Семинар для педагогов «Современные подходы к организации организованной образовательной деятельности. Структрура ООД.»
методическая разработка

Семинар подготовлен для молодых специалистов для успешной подготовки к своей образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_s_molodymi_pedagogami.docx95.16 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов «Современные подходы к организации организованной образовательной деятельности. Структрура ООД.»

1 слайд

Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня мы собрались на очередном заседании Школы молодого педагога. Каждому педагогу необходимо развивать свои коммуникативные способности, т.к. он выстраивает отношения с детьми, родителями и другими педагогами. Поэтому по традиции каждое заседание мы начинаем с тренинга по развитию коммуникативных способностей и сегодня эту возможность мы предоставляем молодому специалисту Ивлевой Валентине Ивановне.

2 слайд

Тренинг: Здравствуйте коллеги, предлагаю вам тренинг «Чем мы похожи», который направлен на развитие коммуникативных способностей и сплочение коллектива. Постараемся найти сходства между нами, например одинаковый цвет волос или цвет глаз, проживаем в одном городе или стране и т.д.) Начнём с меня (встаю в  центр круга и вызываю человека). Выйди, пожалуйста, ко мне, потому что мы одного роста. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Вывод: Все мы разные, но у нас очень много точек соприкосновения.

Спасибо присаживайтесь, а теперь я предлагаю вам ответить на вопросы:

3 слайд

1. Перечислитеважные документы регламентирующие деятельность педагога в ДОУ? (ФГГОС ДО, профстандарт, кодекс педагогической этики, конвенция о правах ребенка, образовательная программа ДОУ, рабочие программы педагога, и т.д.)

2. Сейчас в дошкольном образовании применяют два вида стандартов. Какие? (ФГОС ДО и Профстандарт)Чем они отличаются друг от друга.(Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и при установлении систем оплаты труда.)

3. Скажите как называется предметная среда в детском саду? (Развивающая предметно – пространственная среда) Какие требования предъявляются к развивающей предметно – пространственной среде? (РППС должна быть безопасной, трансформированной, насыщенно – содержательной, доступной, развивающей)

4 слайд

Введение в проблему: Сегодня я предлагаю рассмотреть тему: Современные подходы к организации организованной образовательной деятельности. Структура ООД.

5 слайд

Рассмотрим 3 основные отличия к организации организованной образовательной деятельности:

1. Если на традиционной образовательной деятельности педагог чаще всего был ведущим (субъектом), а дети  слушателями (объектами), то при организации современной образовательной деятельности педагог и дети выступают равными партнерами, они равны по значимости, а их отношения можно назвать субъект – субъектными. В следствии чего ребенок способен самостоятельно принимать решения, у него развивается активность и инициативность.

2. Ранее основным видом деятельности выступала учебная  деятельность, то при организации современной образовательной деятельности повышается статус игры, включаются в процесс эффективные формы работы с детьми: икт, проектная деятельность, проблемно – обучающие ситуации, экспериментирование. И все это должно базироваться на личном интересе ребенка к этому виду деятельности.

3. На традиционной образовательной деятельности, при организации пространства дети размещаются за столами (партами), а отступление от конспекта является грубейшей ошибкой, при организации современной образовательной деятельности дети могут свободно перемещаться в группе, выполняя различные игровые упражнения, могут общаться между собой, так же допускается гибкое планирование, возможна импровизации.

- А теперь давайте сделаем вывод по вышеперечисленному и скажем какой же стала организованная образовательная деятельность? (Ответы педагогов)

Вывод: Следовательно, организованная образовательная деятельность – это интересная для ребенка детская деятельность, с правом выбора и степенью свободы.

- Вы согласны с этим? (Ответы педагогов)

6 слайд

- А сейчас мы рассмотрим, что необходимо при проектировании образовательной деятельности:

  • определить образовательную область и вид образовательной деятельности;

- Давайте перечислим образовательные области их пять? (социально – коммуникативная, речевая, познавательная, физическая, художественно – эстетическая)

- А как определить вид образовательной деятельности?

  • отобрать и четко сформулировать образовательные, развивающие, воспитательные задачи в соответствии с возрастом и уровнем развития детей;
  • подобрать методы и приемы;

- Какие методы и приемы вы используете на образовательной деятельности? (Ответы педагогов)

  • продумать структуру образовательной деятельности, целесообразность распределения времени поэтапно, взаимосвязь этапов, мотивационный компонент;
  • подобрать игры и упражнения для реализации поставленных задач;
  • выбрать организацию детей (круглый стол, дебаты, на ковре или свободно перемещаясь вслед за взрослым, или взрослый за детьми), определить воспитателю свое место на занятии и все возможные перемещения в ходе образовательной деятельности;
  • определить ресурсное обеспечение, последовательность его использования;

- Как вы понимаете, что такое ресурсное обеспечение? (Ответы педагогов)

  • отразить в конспекте дифференцированный подход к воспитанникам;

- Коллеги, что значит дифференцированный подход? (Ответы детей)

  • сформулировать задания и вопросы к детям, возможные реплики, пояснения, указания, обобщения в каждой из структурных частей образовательной деятельности;
  • продумать анализ этапов, подведение итога, самоанализ и рефлексию, обратите особое внимание на рефлексию для малышей.
  • продумать возможность импровизации детей  и взрослого, и уход от конспекта.

- А теперь для закрепления вышесказанного вам необходимо придумать тему образовательной деятельности, определить область. Поставьте к образовательной деятельности цель?

(например: ООД  в старшей группе по теме «Знакомство с цифрой 6», образовательная область познавательное развитие, цель - Познакомить детей с цифрой 6, продолжать формировать у детей старшей группы представления о порядковом счете) (Ответы педагогов)

7 слайд

- Для того чтобы провести организованную образовательную деятельность, необходимо соблюдать ее  структуру, а так же не забывать о  подготовительной работе:

- Коллеги скажите, что входит в подготовительную работу? (Ответы педагогов)

- Продумать организацию детей во время образовательной деятельности (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)

- Подготовка наглядных материалов (доступность каждому ребенку, современность, качество  и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)

Соблюдение структуры ООД:

- Давайте вспомним из каких частей состоит образовательная деятельность? (Ответы педагогов)

  • Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всей образовательной деятельности. Например, если пришел сказочный персонаж, значит всю образовательную деятельность он «участвует» в деятельности с детьми, в конце образовательной деятельности можно подвести итоги  от лица персонажа)
  • Также в первой части ОД необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.
  • В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководстванаглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
  • После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование
  • В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка. Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега  отклеились детали, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают все качественно»)
  • На протяжении всей образовательной деятельности (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это не правильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность.

- Как правильно пригласить детей в путешествие? (ответы педагогов)

(Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Не хотите ли вы отправится в путешествие…»  

  • Также в соответствие с образовательными стандартами педагог должен использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии  и другое. (В зависимости от  вида детской деятельности и от поставленных задач) Например, на образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе по теме «Здоровое питание» воспитатель для повышения речевой активности, может провести мозговой штурм или дебаты,
  • Заключительную часть образовательной деятельности следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.).
  • Также необходимо подвести итог всей образовательной деятельности: дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку,  анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.). Главное -  это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале)

Необходимо помнить, что педагог обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время,  своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель младшей группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает  мотивацию предстоящей деятельности (коллективное рисование персонажа Колобок)

-  «Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем  помочь бабушке с дедушкой? (Ответы педагогов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке). Таким образом, педагог увлекает ребят, организуя мотивацию для рисования, заинтересовав их, также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.  

- А сейчас я предлагаю вам видео организованной образовательной деятельности в младшей группе по теме «Домашние животные и домашние птицы». Подмечайте все образовательные подходы к образовательной деятельности, которые использовала педагог.

8 слайд

Просмотр Видеозанятия

- А сейчас я вам задам вопросы по данной образовательной деятельности. Вопросы к педагогам:

- Давайте вспомним вводную часть образовательной деятельности, что являлось орг.моментом? (стишок про кошку, дидактическая игра «Назови ласково»)

- Как педагог,вводной части, замотивировала детей на образовательную деятельность? (Предложила отправится в гости к бабушке Дуни)

- Какие методы и приемы использовались педагогом в основной части образовательной деятельности? (наглядный метод - показ презентации, словесный метод – вопросы к детям, практический метод – работа с бизибордом, упражнение «Покормим птиц»)

- Какую технологию представила педагог на своей образовательной деятельности? (работа с бизибордом)

- Как дети были организованны на образовательной деятельности?(на занятии было чередование различных видов деятельности детей; отвечали на вопросы, выполняли задания, работали на бизиборде, группой выполняли упражнение «Покормите птиц»)

- Как педагог в заключительной части образовательной деятельности подвела итог и была ли проведена рефлексия?

(В заключительной части занятия педагог предложила вспомнить детям, какие домашние животные и домашние птицы живут у бабушки Дуни)

- А как можно было провести рефлексию?

- Какие рекомендации вы могли бы дать педагогу, что удалось, что нет? (Ответы педагогов)

9 слайд

-Для закрепления переходим к практической части. Предлагаю разделиться на три группы. Сейчас мы с вами попробуем составить конспект по познавательному развитию в старшей группе на тему «Зимние забавы». Первая группа продумывает вводную часть (организационный момент и мотивацию). Вторая группа разрабатывает основную часть, что можно предложить выполнить детям, а третья группа продумывает заключительную часть(подведение итогов и рефлексию). Помните, о чем мы с вами говорили. Время на работу 5 минут.

- Молодцы, все группы справились с заданием

10 слайд

- Закрепить сегодняшнюю тему мне бы хотелось с помощью кейс – метода. Предлагаю каждой группе выбрать себе кейс. Посовещайтесь в группе как можно этот кейс решить, а затем давайте обсудим решение кейсов. Группы готовы?

1 кейс

На образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, в старшей группе педагог познакомила детей с развивающей игровой технологией В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», дети которые сначала проявляли интерес к сказочному лесу, через несколько минут потеряли его и стали разговаривать и отвлекаться. В итоге выполняя задания по данной технологии, не справились.

Вопрос: Какую ошибку допустила педагог? Что можно посоветовать данному педагогу?

2 кейс

При организации образовательной деятельности по правовому воспитанию в подготовительной группе педагог поставила цель: познакомить детей с их правами и обязанностям. На протяжении всей образовательной деятельности педагог вместе с детьми говорили о праве на семью, и о праве на безопасность, для закрепления материала использовала различные игровые упражнения.

Вопрос:  Соответствовала ли цель поставленная педагогом содержанию образовательной деятельности?

3 кейс

Педагог на образовательной деятельности в средней группе, решила использовать такую форму работы с детьми как дебаты. Педагог объяснила правила проведения дебатов, распределила роли, но дети не смогли привести не одного аргумента «За» или «Против». В итоге провести дебаты не удалось, педагогу пришлось приводить аргументы «За» и «Против» самой.

Вопрос: Какую ошибку допустила педагог при проведении дебатов?

11 слайд

- Спасибо, за общение, а теперь предлагаю вам провести рефлексию нашей совместной работы, которая называется «Радуга». Радуга – состоит из 7 цветов, каждый цвет имеет незаконченное предложение, вам необходимо выбрать цвет, и продолжить предложение, которое будет анализировать нашу деятельность.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/132f/0005df8e-ff3ded86/6/img31.jpg

Домашнее задание: Следующее заседание состоится в феврале, тренинг коммуникативного развития готовит Любимова Екатерина Вячеславовна. К следующему заседанию разработать конспекты организованной образовательной деятельности и  в соответствии с ним провести взаимопосещение образовательной деятельности.

12 слайд

- Спасибо за работу. Наше заседание окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Цель семинара:Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».Задачи семинара:1. Систематизировать и расширить знан...

Городское методическое объединение старших воспитателей г.Канска «Общие подходы к организации организованной образовательной деятельности (ООД) в рамках требований ФГОС»

На сегодняшний момент с введением ФГОС меняется  и подход к организации организованной образовательной деятельности. Каким образом спрашивают нас?  Ведь большинство воспитателей уверены в то...

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Цель: пополнить знания педагогов об организации работы с детьми по знакомству с художественной литературой; рассмотреть возможности интеграции образовательной области «Речевое развитие» с ...

Семинар-практикум для педагогов "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"

Презентация семинара-практикума для педагогов "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"...

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Семинар-практикум для педагогов  «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

Интегративный подход к организации организованной образовательной деятельности с детьми.

В настоящее время встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интег­рированной непосредственно образовательной деятельности с детьми...