Познавательно–исследовательский проект «ПО ПРАВУ ПАМЯТИ»
проект (подготовительная группа) на тему

Тверскова Ирина Анатольевна

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Цель проекта: нравственно - патриотическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста посредством создания условий для обогащения представлений детей о Великой Отечественной войне, сохранению преемственности поколений, формированию уважения к военной истории России и чувства гордости за свою семью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_pravu_pamyati.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 34 «детский сад №64»

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

Познавательно–исследовательский проект

«ПО ПРАВУ ПАМЯТИ»

Тверскова Ирина Анатольевна

Тюкова Татьяна Анатольевна

г. Сызнань

2015г.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память — наша совесть.

Она, как сила, нам нужна...

Ю.Воронов

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Сроки реализации: февраль - май

Участники: воспитатели, музыкальные руководители, дети старшего дошкольного возраста, родители

Актуальность проблемы

В 2015 году исполняется знаменательная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Проблема нравственно–патриотического воспитания подрастающего поколения всегда являлась одной из актуальных задач современного общества. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у дошкольников любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Прошло много десятков лет, как закончилась страшная война. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Но их подвиг является одним из наиболее важных исторических опытов в формировании и воспитании настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

Именно поэтому, создавая проект о Великой Отечественной Войне, мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи. Мы старались, чтобы дети интересовались историей своей страны и своей семьи, испытывали гордость за свой народ и своих предков, дедов и прадедов.

Цель проекта: нравственно - патриотическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста посредством создания условий для обогащения представлений детей о Великой Отечественной войне, сохранению преемственности поколений, формированию уважения к военной истории России и чувства гордости за свою семью.

Задачи:

Познавательное  развитие

Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа. Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день. Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны1941-1945 г.г.: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники. Формировать мнение о недопустимости повторения войны.

Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны. Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению. Развивать мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие, внимание, конструктивные способности в ходе познавательно- исследовательской, игровой и конструктивной деятельности;

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину. Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самому воспринимать новую информацию от сверстника. Закреплять умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Воспитывать культуру речевого общения. Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником. Способствовать вовлечению родителей к реализации совместных детско-родительских проектов по поиску и сбору углубленных знаний о Великой Отечественной войне1941-1945 г.г. как активных участников образовательного процесса.Повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности.

Речевое  развитие

Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов. Развивать умение составлять рассказ о своей семье, прадедахи их вкладе в победу над фашизмом, обогащать словарный запас. Совершенствовать речь как средства общения. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Помогать строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, и т.д.). Закреплять умение составлять предложения из трёх и более слов. Учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворения; запоминать их и выразительно читать. Воспитывать  чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас.

Художественно-эстетическое развитие

Подвести к восприятию художественных произведений о войне.Создавать  предпосылки  ценностно-смыслового восприятия и понимания мира поэзии о войне. Развивать умение использовать различные художественно-изобразительные материалы: гуашь, акварель, восковые карандаши и их сочетания образу большей выразительности и более точного воплощения замысла.

Физическое  развитие.

Создать условия для развития активной двигательной деятельности детей и повышения положительного эмоционального состояния детей. Закреплять умение участвовать в коллективной подвижной игре и проявлять ловкость, быстроту, координацию движений. Развивать у детей внимание, умение ориентироваться в пространстве, учить совместным действиям в игре. Воспитывать культуру честного соперничества в играх. Закреплять умение справедливо оценивать результаты игры.

Предполагаемый результат проекта:

  • Расширение и систематизация знаний о Великой Отечественной войне.
  • Закрепление навыка составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ.
  • Усвоение алгоритма создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
  • Закрепление навыков продуктивной деятельности при изготовлении открыток, оформлении выставки детского творчества ко Дню Победы.
  • Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.
  • Пополнение развивающей среды, материалами о Великой Отечественной Войне (изготовление макета Вечного огня, создание альбомов с фотографиями, вырезками, открытками, посвященными ВОВ, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Военные»).
  • Формирование уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла; бережного отношения к семейным фотографиям.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный

  • Составление плана деятельности
  • Подбор иллюстраций на военную тему
  • Подбор музыкальных произведений на военную тему
  • Подготовка цикла бесед о ВОВ
  • Подбор наглядной информации для родителей
  • Подбор познавательной художественной литературы
  • Подбор дидактических игр
  • Подготовка  консультаций для родителям на тему: Как рассказать детям о войне, «Георгиевская лента - символ Дня Победы».

2 этап – основной, организационно-практический

Виды совместной с детьми деятельности

Формы работы

Познавательно-исследовательская

  • Просмотр презентаций: «Боевая техника войны», «Великая Отечественная война», «9 Мая», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Животные на войне».
  • Рассматривание альбомов: «Роды войск», «Военная техника», «Золотые звезды Сызрани».
  • Экскурсия в школьный музей боевой славы.
  • Посещение тематических уроков о войне в Лицее г. Сызрани.
  •  Экскурсия в Краеведческий музей.
  • Экскурсия в Выставочный зал.
  • Посещение выставки, посвященной 70-летию Победы, в  Доме Творчества.
  • Посещение выставки детских книг посвящённых ВОВ в районной детской библиотеке.
  • Посещение на дому ветеранов (поздравления песнями и стихами, вручение цветов, открыток, изготовленных своими руками).
  • Участие в митинге у Вечного огня.

Коммуникативная

Беседа на темы:

  • «Великая Отечественная война».
  • «Разгром фашистских войск под Москвой».
  • «Блокада Ленинграда».
  • «Сталинградская битва».
  •  О подвигах и мужестве солдат».
  • «Битва на Курской дуге».
  • «Наша Российская армия».
  • «Женщины на защите Отечества».
  • «Дети и война».
  • «Четвероногие помощники на фронте».
  • «Освобождение Европы. Битва за Рейхстаг».
  • «70 лет нашей славной Победе».

Составление рассказов:

  • «У Вечного огня».
  • «Труженики тыла».
  • «Пришла весна –пришла Победа».

Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны:

  • «Парад на Красной площади» К. Юон.
  • «Победа» «Защитники Брестской крепости»П. Кривоногова.
  • «Отдых после боя», «Салют победы» Ю. Непринцева.
  • «Возвращение домой» В. Штраних, В. Костецкого.
  • «Оборона Севастополя» А. Дейнека.
  • «Товарищи» Б. Тарелкина.
  • «Победители» К. Антонова.

Чтение художественной литературы

Заучивание стихотворений Л.Мартынова «Народ победитель», Е. Благининой «Шинель»

Знакомство с художественной литературой:

Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»,

А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная? », Л. Кассиль «Твои защитники»  С. Летова «Маленький разведчик», А. Барто «На заставе», М. Зощенко «Солдатские рассказы», Л. Касиль «Сестра», Т. Белозёров «Майский праздник», С. Михалков «День Победы», П. Воронько «Два брата солдата», М. Борисова «Бабушка – партизанка», Л. Татьяничева «Мой дедушка»,  А. Гайдар «Сказка о военной тайне», А. Твардовский «Рассказ танкиста», А. Кассиль сборник рассказов «Главное войско», Н. Подлесова «Бронзовый солдат»

-Заучивание пословиц, поговорок о солдатской службе, дружбе.

Инсценирование стихотворения «Победа»Е. Трутневой, Л.Мартынова «Народ победитель»,  С.Михалкова «Мы тоже воины».

Игровая

Сюжетно- дидактическая игра, предполагающая воспитание мужественности «Разведчики».

Досуговая развлекательная игра-состязание «Победитель будет петь»( военные песни).

Дидактические игры:

  • «Подбери картинку»
  • «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, лётчику»
  • «Чья форма?»
  • «Военная техника»
  • «Роды войск»
  • «Что, для чего?»
  • «Найди место»
  • «Морской бой»
  • «Военные профессии»
  • «Зашифруй телеграмму»

Продуктивная

  • Рисование:

«Боевые машины», «Моя любимая бабушка-труженица тыла», «Солдат на посту», «Салют Победы», «Мы за мир!», «Самолеты – небо берегут».

  • Лепка:

«Пограничник с собакой», «Военная техника», «Солдаты», «Ордена и медали».

  • Аппликация:

«Матрос с сигнальным флажком», подарки папам, дедушкам. Изготовление открыток для ветеранов, «Гвоздика для героя».

Коллективная аппликация: «33 богатыря»

  • Конструирование и ручной труд:

«Танки», «Крепость», «Самолёты», «Письмо с фронта»  «Корабли».

Участие в конкурсе «Изготовление открыток для ветеранов».

  • Оформление альбома «Победа деда – моя победа».

Двигательная

  • Спортивные развлечения «Будем в армии служить», «Отечества сыны», «Армейские учения».
  • Игры-эстафеты «Военный госпиталь», «Разведка», «Радисты-шифровальщики», «Снайперы», «Доставь донесение», «Перейди болото», «Победа будет за нами», «Разминируй поле», «Сбей вражеский самолет», «Преодолей препятствие».
  • Досуговая спортивная игра-упражнение «Строевая подготовка».

Музыкально-художественная

  • Музыкально-художественная композиция «Дети войны» Прослушивание мелодий:
  • «День Победы» (сл.Л. Некрасова, муз.А. Белоусова).
  • «Священная война» (муз. М. Блантера, сл.В. Лебедева- Кумача).
  • «Катюша» (муз.М. Блантера, сл. М. Исаковского).
  • «Тёмная ночь» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова).
  • «Марш Победы»(М. Старокадомского).
  • «Военный марш» (Г. Свиридова).
  • «Прощание славянки» (В. Агапкина).
  • «День Победы» (муз.Д. Тухманова, сл. В. Харитонова).

Взаимодействие с семьёй:

  • Подбор материала и составление презентаций родителями совместно с воспитанниками о родственниках, соседях, знакомых воевавших в годы ВОВ.
  • Помощь в создании «Книги ПАМЯТИ».
  • Консультация «Как рассказать детям о войне».
  • Консультация «Георгиевская лента - символ Дня Победы».
  • Размещение стендовой информации о праздновании 70-летия Победы.
  • Совместное изготовление поделок из бросового и природного материала боевой техники.

3 этап – заключительный

  • Фестиваль военно-патриотической песни «Песни, с которыми мы победили».
  • Конкурс чтецов «Не забудем их подвиг великий!».
  • Праздник в детском саду, посвященный Дню Победы с приглашением ветеранов.
  • Участие в митинге, посвященном Дню Победы у Вечного огня.
  • Создание в группе уголка «Боевой Славы».
  • Создание «Книги ПАМЯТИ»(о родственниках, соседях, знакомых-участников войны).
  • Обобщение опыта работы в виде детского альбома «Война глазами детей».
  • Вернисаж детского творчества  «Салют над городом в честь праздника Победы».
  • Конкурс рисунков на асфальте «Миру – мир!».
  • Участие в Международном конкурсе рисунков «Звезды Нового века».
  • Участие в Районном конкурсе рисунков «Этот День Победы».
  • Участие  с выставкой «Военная техника» в Краеведческом музее.
  • Участие в Общероссийском, с международным участием,  конкурсе «Малыши о Великой Отечественной Войне».

4 этап – заключительный

Презентация проекта перед родителями и детьми старшей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Реализация проекта «По праву памяти»

Разработка направлена на нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников, обогащение представлений о Великой Отечественной войне, сохранение преемственности поколений, формирование уважения...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Моя семья – права ребенка»

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Моя семья – права ребенка»Цель: создание социальной ситуации развития посредством познавательно исследовательской деятельностиЗадачи: создать ...

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

План-конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Прими за правило здоровое питание!" (по методике Савенкова А.И.)

Цель: создание условий для формирования у старших дошкольников представлений о пользе и вреде продуктов питания.Задачи:Образовательные задачи.·...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...