Интегративные подходы в организации непосредственной музыкально-образовательной деятельности
методическая разработка (старшая группа) на тему

Куприянова Татьяна Михайловна

«Интеграция - одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования» - утверждает С.Д.Сажина в своём методическом пособии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Интегративные подходы в организации непосредственной музыкально-образовательной деятельности»

Музыкальный руководитель

высшей категории

МДОУ детский сад №27

Куприянова Татьяна Михайловна

Ярославль

2017 г

  1. Актуальность идеи интеграции        

        Слово «интеграция» мы слышим на каждом шагу, и действительно, эта идея, этот принцип пронизывает всю современную жизнь: экономику, политику, культуру. Принцип интеграции действует на разных уровнях, в разных масштабах, вплоть до мировых.

        Что же означает слово «интеграция»?

        Под интеграцией мы понимаем процесс сближения, взаимопроникновения, создания единого целого. Не стоит в стороне от этого явления и система образования в нашей стране.

        «Интеграция - одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования» - утверждает С.Д.Сажина в своём методическом пособии.

        Главной задачей дошкольного образования является всестороннее гармоничное развитие личности ребёнка. Интегративные подходы позволяют успешно решать эту задачу, помогают ребёнку воспринимать мир как единое целое, в котором всё взаимосвязано.

        В образовательном процессе различают три уровня интеграции:

  1. Внутрипредметный, когда осуществляются внутрипредметные взаимодействия;
  2. Межпредметный; он подразумевает межпредметные взаимодействия (например, интегрирует музыку, литературу, живопись);
  3. Общепредметный; осуществляет общепредметные взаимодействия, которые на основе мировоззренческого синтеза формируют мировоззрение человека.

        Музыкальный руководитель может использовать в своей работе как внутрипредметную интеграцию, так и быть партнёром в осуществлении межпредметной интеграции. Хочу отметить, что для создания устойчивой межпредметной интеграции необходимо желание всех специалистов и воспитателей.

  1. Интегративные подходы в организации музыкальных занятий        

        Мы не зря изобразили на нашем занавесе радугу. Все семь цветов в своём единстве дают нам образ радуги. Аналогично этому в музыкальном занятии можно объединить все виды музыкальной деятельности, сблизить их, чтобы сделать процесс музыкального воспитания детей более эффективным.

        На настоящий момент исходя из своей музыкально-педагогической практики определяю следующие направления в осуществлении интегративных подходов на музыкальных занятиях.

  1. Речь и движение.

        На музыкальных занятиях мы прививаем детям навыки не только правильного и выразительного пения, но и работаем над правильной, выразительной речью. Разучивание скороговорок даёт артикуляционный тренаж, так необходимый для пения. Для того, чтобы это упражнение сделать интереснее для ребёнка, мы подключаем фантазию, обыгрываем содержание текста движением, превращаем скороговорку в звучащую сценку. Основой единства текста и движений является метроритмическая организация. Нужно напомнить, что метроритм пронизывает не только музыку, но и стихи, движение (всё это временные явления).

        Проговаривая текст, дети движениями рук отмечают метрический пульс или ритм, используются имитационные движения, изменяется динамика (пиано, форте, крещендо, диминуэндо), темп в зависимости от художественного образа скороговорки. Такие «фантазии» способствуют развитию чувства ритма, мелкой моторики, фантазии детей, осознанию содержания скороговорки, возможности «прожить» её в движении, пантомиме. Объединение слухового, зрительного, кинестетического восприятия делает образ скороговорки более ярким, запоминающимся.

        К этому же направлению можно отнести подбор и исполнение ритмического аккомпанемента «звучащими жестами» к стихотворению. В ритмическом аккомпанементе используются притопы, хлопки, шлепки, щелчки, притопы носком, пяткой стопы. Музыкальный руководитель одновременно произносит стихотворный текст построчно или по фразам и исполняет ритмический аккомпанемент «звучащими жестами».Дети повторяют. Таким образом воспроизводится двухголосная партитура: 1 голос - ритм стиха, который произносится, 2-ой голос - ритмический аккомпанемент жестами. Труднее, когда ритмическая партитура строится по контрасту, т. е. в одном голосе восьмые, а в другом - четверти.

Ша-лов-ли-вы-е со-суль-ки се-ли на кар-низ

Хл        топ      хл    топ        хлхл топ       хлхл  топ

        К этому же направлению интеграции относятся разнообразные речевые игры. Соединяя в художественном образе речевой игры ритмизованный текст с движением, мы способствуем развитию и коррекции как неречевых процессов (внимание, память, оптико-пространственные представления, координация движений, чувство темпоритма, воспитание личности), так и речи (дыхание, артикуляция, просодический компонент, т.е.интонация, темпоритм речи, паузация).

        Пример: речевая игра на основе русской народной потешки «Ваня, Ваня, простота».

        Интеграция речи и движения позволяет полнее реализовать способности детей, предоставляет детям возможность ярче раскрывать образы окружающего мира.

        Интеграцию речи с движением можно дополнять включением мяча, бубна и других атрибутов, музыкальных инструментов.

Например:

- упражнение «Постучи, передай» - с бубном;

- «Кузнечик» (или на материале другой песенки) - с мячом;

- игра с бубном «Выбери дружочка»;

- «Лесной оркестр» - исполнение на бубнах, треугольниках, маракасах;

- игры и танцы с ложками.

        Озвучивание стихотворения музыкальными инструментами - приём, позволяющий раскрыть творческие способности детей. Ребёнок соотносит игру на музыкальном инструменте с выразительностью стихотворения: его темпоритмом, паузацией, акцентами, динамикой, интонационными красками. Цель такой творческой игры - усилить выразительность художественного образа стихотворения посредством музыкальной импровизации.

        Такой интегративный подход создаёт условия для развития ассоциативно-образного мышления детей, закрепляет их представление о выразительных возможностях детских музыкальных инструментов, совершенствует навыки игры на них.

2.Плодотворным является включение музыкальных инструментов в песню.

Уместное использование музыкальных инструментов делает художественный образ песни более выпуклым, богатым.

        В лирических эпизодах можно использовать треугольники, колокольчики, металлофон.

Например:

  1. Осенняя песня. Муз. И.Григорова, сл. Н. Авдиенко.
  2. Солнечная капель. Муз. С. Соснина, сл. Иры Вахрушевой.
  3. Малыши и дождик. Муз. и сл. О. Девочкиной.
  4. Нежная песенка. Муз. Г.Вихаревой, сл. И. Смирновой.
  5. Новогодняя песенка. Муз. Г.Гладкова, сл. Ю.Энтина.

        

        Задорный, жизнерадостный характер подчёркивают маракасы, бубны,     ложки, рубель, коробочка, трещотка.

Например:

1. Что такое детство? Сл. и муз. Т.В.Бокач.

2. Хомячок.Муз.Абелян.

3. Различные частушки.

4. Где ты, солнышко? Муз. и сл. Кострабы.

5. Наш любимый детский сад. Муз. и сл.Т.Куприяновой.

3.Средством оптимизации процесса художественно-эстетического воспитания дошкольников является интеграция средств выразительности разных видов искусств. Мною разработан цикл интегрированных занятий «Времена года», объединяющий средства выразительности музыки, поэзии, живописи или другого видеоряда, например, цветного фото.

        Используя приём интеграции искусств, мы развиваем эмоциональное восприятие эстетики окружающего мира, формируем умение проводить образно-эмоциональные параллели в произведениях разного вида искусства, стимулируем познавательный интерес и творческую активность детей, расширяем музыкально-литературный и художественный кругозор, развиваем речь, закрепляем умение оперировать выразительными средствами искусства, устанавливать ассоциативные связи.

        Таким образом, знания о сменяемости времён года становятся более прочными, т.к. они были дополнены эмоциональными переживаниями самого ребёнка.

        На основе всего изложенного можно сделать вывод, что интегративные подходы оптимизируют процесс музыкального воспитания, позволяют успешно решать задачи не только музыкального развития дошкольников, но и способствуют формированию ребёнка как разносторонне развитой личности, воспринимающей мир во всём его богатстве и единстве.

Литература.

1. С.Д.Сажина. Технология интегрированного занятия в ДОУ. Методическое пособие. М., 2008. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

2. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. Составитель Е.П.Климова. Волгоград. Издательство «Учитель». 2005.

3. Использование личностно-развивающей технологии на интегрированных занятиях с детьми дошкольного возраста. Э.В.Колесова. Журнал «Детский сад. День открытых дверей». Ярославль, 2009., №1.

4. А.И.Иванова. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ. Методическое пособие. М., 2007. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

Приложения.

№1 Упражнение «Постучи, передай».

Дети встают в круг, поют любую несложную песню с двутактовым строением фраз, например, французскую детскую песню «Авиньонский мост» на повторяющиеся слова «Постучи, передай!». Одновременно дети выполняют движения с бубном: 1-ый ребёнок отбивает ритм «две восьмые, четверть», на слова «Передай!» передаёт бубен следующему ребёнку. 2-ой ребёнок повторяет действия первого и так далее. Таким образом дети чётко и ритмично очерчивают каждую двутактную фразу.

№2 Упражнение «Кузнечик».

Дети встают в круг, поют песню В.Шаинского «Кузнечик», одновременно выполняя движения с мячом. Строение фраз двутактное. На сильную долю 1-ый ребёнок ударяет мячом об пол, ловит его, а на сильную долю следующего такта мяч передаёт 2-ому ребёнку. 2-ой ребёнок всё повторяет. Это упражнение тренирует в различении сильной доли такта, приучает дослушивать фразу, развивает чувство музыкальной формы.

№3 Речевая игра «Ваня, Ваня – простота!»

Дети стоят по кругу, лицом в центр.

Лексика                                                   Движения

Ваня, Ваня – простота!                        Говорят с укоризной, протягивают руки.

Сел на лошадь без хвоста.                   «Берут» удила, «удивляются».

Сел он задом наперёд                          Прыжок с двух ног назад.

И поехал в огород.                               Работают кулачками как копытцами,

Цок, цок, цок, цок.                                Пружинят ногами, цокают языком.

А лошадка хороша,                              Идут по кругу высоким шагом.

Ножку тянет не спеша,

Так красиво выступает,

Никого не обгоняет.

А теперь быстрей в галоп:                     Прямой галоп.

Гоп, гоп, гоп, гоп!

Я до дома доберусь,

У ворот остановлюсь.                             Замедляют движение.

Тпру! И-го-го!                                          Останавливаются, натягивают поводья,

                                                        работают «копытцами», загребают ножкой.

       

№4.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход в организации экспериментальной деятельности младших дошкольников

актуальность экспериментальной деятельности в условиях ФГТ...

Интегративный подход к организации образовательного процесса

статья об интегрированном подходе в образовательной деятельности...

Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей

Центры развития активности детей в групповых помещенияхОбразовательная областьЦентры активностиИнтегративная направленность деятельности центраПознавательно-речевое направление развития детейПознаниеИ...

Презентация "Интегративный подход к организации совместной и самостоятельной деятельности в центрах активности группы и на свежем воздухе"

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕНТРАХ  АКТИВНОСТИ ГРУППЫ И НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ....

Выступление на научно-практическиом семинаре "Актуальность использования интегративного подхода в организации образовательной деятельности в ДОУ".

Выступление на научно-практическиом семинаре «Проблемы и перспективы организации интегративной деятельности детей дошкольного возраста в системе дошкольного образования», АСОУ, 2022 г.Сущн...

Интегративный подход к организации организованной образовательной деятельности с детьми.

В настоящее время встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интег­рированной непосредственно образовательной деятельности с детьми...