Реализация проекта «По праву памяти»
проект (подготовительная группа) по теме

Тюкова Татьяна Анатольевна

Разработка направлена на нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников, обогащение представлений о Великой Отечественной войне, сохранение преемственности поколений, формирование уважения к истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_proekta_po_pravu_pamyati_doklad.odt29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней школы № 34 «Детский сад №64»

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

Реализация проекта «По праву памяти»

Тюкова Татьяна Анатольевна

воспитатель I квалификационной категории

Тверскова Ирина Анатольевна

воспитатель I квалификационной категории

 

К 70-летию Великой победы с детьми подготовительных к школе групп мы разработали проект «По праву памяти». Девизом нашего проекта стали слова Ю.Воронова

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память — наша совесть.

Она, как сила, нам нужна...

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Сроки реализации: февраль - май

Участниками нашего проекта стали: воспитатели, музыкальные руководители, дети старшего дошкольного возраста, родители, преподаватели и учащиеся Лицея г. Сызрани, сотрудники Краеведческого музея г. Сызрани, сотрудники центральной детской библиотеки им. А. Гайдара г. Сызрани.

Говоря об актуальность взятой нами  проблемы, нужно подчеркнуть, что без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших дедов и прадедов, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами. Наши воспитанники – правнуки героев, они наследники Великой победы.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.  Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Именно поэтому, создавая проект о Великой Отечественной Войне, мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи. Мы старались, чтобы дети заинтересовались историей своей страны и своей семьи, испытывали гордость за свой народ и своих предков, дедов и прадедов.

Целью нашего проекта является нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников, обогащение представлений о Великой Отечественной войне, сохранение преемственности поколений, формирование уважения к истории России.

Задачи:

Познавательное  развитие

Познакомить с подвигами героев ВОВ: солдат, офицеров, пионеров, сызранцах. Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны. Сформировать представления о вкладе женщин (военных санитарок, тружениц тыла) и детей в победу над фашистскими захватчиками. Познакомить детей с фактами из военной биографии дедов и прадедов. Расширить представления о военных наградах (звезда героя, орден ВОВ, медали за оборону Москвы, Ленинграда, победу в ВОВ)

Познакомить детей со значимыми событиями ВОВ: началом Великой Отечественной войны, разгром фашистских войск под Москвой, блокадой Ленинграда, Сталинградской битвой, битвой на Курской дуге и победой в ВОВ.

Расширять представления о военной технике времен ВОВ (танк Т-34, гвардейский реактивный миномёт «Катюша», самолеты ИЛ-2 и ЯК). Познакомить с обмундированием разных радов войск во времена ВОВ. Расширить представления о песнях военных лет.

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать патриотические чувства у дошкольников, способствовать сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.

Речевое  развитие

Развивать умение составлять рассказ о своей семье, прадедах и их вкладе в победу над фашизмом. Совершенствовать речь как средства общения, совершенствовать умение выражать свои чувства. Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками.   Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Художественно-эстетическое развитие

Создавать  предпосылки  ценностно-смыслового восприятия и понимания мира поэзии, прозы, музыки, живописи о войне. Воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства. Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.

Физическое  развитие.

Создать условия для развития активной двигательной деятельности детей и повышения положительного эмоционального состояния детей. Закреплять умение участвовать в коллективной подвижной игре и проявлять ловкость, быстроту, координацию движений. Развивать у детей внимание, умение ориентироваться в пространстве, учить совместным действиям в игре. Воспитывать культуру честного соперничества в играх. Закреплять умение справедливо оценивать результаты игры.

1 этапом нашей работы было вхождение в проблему. Мотивация  к проекту произошла в ходе беседы. Дети отвечали на вопросы:

Зачем нужно защищать Родину?

Были ли у нас войны?

Что вы знаете о войне?

В ходе беседы мы с детьми выяснили:

Что мы знаем? Что хотим узнать? Где будем искать информацию?

Для того чтобы реализовать проект нами был разработан перспективный план, подобраны иллюстрации, музыкальные произведения на военную тему, подготовлены циклы бесед о ВОВ, подобрана наглядная  информация  для родителей, познавательная художественная литература, дидактические игры,  консультации для родителям на тему: Как рассказать детям о войне, «Георгиевская лента - символ Дня Победы», разработана  сетевой паутинки проекта совместно с детьми.

Основной этап проекта осуществлялся с февраля по май в разных видах совместной с детьми деятельности.

В познавательно-исследовательская деятельности мы использовали такие  формы работы как

•        Просмотр презентаций: «Боевая техника войны», «Великая Отечественная война», «9 Мая», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Животные на войне», «Дети войны»

•        Составление альбомов: «Рода войск», «Военная техника», «Золотые звезды Сызрани», «Юные герои Великой Отечественной», «Города –герои»

•        Экскурсии в школьный музей боевой славы. в Краеведческий музей. в центральную детскую библиотеку им. А. Гайдара г. Сызрани

•        Посещение тематических уроков о войне в Лицее г. Сызрани.

Участие в этих мероприятиях запомнилось детям. Так в библиотеке нас познакомили с тематической выставкой книг, посвященной Великой Отечественной войне, а также с историей как в Трептов-парке появился памятник воину-освободителю. Книги взятые в библиотеке, были впоследствии самыми популярными у детей.

Большое впечатление получили дети после посещения тематического занятия в лицее. Старшеклассники подготовили для детей сценку «После боя» , провели экскурсию по музею боевой славы.

Конечно, детям понравилось посещение тематических занятий в музее, где у них представилась возможность померить одежду времен ВОВ, и самостоятельно изготовить фронтовое письмо треугольник.

Во время Коммуникативной деятельности нами были проведены беседы с дошкольниками на темы: «Великая Отечественная война», «Разгром фашистских войск под Москвой», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «О подвигах и мужестве солдат», «Битва на Курской дуге»,         «Наша Российская армия», «Женщины на защите Отечества», «Дети и война», «Четвероногие помощники на фронте», «Освобождение Европы. Битва за Рейхстаг»,«70 лет нашей славной Победе».

 С детьми мы занимались составлением  рассказов:        «У Вечного огня», «Герой в моей семье», «Труженики тыла», «Пришла весна –пришла Победа».

Рассматривали репродукции картин художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны: «Парад на Красной площади» К. Юон. «Отдых после боя» Ю. Непринцева, «Возвращение домой» В. Штраних, В. Костецкого, «Товарищи» Б. Тарелкина, «Победители» К. Антонова.

Самой интересной в этом разделе нашей работы была, конечно же, работа по созданию «Книги Памяти». В ходе  которой, дети вместе с родителями искали информацию о своих прадедушках и прабабушках участниках ВОВ. Дети с нетерпение и большим интересом ждали сообщений свои товарищей, делились впечатлениями.

В ходе работы над проектом мы много времени отводили чтению художественной литературы, заучиванию стихотворений, подготовке инсценировок. Читали мы много, каждый день, не только в группе, но и дома, а после делились с товарищами. Обсуждали прочитанное, делились своим впечатлением. Познакомили детей с такими художественными произведениями: А. Кассиль сборники рассказов «Главное войско», «Твои защитники»  Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»,

А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная? », С. Летова «Маленький разведчик», А. Барто «На заставе», Б. Лавренев «Разведчик Вихров», А. Жариков «Юнбат Иванов», Т. Белозёров «Майский праздник», С. Михалков «День Победы», П. Воронько «Два брата солдата», М. Борисова «Бабушка – партизанка», Л. Татьяничева «Мой дедушка»,  А. Гайдар «Сказка о военной тайне», А. Твардовский «Рассказ танкиста», Н. Подлесова «Бронзовый солдат»

Заучили пословицы, поговорки  о солдатской службе, дружбе.

Инсценировали стихотворения «Победа»Е. Трутневой, Л.Мартынова «Народ победитель»,  С.Михалкова «Мы тоже воины». Родителями были созданы книги «Рассказы детям о войне», «Стихи о войне».  

На непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству дети рисовали портреты пап, солдат,  боевые машины, солдата на посту, праздничный салют, на асфальте «Мы за мир!». Лепили пограничника с собакой, военную технику, солдат. Дети занимались с удовольствием аппликацией: изготовили подарки папам, дедушкам, открытки  и поделки для ветеранов, оформили «Книгу памяти».

Больше всего детям понравилось конструировать крепости и  изготавливать из бросового материала военную технику: корабли,  танки, самолёты.

Со своими работами дети приняли участие в конкурсе «Изготовление открыток для ветеранов», конкурс рисунков на асфальте «Миру – мир!».

Рисунки и поделки наших детей участвовали в Вернисаже детского творчества  «Война глазами детей». Наши дети приняли участие в городском конкурсе «Этот День Победы», Международном конкурсе рисунков  «Звезды Нового века»,        в Общероссийском, с международным участием, конкурсе «Малыши о Великой Отечественной Войне». Несколько работ  заняли призовые места.  Поделки наших детей участвовали в экспозиции «Военная техника» в Краеведческом музее

Утром и вечером с детьми проводились игры патриотического направления:

Подобранные нами дидактические игры: «Подбери картинку», «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, лётчику», «Чья форма?», «Военная техника», «Что, для чего?», «Найди место», «Военные профессии», «Расшифруй телеграмму» вызвали интерес у детей. Помощью родителей были изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Разведчики», «Пограничники», «На рейде», «Военные учения». Дети с удовольствием переодевались в военную форму и играли. Разворачивались и режиссерские игры: «Морской бой», «Сражение».

На  занятиях по физической культуре и на прогулке проводились подвижные игры и игры-соревнования: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый смелый», «Разведчики», «Пройди, не замочив ног», «Преодолей препятствие», «Меткий стрелок», «Боевая тревога», «Переправа», игры-эстафеты: «Военный госпиталь», «Разведка», «Снайперы»,«Доставь донесение», «Перейди болото», «Разминируй поле», «Сбей вражеский самолет», «Преодолей препятствие».

В часы досуга были проведены конкурс чтецов «Не забудем их подвиг великий!», конкурс военно-патриотической песни «Песни, с которыми мы победили», развлекательная игра-состязание «Победитель будет петь»( военные песни), игра инсценировка  «Маленькие защитники», спортивные развлечения «Будем в армии служить», «Отечества сыны», «Армейские учения», спортивная игра-упражнение «Строевая подготовка». выступали с музыкально-художественной композицияей «Дети войны» перед детьми старшей группы. Конечно участие в этих мероприятиях дало много положительных эмоций не только детям , но и их родителям.

Во время музыкально-художественная деятельности дети слушали мелодии и песни военной тематики: «День Победы» (сл.Л. Некрасова, муз. А. Белоусова), «Священная война» (муз. М. Блантера, сл.В. Лебедева- Кумача), «Катюша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского), «Тёмная ночь» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова) ,  «Марш Победы» М. Старокадомского, «Военный марш» Г. Свиридова, «Прощание славянки» В. Агапкина, «День Победы» (муз.Д. Тухманова, сл. В. Харитонова).

Пели песни  «Катюша» (муз.М. Блантера, сл. М. Исаковского), «Победа» (М.Е.Машечковой), «С дедом на парад» (Л. Олиферова), разучили танцевальные композиции "Закаты алые", «Ты помни», «Кадеты», «Белые панамки»

Огромную помощь в реализации проекта нам оказали родители наших воспитанников, проявив большой интерес и заинтересованность. Родители участвовали в подборе материала и составление презентаций о памятных событиях ВОВ, поиске информации о праздновании 70-летия Победы, совместном с детьми изготовление поделок из бросового и природного материала, неоценима их помощь в создании «Книги ПАМЯТИ», создание в группе уголка «Боевой Славы». На празднике родители исполняли песню о войне.

На заключительном этапе нашего проекта прошла презентация «Книги Памяти»  и праздник посвященный дню Победы. Дети рассказывали, что они узнали о Великой Отечественной войне, ее героях и тружениках тыла, а так же рассказали об участии в этих событиях своих близких прадедах, прабабушках, выступили с музыкальными номерами.

Результатами реализации  проекта стали расширение и систематизация знаний дошкольников о Великой Отечественной войне. Дети пришли к пониманию важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека. Сформировано уважительное отношения к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношения к семейным фотографиям. Дети усвоили алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов. В ходе проекта был закреплен  навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ. Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении открыток, оформлении выставки детского творчества ко Дню Победы. Была пополнена развивающая среды – создан уголок «Боевой славы», альбомы с фотографиями, вырезками, открытками, посвященными ВОВ, материалами о Великой Отечественной Войне, изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Военные». Дети получили незабываемые впечатления от встречи с ветеранами, совместного праздника с родителями. Родители вместе с детьми провели незабываемые минуты в тесном общении (поиск и изучение материалов по теме проекта, информации о родных, участниках ВОВ, изготовление поделок, участие в празднике).

Воспитатели способствовали активному сотрудничеству с родителями, приобрели опыт самостоятельного выбора дальнейшей исследовательской творческой деятельности.

В результате реализации проекта – все его участники получили много положительных эмоций!

Список используемой литературы

1.        Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005

2.        КазаковА.П., Шорыгина Т.А.: Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне Гном, 2015 г.

3.        Шорыгина Т. А Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. Издательство: Сфера, 2015 г.

4.        Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/.– М.: ТЦ Сфера, 2006.

5.        Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макарова – М.: Просвещение, 1984.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно–исследовательский проект «ПО ПРАВУ ПАМЯТИ»

Вид проекта: познавательно-исследовательскийЦель проекта: нравственно - патриотическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста посредством создания условий для обогащения представлений де...

Театрализованное представление «Сказка о лесной истории суда» (В рамках реализации проекта «Доступно о праве»)

Рассказчик: Жили в лесу звери дружно, никто ни кого не обижал. Все помогали друг другу, ходили в гости, подарки дарили, играли. И в  этом лесочке, на опушке, жил Зайка - серенькие ушки, а рядом р...

Освоение правил дорожного движения через реализацию проекта «Азбука безопасности на дороге»

На протяжении всего жизненного пути, грамотное безопасное поведение человека как пешехода и как водителя - это важная вещь. И именно с раннего дошкольного возраста необходимо знакомить детей с ПДД....

Освоение правил дорожного движения через реализацию проекта "Азбука безопасности на дороге"

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время. А дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждо...

Фото-отчет по реализации проекта для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения. Актуальность организации работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма несомненна. У детей дошкольного возраста отсутствует защит

Фото-отчет по реализации проекта для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения. Актуальность организации работы по предупреждению дорожно-транспортного т...

Г. Беседа в рамках реализации проекта "Мир медицинских профессий" на тему: «Медицинская сестра – правая рука доктора».

Для знакомства воспитанников с профессией медицинской сестры  проведена беседа: «Медицинская сестра – правая рука доктора»....