"История утюга". Познавательно- исследовательская деятельность.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Интеграция видов деятельности: П-и., двигательная, коммуникативная, изобразительная. 

Воспитывать интерес к культуре родного края. Учить уважать труд людей. Познакомить детей с историей утюга.

Материал: иллюстрации, утюг современный и старый, краски, карандаши, фломастеры, альбомы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_sredney_gruppe.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

           История утюга. Старшая группа.

Познание: познакомить детей с историей утюга.

Проблема. Что будет, если не будет утюга?

В.- Ребята, посмотрите, нам принесли белье из прачечной. Давайте развесим его по местам, но сначала посмотрим, хорошо ли выстирали наше белье?

 Ой, что это с вещами случилось? (они помяты и выглядят неопрятно). Как вы думаете, можно ли носить такие вещи, играть с ними?

Д.- Нет.

В.- Почему, кто подскажет?

Д. - Вещи выглядят смятыми.

В. – Как же нам быть в такой ситуации, что нужно сделать?

Д.- Вещи необходимо погладить.

В.- А при помощи чего мы можем это сделать?

Д.- При помощи утюга.

 Достаем доску и утюг, включаем утюг и тут выясняется, что он не работает.

В.- Ребята, что же это такое, сломался наш утюг, как же нам погладить наши вещи?

 Выслушиваем предложения детей и все вместе приходим к выводу, что нам необходимо узнать, как же гладили белье раньше. Надо отправиться в далекое прошлое, когда еще не было электричества и электрических приборов. На машине времени мы отправляемся в путь.

Физминутка: «Путешествие»

 Отправляемся в поход,

 Сколько нас открытий ждёт, (повороты  вправо-влево)

 Мы шагаем друг за другом

 Лесом и зеленым лугом (шаг на месте) .

 Крылья пестрые мелькают,

 В поле бабочки порхают (махи руками  вверх и вниз) .

 Раз, два, три, четыре,

 Полетели, закружили (шаг на месте или с продвижением)

В: Кто из вас был в музее?

 Дети: (Ответы)

 В: Что вы там видели?

 Дети: (Ответы)

 В: Какие предметы вам запомнились?

 Дети: (Ответы)

 В: А у вас в детском саду есть музей?

 Дети: (Ответы)

 В: А хотите посетить музей?

 Дети: (Ответы)

 В: Я вам предлагаю посетить музей и побывать в гостях у Хранительницы музейных сокровищ.

-----Здравствуйте, Хранительница музейных сокровищ.

 ХМС:  Здравствуйте, ребятишки – девчонки и мальчишки.

 Дети: Здравствуйте.

 ХМС: Добро пожаловать в мой музей. В моём музее хранятся вещи, которыми пользовались ваши прадедушки и прабабушки. Это туески, глиняные горшки, кадки, маслобойки, прялки, жернова, керосиновые лампы, утюги, одежда и многое другое … Они были очень мастеровыми людьми и все инструменты, посуду делали своими руками. А женщины сами ткали и шили одежду.

-Ребята, музей наш мультимедийный. Давайте сядем поудобнее,  и приготовимся слушать, что же интересного можно узнать об утюге.

- В музей ходят и взрослые, и дети, чтобы узнать новое из жизни наших предков. И вы тоже что – то новое должны сегодня узнать. А о чём я вам расскажу, узнаете, если отгадаете загадку:

 В полотняной стране,

 По реке Простыне

 Плывёт пароход:

 То назад, то вперёд.

 А за ним такая гладь –

 Ни морщинки не видать.

В: Правильно, молодцы.

-Давно, когда не было  больших городов, красивых домов. Когда дома стояли по  берегам рек, далеко друг от друга стояли бедные маленькие избы. В которых жили наши предки – мирные трудолюбивые люди. Занимались хозяйством – разводили живность, выращивали хлеб и овощи. Посуда и орудия труда для ведения хозяйства были сделаны своими руками.

И тогда появилась необходимость гладить одежду. Самым первым утюгом был плоский тяжелый камень, на него расстилали влажную одежду, а сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания.

 • Какой, ребята, первый был утюг?

 • Как им пользовались?

 • Что хорошего в том, что был такой утюг?

 • Что плохого?

 Вывод: Хорошо, что люди уже додумались, что надо гладить одежду, да. И что в выглаженной одежде человек выглядит опрятнее. Пользовались такими камнями для выглаживания одежды, но он показался им неудобным и придумали новый, поудобнее.

 В России появились первые деревянные утюги, которые назывались «Рубель». Это небольшая палка с ровным круглым сечением.

• Они накручивали материал на валик и проводили по нему ребристой доской – рубелем, сильно нажимая. Давайте, мы тоже попробуем погладить одежду.

 (Дети пробуют это сделать) .

 • Что хорошего в этом утюге?

 • Что плохого?

 Вывод: Хорошо, что рубель лёгкий, его можно переносить, а камень он тяжёлый. Но со временем и этот утюг стал казаться неудобным И придумали люди новый.

 Люди заметили, что одежду может хорошо разгладить какой-нибудь тяжелый предмет, к тому же горячий. И придумали угольный утюг. Это железная коробка с заостренными носиком и крышкой, которая открывается и закрывается. В коробку накладывали горячие угольки. Через некоторое время угольки нагревали утюг и им гладили одежду и другие вещи.

 Для особо знатных особ изготавливали утюги разных форм: дракон, петушок, узорный.

В: Удобно было гладить таким утюгом?

 (Ответы детей)

 В: Неудобно - нужно было готовить горячие угли, ими можно обжечься, сжечь или запачкать одежду.

 Так как утюг с углями не очень удобен, люди придумали другой. Его сделали из тяжелого металла, в него не нужно было накладывать угли. Утюг ставили на огонь, нагревали, а потом гладили.  Давайте вспомним, как же этим утюгом гладили?

 Хорошо – плохо. (Почему хорошо, а почему плохо)

Как, по- вашему, удобно было гладить таким утюгом?

 Было тоже неудобно гладить – каждый раз надо нагревать, он был очень тяжёлый

Человек постоянно стремился облегчить свой труд. И придумал электричество. Так появился электрический утюг. Сначала простейший, затем такой, как сейчас.

 Наверное, современные утюги все узнают. Посмотрите, раньше они были простые, просто нагревались, приходилось каждый раз доставать из розетки, потому что сильно нагревалось, а регулировать их по температуре нельзя, поэтому можно было обжечь ткань.

А сейчас утюги – очень красивые, и главное – удобные. Они и температуру регулируют, паром обдают. Гладить удобно и ткань хорошо выглаживается.

 Хмс: Вот и подошла к концу наша с вами встреча. Я думаю, вам понравилось у меня. Надеюсь, что мы снова с вами увидимся. До свидания,

А чтобы наша встреча с вами запомнилась, мы попробуем сейчас восстановить «ленту времени». «Лента времени», значит, нам надо выложить историю утюга от начала до конца вот на такой ленте. А проще говоря, что было раньше, что было потом.

 Коллаж «История утюга»

 В: Вот такая лента времени у нас получилась. Вам нравится она?

Физминутка : Мы активно отдыхаем

 Руки ставим перед грудью,

 Разводить их резко будем

С поворотом — раз-два-три.

 Не бездельничай, смотри! (Руки перед грудью,  рывки)

 Приседаем – раз – два - раз,

 Ножки разомнём сейчас.

Сели-встали, сели-встали. (Приседания.)

 И немножечко устали.

 На ходьбу мы перейдём,  Сядем и передохнём. (Присели).

-А сейчас я предлагаю вам нарисовать утюг, какой вам больше понравился.

-Выбирайте, кто чем будет рисовать, и садитесь за столы.

В конце проводится выставка рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История электрической лампочки"

Конспект составлен на основе технологии Коротковой Н.А. "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста". Дети вместе с воспитателем совершают увлекательное путешествие в прошло...

Выступление из опыта работы По теме: «Познавательно-исследовательская деятельность при изучении истории родного детского сада»

Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким – отцу, матери, бабушке, дедушке, любви к своему дому, улице, на которой живешь, микрорайону, детскому саду, городу. История нашего детског...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Шоколадные истории"

Конспект познавательно-исследовательской детельности "Шоколадные фантазии"...

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе. Тема: "Бумажная история"

Цели: • познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (мнется, рвется, быстро намокает); • включать детей в совместные с педагогом практические познавательные действия экспериментального характера,...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе: «Колесо истории» с использованием ИКТ

Цель:Расширить знания о государственном празднике  России – 23 февраля.Программное содержание:Образовательные задачи:Формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны.С...

Познавательно- исследовательская деятельность "История создания дамских сумочек"

Познавательно- исследовательская работа раскрывает этапы создания и применения дамских сумочек. Данная работа была представлена на муниципальном конкурсе "Первые шаги в науку"...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы (познавательно-исследовательская деятельность) «Ледяная история»

Цель:  познакомить детей с одним из свойств воды (лёд); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лёд - замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действ...