Паспорт мини-музея "Родственные слова"
материал (старшая группа) на тему

Малашкова Ирина Николаевна

Мини-музеи в детском саду стали неотъемлемой частью развивающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ № 42 «Аленький цветочек» пгт. Нижние Вязовые Зеленодольского МР РТ

Мини-музей «Родственные слова»

Составитель:

учитель-логопед

Малашкова И. Н.

2014 г.

Паспорт мини-музея «Родственные слова»

Наименование музея: «Родственные слова».

Мы слова похожие,

Как родственники схожие.

Мы живем одной семьей,

Поиграть хотим с тобой.

Профиль: познавательный.

Актуальность: Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное) проверочное слово. Ограниченный словарный запас, приблизительное понимание семантики многих слов, отсутствие «чутья» на смысловую и языковую схожесть родственных слов приводят к тому, что многие дети школьного возраста не могут успешно применять правила грамматики ни в разговорной речи, ни при письме.

Устранить эти речевые недочеты можно только при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря.

Огромную роль в развитии словаря, в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами. При этом целесообразно использовать ассоциативную методику. Необходимо привлечь детей к активному участию в процессе словообразования. У ребенка должна быть мотивация его стремления понять смысл слова: узнать, как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у ребенка есть мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово и затем использовать его в своей речи.

Цель: Формировать предпосылки к успешному обучению в школе старших дошкольников.

Задачи:

  • Ознакомить детей с понятием «родственные слова», систематизировать словарный запас детей по группам родственных слов.
  • Продолжать расширять словарный запас детей, закреплять словообразователmyst навыки.
  • Развивать память, внимание, мышление, творческие способности,связную речь.
  • Воспитывать интерес к родному языку.

Характеристика помещения: логопедический кабинет.

Площадь, занятая под экспозицию: 2 кв. м.

Оформление мини-музея: Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция представлена в виде натуральных предметов, макетов, альбомов, книжек-малышек. Экспонаты собраны по «семьям» слов. К некоторым «семьям» прилагаются альбомы с дидактическими играми.

Разделы мини-музея, особенности использования

  1. Семьи слов.

Семья слова «Солнце» представлена в виде настенного подвесного модуля: солнце и солнечные «зайчики», на которых наклеены картинки с изображением однокоренных слов (солнышко, солнечный день, солнцепек, подсолнух, подсолнечное масло, солнцезащитные очки).

Семья слова «Сад» представлена с помощью пособия «Дерево родственных слов» и картинок (сад, садовник, садовые инструменты, рассада, саженец, садить).

Семья слова «Дом» представлена в виде макета дома, фигурками домашних животных и игрушкой Домовенком, а также предметными картинками (домик, домище, домохозяйка, домочадцы).

Семья слова «Вода» представлена в виде альбома с картинками и дидактическими играми.

Семья слова «Чай» представлена в виде натуральных предметов (чайник, чай в коробке, чайные пары), а также куклами, сидящими за столом.

Семья слова «Рыба» представлена в виде плоскостных рыб, на обороте наклеены картинки с изображением родственных слов, прилагаются дидактические игры.

Семья слова «Снег» представлена в виде объемного макета зимнего пейзажа. Также прилагаются дидактические игры. По этому макету можно провести работу над словами, родственными словам «Зима», «Мороз». Игры предложены в альбоме.

Семья слова «Гриб» представлена в виде плоскостного макета большого гриба, на обороте которого имеются дидактические игры и сказка «Дружная семейка», а также плоскостные грибы, на которых приклеены предметные картинки.

Семья слова «Цветок» представлена в виде макета цветника, на обороте каждого цветка – предметные картинки.

Семья слова «Утка» представлена в виде макета прудика с плывущими уткой и утятями.

  1. Альбом «Родственные слова, образованные от названий животных и птиц».

В альбоме находятся сюжетные картинки с изображением семей животных и птиц (заяц, лиса, волк, медведь, кот, коза, еж, индюк, гусь, скворец).  К каждой картинке прилагается список родственных слов.

  1. Книжки –малышки.

«Осина», «Малина», «Яблоко», «Береза»

В книжках-малышках содержатся иллюстрации к набору родственных слов, а также стихи или рассказы для лучшего запоминания родственных слов.

  1. Игротека.
  • Игра "Разложи все по местам"

Цель: продолжать упражнять в навыках словообразования; учить образовывать слова с помощью суффикса "ниц"- в значении вместилища (посуда).

  • Игра «Три брата – Гном, Гномик и Гномище»

Цель: познакомить детей с родственными словами, способствуя уточнению значений слов; учить образовывать однокоренные слова, с помощью суффиксов "ик", "ищ".

  • Игра «С какого дерева лист?» с пособием «Протяни шнурок»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

  • Игра «Грамматические сказки»

Цель: учить образовывать приставочные глаголы от глаголов «шить», «ехать», «ползти», «лететь».

  • Игра «Мамы и малыши» с пособием «Кольца Луллия»

Цель: продолжать знакомить с родственными словами; упражнять в навыках образования названий детенышей диких животных.

  • Игра «Какой сок?» с пособием «Логопедическая ромашка»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Перспектива развития мини-музея

Пополнение коллекций книжек-малышек, изготовление их совместно с детьми.

Использование материалов мини-музея на занятиях.

Изготовление на будущий год «Книги родственных слов» для самостоятельного чтения детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

Паспорт дидактического пособия-ноутбука "Дружба слов"

Представлен паспорт дидактического пособия-ноутбука "Дружба слов", направленного на развитие языкового анализа и формирование синтаксических конструкций у детей дошкольного возраста с тяжёлы...

Паспорт детского исследовательского проекта «Слова с секретом»

В рамках данного проекта мы планируем показать детям в игровой форме жизнь самого слова, раскрыть смысловое богатство многозначного слова. В конечном итоге данная работа послужит для развития уровня о...

Паспорт проекта "От звука к слову"

Формирование ценности познания посредством развития знаний о грамматических категориях: звук, буква, слово....

Паспорт краткосрочного познавательно-творческого проекта в подготовительной группе "Ягодки" по теме "Мама-слово дорогое"

Проблема нравственного воспитания на сегодня особенно актуальна. Дети с самого рождения привыкли к маминой заботе и не знают, не умеют выразить свою любовь к маме.Нужно формировать  у ребёнка уме...

Паспорт описания социально-значимого проекта "Слово о маме"

Описание социально-значимого проекта "Слово о маме"....

Паспорт тематического проекта на тему: «Мама - доброе слово, главное слово в каждой судьбе»

Паспорт тематического проекта на тему: «Мама - доброе слово, главное слово  в каждой судьбе»...