Городское методическое объединение старших воспитателей г.Канска «Общие подходы к организации организованной образовательной деятельности (ООД) в рамках требований ФГОС»
консультация на тему

Кокорина Светлана Александровна

На сегодняшний момент с введением ФГОС меняется  и подход к организации организованной образовательной деятельности. Каким образом спрашивают нас?  Ведь большинство воспитателей уверены в том, что при организации ООД ничего не изменилось, как было занятие, так и осталось (только по-другому трактуется), как раньше проводили комплексные и интегрированные занятия, так и сейчас.

Хотелось процитировать слова М. Горького: «Сила познания - в сомнении». И это действительно так. Организуя воспитательно-образовательный процесс (пробуя организовать)  в соответствии с ФГОС, мы сомневаемся, постоянно задавая себе вопросы: а правильно ли организуем ООД, учли ли мы все требования и принципы, прописанные в данном документе и т.д. Вопросы, сомнения и опять вопросы. Но мы знаем, что непонятное можно понять и нужно познавать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение старших воспитателей г.Канска

«Общие подходы к организации организованной образовательной деятельности (ООД) в рамках требований ФГОС» 

старший воспитатель МБДОУ Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида

Кокорина С.А.

1 слайд - Почему определили эту тему? ООД - одна из форм образовательной деятельности, которая наиболее приближена к такой форме как занятие.  В основном, организуя занятие,  мы привыкли работать в традиционной форме и проводить его в учебной модели, хотя нельзя исключить комплексные и интегрированные занятия, их тоже организуем, но не ежедневно.

 На сегодняшний момент с введением ФГОС меняется  и подход к организации организованной образовательной деятельности. Каким образом спрашивают нас?  Ведь большинство воспитателей уверены в том, что при организации ООД ничего не изменилось, как было занятие, так и осталось (только по-другому трактуется), как раньше проводили комплексные и интегрированные занятия, так и сейчас.

Хотелось процитировать слова М. Горького: «Сила познания - в сомнении». И это действительно так. Организуя воспитательно-образовательный процесс (пробуя организовать)  в соответствии с ФГОС, мы сомневаемся, постоянно задавая себе вопросы: а правильно ли организуем ООД, учли ли мы все требования и принципы, прописанные в данном документе и т.д. Вопросы, сомнения и опять вопросы. Но мы знаем, что непонятное можно понять и нужно познавать.

 О том, как изменить, или Вы уже изменили свою работу, нам и хотелось бы с Вами поговорить и  определить общие (единые) подходы в организации ООД. Сейчас все вместе порассуждаем и попонимаем, что же изменяется в организации ООД в условиях введения ФГОС.

2слайд  - Начнем с того, как организовать рабочее пространство при проведении  образовательной деятельности.      Как можно назвать такую форму организации? (партнерская форма).    А возможно ли применение школьно-урочной формы при ООД?

 3.  Формы организации ООД

Индивидуальная:  + позволяет индивидуализировать обучение

                                         -  неэкономичность обучения

                                         - ограничение  сотрудничества с  другими детьми

Подгрупповая:   + обеспечение взаимодействия  детей в процессе  обучения

                                  + экономичность  обучения

                                  + демократический  стиль общения  педагога с детьми

Фронтальная:   + минимальные затраты  времени

                               + экономичность обучения

                               - нет учета индивидуальных собенностей детей

                                     - низкая активность детей

                               - преобладание авторитарного способа взаимодействия  педагога с детьми

4слайд  - Цель: 

НАКОПЛЕНИЕ ДЕТЬМИ НЕОБХОДИМОГО ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТЬМИ ПРИОБРЕТЕННОГО ОПЫТА,

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ДОБЫВАНИЕ ЗНАНИЙ

5 слайд  -  Содержание ООД

КОМБИНИРОВАННАЯ - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра)

 КОМПЛЕКСНАЯ - реализация задач средствами разных видов деятельности. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме)

ИНТЕГРИРОВАННАЯ - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи)

6 слайд - Позиция воспитателя

- Отдален от детей (напротив)

- Позиция  стабильна (стоит у доски, сидит за столом)

- Либо он перемещается для контроля и оценивания («обходит дозором» детей, контролирует, оценивает наклоняясь «над» ребенком)

- За детьми жестко закреплены рабочие места

- Запрещено перемещение

- Запрещено свободное общение детей; вводится дисциплинарное требование тишины

 Воспитатель – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге

- Может  переместиться, если видит, что кто-то из детей особенно в нем нуждается . При этом все дети в поле зрения  (и друг друга),

могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.д.

- Разрешено свободное размещение детей

-  свободное перемещение детей в процессе деятельности

- свободное общение детей (рабочий гул)

7 слайд  -  Позиция ребенка 

«Воспитатель – ребенок»

Воспитатель- главный,

он руководит и управляет ребенком. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)         

Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия

Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен.

Хотя взрослый, старше и опытнее. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого         

8 слайд  -  Структура ООД

Мотивационный, подготовительный этап. В водной части создается проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения.

Приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»)

9 слайд  -  Содержательный, деятельностный этап

На этапе рефлексии будет легче, если Вы удерживаете целеполагание. Необходимо понимать, что ребёнок осваивает в течение образовательной деятельности.

                 Педагог, как равноправный участник:

• предлагает всевозможные способы реализации задачи

• исподволь «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.);

• предлагает свою идею или свой результат для детской критики;

• проявляет заинтересованность в результате других;

• усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, обсуждение возникающих проблем.

10 слайд - Рефлексивный этап

   «Открытый итог»:

          -  каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет работу

          -  оценка педагогом действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление              

               результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.

- Что, с вашей точки зрения, изменяется в организации ООД в условиях введения ФГОС?

- Как вы думаете, насколько реально внедрить в практику педагогов ДОО принципы, заложенные в  ФГОС?

- Как вы считаете, может ли предложенный методический инструментарий оказать реальную помощь педагогу детского сада?

___________________________________________________________________

Видеопросмотр и анализ НОД  (обсуждение  требований к организации  НОД  в рамках ФГОС ДО  на примере видеозанятий)

- Заснять занятие на видео – это трудоемкая работа, но она того стоит. Воспитатель сможет увидеть свое занятие совершенно в другом ракурсе, проанализировать его. По фильму сам педагог может увидеть положительные моменты и недочеты, а это хороший стимул для дальнейшей работы.

 

Прокомментируйте видеозанятие

 

- При взаимопосещении,  работая над анализом ООД, мы, в основном,  вместо анализа переходили просто на описание содержания занятия, перечисление методов, забывая, что в анализе необходимо выделять виды и формы деятельности детей, их результативность на каждом этапе ООД, а также соблюдение педагогом требований к современному занятию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общие подходы к организации непосредственно образовательной деятельности в рамках требований ФГОС ДО Городское методическое объединение старших воспитателей

Слайд 2

Рабочее пространство при разной форме организации ОД ЗАНЯТИЕ ! ООД (школьно – урочная форма) (партнерская форма)

Слайд 3

Формы организации организованной образовательной деятельности ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОДРУППОВАЯ ФРОНТАЛЬНАЯ + позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства) - неэкономичность обучения - ограничение сотрудничества с другими детьми + обеспечение взаимодействия детей в процессе обучения + экономичность обучения + демократический стиль общения педагога с детьми + минимальные затраты времени + экономичность обучения - нет учета индивидуальных особенностей детей низкая активность детей - преобладание авторитарного способа взаимодействия педагога с детьми

Слайд 4

Цель организованной образовательной деятельности традиционное ЗАНЯТИЕ развивающая организованная образовательная деятельность НАКОПЛЕНИЕ ДЕТЬМИ НЕОБХОДИМОГО ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТЬМИ ПРИОБРЕТЕННОГО ОПЫТА, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ДОБЫВАНИЕ ЗНАНИЙ

Слайд 5

Содержание организованной образовательной деятельности КОМБИНИРОВАННАЯ ООД КОМПЛЕКСНАЯ ООД ИНТЕГРИРОВАННАЯ ООД сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга реализация задач средствами разных видов деятельности. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой

Слайд 6

ЗАНЯТИЕ Организованная образовательная деятельность отдален от детей, позиция стабильна либо перемещается для контроля и оценивания за детьми закреплены рабочие места запрещено перемещение и свободное общение детей (дисциплинарное требование тишины) «Воспитатель – партнер» перемещается, если видит, что кто-то из детей особенно в нем нуждается все дети в поле зрения (и друг друга), могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.д. разрешено свободное размещение детей, свободное перемещение детей, свободное общение детей Позиция воспитателя

Слайд 7

Позиция ребенка ЗАНЯТИЕ Организованная образовательная деятельность «Воспитатель – ребенок» - воспитатель - главный, он руководит и управляет ребенком активность выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая «Партнер – партнер» - ребенок и педагог – субъекты взаимодействия каждый в равной степени ценен активность ребенка не меньше, чем активность взрослого

Слайд 8

Структура организованной образовательной деятельности ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (организационный момент) Приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…») • ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: • игровая • речевая

Слайд 9

Структура организованной образовательной деятельности ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ предлагает всевозможные способы реализации задачи • «задает» развивающее содержание • предлагает свою идею для детской критики • проявляет заинтересованность в результате других • усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет общение, обсуждение возникающих проблем. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: • познавательно-исследовательская • игровая • продуктивная • коммуникативная двигательная

Слайд 10

Структура организованной образовательной деятельности ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ «Открытый итог»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу оценка педагогом действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: • игровая • художественная • речевая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках городского методического объединения представление опыта работы на тему: "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ"

Правильная организация обучения детей это сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми методами,  приемами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффектив...

Вступление на городском методическом объединении старших воспитателей

Тема: «Организация и проведение монитогринга детского развития»...

Городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования. Ознакомление детей с городом Москвой"

14 февраля 2018 года среди дошкольных подразделениях комплекса на базе д/п «Поколение» состоялось городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образоват...

Выступление на городском методическом объединении для воспитателей ДОУ На тему «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО»

Выступлениена городском методическом объединениидля воспитателей ДОУНа тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО»...

Семинар для педагогов «Современные подходы к организации организованной образовательной деятельности. Структрура ООД.»

Семинар подготовлен для молодых специалистов для успешной подготовки к своей образовательной деятельности....

Интегративный подход к организации организованной образовательной деятельности с детьми.

В настоящее время встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интег­рированной непосредственно образовательной деятельности с детьми...