Интегративный подход к организации организованной образовательной деятельности с детьми.
консультация (старшая группа)

Ануш Витальевна Арустамян

В настоящее время встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интег­рированной непосредственно образовательной деятельности с детьми.                              Потребность в этом объясняется целым ря­дом причин:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_na_sayt.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Информация:

«Технология организации  образовательной деятельности  с осуществлением интегративного подхода»

                                                                               

                                                                                Подготовила

                                                                                воспитатель МДОУ «ДС №28»

                                                    г. Благодарного

                                                    А. В. Арустамян

Интегративный подход к организации организованной образовательной деятельности с детьми.

            В настоящее время встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми.                              Потребность в этом объясняется целым рядом причин:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированная организационная  образовательная деятельность развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3.Форма проведения организованной образовательной деятельности с использованием интегративного подхода нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение
образовательной деятельности поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о её достаточной эффективности.  Интегрированная организованной образовательная деятельность  раскрывает значительные педагогические возможности, снимает утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных специалистов необходимо начинать с детского сада, младших классов, чему и способствует интеграция в ДОУ, начальной школе.

5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию его способностей .

              В методической литературе по дошкольному образованию я не нашла четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов совместной деятельности взрослого с детьми, часто одно подменяется другим или интегрированную деятельность  путают с комплексной, комбинированной.

         Организованная образовательная деятельность с использованием интегрированного подхода отличается от традиционной использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных программах или разделах программы.

            Н.Е. Васюкова. О.И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам организованной образовательной деятельности с детьми:

Комбинированная-сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексная-реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме или в игру «Пожарные на учении»). При этом один вид деятельности  доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Интегрированная-соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия, как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). При этом на занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития.

           В процессе организованной образовательной деятельности с использованием интегративного подхода  решаются разные задачи, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

          Важно заметить, что методика проведения интегрированной организованной образовательной деятельности существенно отличается от методики проведения обычной совместной деятельности. В процессе интегрированного подхода необходимо использовать различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них следующие:

-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая
деятельность;

-проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ. Используются задания типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др. Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному;

-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

          Как известно, чтобы понимать, например, произведение и сознательно его воспринимать, дети должны различать его особенности содержания и выразительные средства.

          Для интегрированной деятельности  характерна смешанная структура, которая отличается от структуры обычной образовательной деятельности, и к ней предъявляются следующие требования:

-четкость, компактность, сжатость образовательного и развивающего  материала;

-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы при организации каждой образовательной деятельности;  

 -взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых видов деятельности на каждом этапе совместной деятельности взрослого с детьми;

-большая информативная емкость используемого  материала;

-систематичность и доступность изложения материала;  

-необходимость соблюдения временных рамок непосредственно образовательной деятельности.

Примерная структура образовательной деятельности с детьми с использованием интегративного подхода:

1.        Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

  1. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые
    для решения проблемного вопроса (например, значение воды в
    природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных
    разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет
    работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной
    речи.
  2. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

                 Интеграция образовательной деятельности дает воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированная деятельность также предполагают обязательное развитие творческой активности воспитанников. Это позволяет использовать содержание всех разделов программы, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

            Исходя из этого, можно  дать характеристику образовательной деятельности с детьми с интегрированным подходом:

-является одним из направлений межпредметной интеграции;

-структурирование материала осуществляется через горизонтальный тематизм;

-форма имеет смешанную структуру;

-предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных разделах; сохраняется самостоятельность каждого раздела со своими целями, задачами, программой; в процесс познания включаются все анализаторы, что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности.

               Педагогические возможности интегрированного подхода к организации образовательной деятельности с детьми:

-формирование в единстве знаний и умений;

-коммуникативность умений;

-повышение интереса к получению знаний;

-снятие напряженности, страха, неуверенности.
               
Преимущества  интегрированного подхода к организации образовательной деятельности с детьми заключаются в том, что они:

-способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

-в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

  • углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
  • основываются на нахождении новых связей между фактами,
    которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;
  • эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Закономерности интегрированной деятельности (О.С. Бадовская):

-подчинена авторскому замыслу;

-составляет единое целое, этапы деятельности — фрагменты целого;

-этапы и компоненты образовательной деятельности с детьми находятся в логико-структурной зависимости;

-отобранный  дидактический материал соответствует замыслу;

-цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и
отражает не только структурную, но и смысловую связанность.

           Соблюдение этих закономерностей позволяет рассматривать интегративный подход к организации организованной образовательной деятельности с детьми как научно-деловое построение, в котором важны:

-комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими;

-соотношение изученного и изучаемого;

-соединение отдельных элементов  в один общий.

При организации и проведении организованной образовательной деятельности с детьми с использованием интегративного подхода возникают определенные сложности. К трудностям проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми с использованием интегративного подхода можно отнести:

-сложность отбора обучающего и развивающего  материала;

-подробное структурирование деятельности;

-проблема личной совместимости педагогов (если непосредственно образовательную деятельность проводят вдвоем);

-общий подход к оценке знаний и умений детей;

-согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

             Педагогическая и методическая технология организации организованной образовательной деятельности с детьми с применением интегрированного подхода может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей - проявление творческой активности педагога.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городское методическое объединение старших воспитателей г.Канска «Общие подходы к организации организованной образовательной деятельности (ООД) в рамках требований ФГОС»

На сегодняшний момент с введением ФГОС меняется  и подход к организации организованной образовательной деятельности. Каким образом спрашивают нас?  Ведь большинство воспитателей уверены в то...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной организованной образовательной деятельности с детьми Тема: «Игрушки»

Технологическая карта организации совместной организованной образовательной  деятельности с детьмиТема (проект, событие): «Игрушки»Возрастная группа: 5-6 лет (группа детей с ТНР)...

Конспект организации совместной организованной образовательной деятельности с детьми в средней группе

КОНСПЕКТ организации совместной  организованной  образовательной деятельности с детьмив средней  группе Образовательная область «Познавательное развитие»/развитие познавател...

Семинар для педагогов «Современные подходы к организации организованной образовательной деятельности. Структрура ООД.»

Семинар подготовлен для молодых специалистов для успешной подготовки к своей образовательной деятельности....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: «Организация и проведение организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный ...