Интегративный подход в организации занятий по математике.
статья на тему

Халимон Галина Ивановна

Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие» закономер­ных связей и отношений этого мира. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ №50 Кировского района г.Санкт Петербург

Интегративный подход в организации занятий по математике.

 «Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир».

«Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду.

Мир ребенка - это конкретное существование в настоящий момент. То, что окружает ребенка в данный момент, то и привлекает его внимание, то есть реальные предметы и явления, реальные люди. Опыт общения и познания накапливается ребенком постоянно в ходе игры, наблюдения, но объяснить этот опыт ребенок пока не может. Здесь требуется помощь взрослых. Особым же способом познания, накопления опыта взаимодействия с окружающим миром является, конечно, игра. Игра формирует опыт ребенка, развивает самые разнообразные навыки, воспитывает качества, которые пригодятся потом и будут использованы в различных видах деятельности.

Большая роль игре отводится в логопедической группе. В нашей группе дети с общим недоразвитием речи. У таких детей преимущественно нарушена грамматическая и лексическая сторона речи. На своих занятиях приходится уделять большое внимание исправлению именно этих недостатков. Кроме этого у детей страдает и произносительная сторона речи. Происходит это потому, что еще недостаточна подвижность его артикуляционного аппарата (движений мышц языка, губ, нижней части челюсти) и эти затруднения тормозят усвоение многих звуков. Неправильное произношение соноров, свистящих и шипящих звуков делают речь детей непонятной для окружающих и тем самым вызывают у ребят негативное отношение к собственной речи. Ребята замыкаются в себе, зачастую отказываются общаться со сверстниками и окружающими их детьми. Кроме того нарушение грамматического строя речи существенно влияет на дальнейшее обучение таких детей в школе. Самым характерным проявлением таких нарушений является дисграфия, то есть нарушение письма. Дети путают между собой схожие по звучанию буквы, меняют местами слоги в словах, сливают вместе предлог и слово, а также несколько слов в предложении. Отсутствие чувства ритма и рифмы не дает возможности детям заучивать стихотворные тексты.

Зная особенности детей с общим недоразвитием речи, я использую определенные приемы и методики. Именно поэтому целью моей работы явилось накопление и создание практического опыта работы по теме «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи современных развивающих игр и заданий».

Формирование элементарных математических представлений - это еще одно средство умственного развития дошкольника, средство познания и восприятия окружающего мира. Именно знакомство с математикой позволяет ребенку увидеть, что в мире есть определенный порядок, симметрия, пропорциональность.

Занимаясь с детьми развивающими играми я ставила себе задачи: создать модель развивающей среды; дать толчок развитию разносторонних природных способностей детей; в игре учить мыслить самостоятельно; развивать у детей ощущения, восприятие, воображение, мышление, а также некоторые личностные качества (сосредоточенность, наблюдательность, внимание, умение использовать приобретенный опыт в нестандартных ситуациях). Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие» закономерных связей и отношений этого мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». С появлением этого вопроса открывается новая эра в развитии ребенка. Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», собственные выводы и удивления, желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое, проявляется интеллектуальная активность. Перегрузка детей идет скорее от пассивного восприятия, а не от уровня трудности и объема выполняемых заданий.

Дошкольный возраст - это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Чтобы помочь ребенку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться в работе определенными принципами:

  • максимальное внимание следует уделять отстающим детям;
  • необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
  • исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий;
  • сравнивать результаты ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей.

Дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой. Формы организации занятий разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности. Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира. Используются соответствующие возрасти задания на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления. Формируются пространственно-временные отношения, геометрические представления и навыки счета. В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации.

Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную, фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. В них есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей.

В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели.

С целью развития мышления детей используются различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например: - которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?

  • Найди и покажи на чертеже 5 треугольников и 1 четырехугольник.
  • Какое число надо поставить в пустую клетку.

Развитию логического мышления, смекали и сообразительности способствует обучение детей решению логических задач на поиск недостающих в ряду фигур. Как правило, они наглядно представлены тремя горизонтальными и вертикальными рядами: это могут быть геометрические и сюжетные фигуры, изображения предметов. Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать ряд или фигуру по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Набор фигур при этом подбирается не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат - составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

В ходе обучения на занятиях дети старшего дошкольного возраста быстро осваивают игры на воссоздание из специальных наборов фигур образных, сюжетных изображений, которые становятся для них одним из средств заполнения досуга.

Из многообразия математических игр и развлечений детям в дошкольном возрасте доступны, интересны загадки и задачи-шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения. ^

Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными.

Результат решения детьми задач-шуток зависит от их жизненного опыта, развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умения видеть, наблюдать и замечать необычное в обычном. Задачи-шутки подбираются согласно цели и содержанию предстоящего занятия, в зависимости от назначения приема сравнения, уровня сформированности у детей представлений об арифметических задачах, развития у них логического мышления. На протяжении занятия, особенно при переходе от одной части занятия к другой, смене деятельности, занимательные задачи могут служить средством активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха.

Правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению математических знаний и зависимостей, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Список используемой литературы

Е. А. Носова, P. JL Непомнящая:

«Логика и математика для дошкольников», Санкт- Петербург 1997г.

Е. В. Колесникова:

«Развитие математического мышления у детей 5-7 лет», Москва 1998г.

А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт, 3. А. Михайлова: «Математика до школы», Санкт-Петербург 1998г.

И. Э. Томашпольская:

«Развивающие игры», Санкт-Петербург 1996г.

Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова: «Игралочка», Москва 2000г.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина:

«Раз - ступенька... Два - ступенька...», Москва 2000г.

А. В. Горячев, Н. В. Ключ: «Все по полочкам», Москва 1999г.

3. А. Михайлова:

«Игровые занимательные задачи для дошкольников», Москва 1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход в организации экспериментальной деятельности младших дошкольников

актуальность экспериментальной деятельности в условиях ФГТ...

Интегративный подход к организации образовательного процесса

статья об интегрированном подходе в образовательной деятельности...

Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей

Центры развития активности детей в групповых помещенияхОбразовательная областьЦентры активностиИнтегративная направленность деятельности центраПознавательно-речевое направление развития детейПознаниеИ...

Презентация "Интегративный подход к организации совместной и самостоятельной деятельности в центрах активности группы и на свежем воздухе"

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕНТРАХ  АКТИВНОСТИ ГРУППЫ И НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ....

Интегративный подход к организации РППС в ДОУ.

Выступление на региональном семинаре воспитателей  "Игровые формы организации НОД". Доклад сопровождается презентацией....

Интегративные подходы в организации непосредственной музыкально-образовательной деятельности

laquo;Интеграция - одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования» - утверждает С.Д.Сажина в своём методическом пособии....