и «Логические блоки Дьенеша»

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Страну математики» с использованием авторских технологий палочки ...