Театральный кружок "Затейники"
рабочая программа по теме

Дубинина Наталья Владимировна

Программа театрального кружка "Затейники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_zateyniki.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад

 №8 «Рябинка» г. Таштагол

Утверждена на педагогическом совете

Протокол №_______ от_____________

Программа

театрального кружка

«Затейники»

                                                                                   Составитель: Дубинина Н В.,

                                                                              Музыкальный руководитель первая квалификационная категория

г. Таштагол

2014

Список  детей:

  1. Аманбакиев Рома
  2. Ашихмин Миша
  3. Акимов Сережа
  4. Волков Тима
  5. Виноградов Рома
  6. Горбунов Влад
  7. Горбунова Ксения
  8. Григорьев Василий
  9. Дрязгина Оля
  10. Дубинин Максим
  11. Зотов Ваня
  12. Крачнаков Ваня
  13. Марьин Степан
  14. Настенко Аркадий
  15. Накоряков Иван
  16. Политов Сергей
  17. Платонова Саня
  18. Рахманова Даша
  19. Соболева Алина
  20. Савушкина Соня
  21. Сытов Антон
  22. Туренко Антон
  23. Харитонова Вероника


Пояснительная записка

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям информацию, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить.   Педагогическая установка направлена в первую очередь на развитие мышления, которое превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность.   Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10—15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы и игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие школьники ограничивают свое общение только компьютерами и телефонами. Всё это не способно компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.

Существует и другая важная проблема, которая, безусловно, волнует и меня, это страхи, срывы, заторможенность, а у других ребят, наоборот, развязность и суетливость. Небольшой провинциальный город, прикоснуться к искусству не всегда бывает возможно, дети мало читают, кто не ходит в спортивные секции, сидит дома у телевизора и компьютера, а общение? Речь? Манера поведения? Даже на уроках, в привычной обстановке - скованность, зажатость. Так и возникла идея «побороться за души детей» театром. Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, обучения чувствованию и художественному воображению. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Так была создана театральная студия «Затейники».

Цели и задачи

Изучив методическую литературу по данному вопросу, я остановилась на программе, приемлемой для меня: программа «Арт-фантазия» Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников Э.Г.Чурилова.

Она интересны тем, что не предполагает буквального выполнения, а ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.   Была определена сверхзадача.

Сверхзадача - развитие эстетических способностей средствами театрального искусства, гармонизация отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

Исходя из этого основного положения, цели и задачи курса формулируются следующим образом.

  • развитие эстетических способностей;
  • развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
  • активизация мыслительного процесса и познавательного
    интереса;
  • овладение навыками общения и коллективного творчества

Основной целью воспитания, основанного на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

На основании цели и задач была разработана программа, состоящая из пяти разделов.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха  Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В  учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

 Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе  воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Формы работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции,  

Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • беседы,
  • экскурсии в театр и музеи,
  • спектакли
  • праздники.

 Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Методы работы:

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

     Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.        

Алгоритм работы  над  пьесой.

  • Выбор пьесы,   обсуждение её с детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми и родителями  эскизов декораций и костюмов.
  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
  • Репетиция всей пьесы целиком.  
  • Премьера.

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – праздники, соревнования, конкурсы ;
  • итоговый – открытые занятия, спектакли.

     

Формой подведения итогов считать: выступление на праздниках, родительских собраниях, инсценирование сказок, постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Программа деятельности театральной студии «Затейники»

1-й раздел «Основы театральной культуры» — призван обеспечить условия для овладения   детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:

  • Особенности театрального искусства.
  • Виды театрального искусства.
  • Рождение спектакля.
  • Театр снаружи и изнутри.
  • Культура зрителя.

2-й раздел «Культура и техника речи» — объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:

 1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.

 2.Дикционные и интонационные упражнения.

 3.Творческие игры со словом

3-й раздел «Театральная игра» — направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на два вида: обще-развивающие игры и специальные театральные игры.

4-п раздел «Ритмопластика» — включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей детей, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

5-й раздел «Работа над спектаклем» — является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

  • Знакомство с пьесой.
  • От этюдов к спектаклю.

Общие программные задачи

   Активизировать познавательный интерес.

Развивать  зрительное  и  слуховое  внимание,  память,  наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление. Снимать зажатость и скованность.

Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.

Развивать интерес к сценическому искусству.

Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).

Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.

Импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

Развивать чувство ритма и координацию движений.

Развивать двигательные способности детей, ловкость и подвижность. Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.

Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление и др.)

Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом.

Формировать четкую, грамотную речь.

Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.

Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Знакомить детей с театральной терминологией.

Знакомить детей с видами театрального искусства.

Воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемые умения и навыки

Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Общие методические принципы

театральной студии «Затейники»

Театральные занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, отобранных для занятия в кружке, по итогам диагности. Оптимальное количество детей на театральных занятиях — 15— 20 человек

Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут.

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребенка — это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра — это шаг к искусству, начало художественной деятельности.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

 Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.

В основу реализации театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, я стремлюсь воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.

           Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.

Занятия могут быть построены по самым разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние и настроение детей. Они могут начинаться с музыкальных и немузыкальных пластических игр и упражнений, с занимательных игр, импровизаций и др.

Если на первом году занятий первоочередными задачами являлись умение владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами, то в дальнейшем большее внимание уделяется формированию культуры и техники речи, активизации познавательных процессов. Дети учатся моделировать свое поведение, вспоминать и восстанавливать полученные ранее впечатления, ощущения и чувства.

На последующих годах обучения ставятся более сложные задачи и проблемы, увеличивается количество упражнений и творческих заданий, повышаются требования к качеству их исполнения, становится сложнее репертуар, насыщенней работа, а значит - интереснее.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Музыкальный центр;
  •    Музыкальная фонотека;
  • СД– диски;
  •    Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
  • Элементы костюмов для создания образов;
  • Сценический грим;
  •     Видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
  •    Электронные презентации «Правила поведения в театре»

                  «Виды театрального искусства»

  • Сценарии сказок,  пьес, детские книги.

Примерный план работы:

Период

Программные задачи

Формы работы с детьми

Сентябрь

Формировать интерес к театральному искусству, доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками..

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию.

Развивать интерес детей к сценическому искусству. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность

Беседа

Театральная игра

Разучивание и постановка театрализованного  выступления агидбригады по  ПДД

Октябрь

Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.

Содействовать возникновению стремления участвовать в творческой деятельности.

Формировать у детей характерные жесты, партнёрские отношения между детьми.

Дыхательные и артикуляционные  игры и упражнения

Разучивание и постановка театральной композиции к празднику День матери

Ноябрь

Развивать сценическое искусство, творчество, умение выражать различные эмоции.

Развивать мелкую моторику рук, устную речь. Формировать чувство уверенности.

Развивать чувство ритма, быстроту  реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

Музыкально – ритмические  игры и упражнения

Театральные игры

Логопедические распевки

Генеральные репетиции и выступление на Празднике «День Матери»

Декабрь

Развивать сценическое искусство, творчество, умение выражать различные эмоции

Содействовать возникновению стремления участвовать в творческой деятельности.

Формировать у детей характерные жесты, партнёрские отношения между детьми

Постановка мини сценок к новогоднему утреннику.

Январь

Развивать интерес к сценическому искусству

Познакомить детей с правилами поведения в театре

Экскурсия в театр

Февраль

Познакомить детей с понятием  «этюд».

Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Развивать сценическое искусство, поощрять желание выступить перед зрителями.

Индивидуальная работа с персонажами в подготовке к Пьесе «Сказка о глупом мышонке»

Музыкально – ритмические постановки, разучивание танцев, этюдов, диалогов.

Март

Учить понимать юмористический смысл стихов. Развивать память, внимание, выразительность речи.

Формировать интерес к театру, желание выступать перед  детьми.

Формировать интерес к сказкам, развивать фантазию. Накапливать запас художественных произведений

Постановка Пьесы «СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ»

Апрель

Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе  игр.

Способствовать развитию навыков сольного пения, содействовать проявлению творчества и самостоятельности

Развивать чёткое, верное произношение гласных и согласных; учить детей бесшумно брать и добирать дыхание, пользоваться интонацией.

Дыхательные и артикуляционные  игры и упражнения

Музыкально – ритмические  игры и упражнения

Театральные игры

Логопедические распевки

Май

Создавать условия для совместной деятельности взрослых и детей.

Фото выставка – отчет изготовленная совместно с детьми для родителей

« Весь год мы не скучали!»

Перечень методической литературы


1. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
4. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.

6.Э.Г.Чурилова. Методика и организация театральной деятельности. Москва «Владос», 2004

7.Интернет ресурсы

8.Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Посвещение», 1991г.

9. Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.

10.Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.

11. Журналы «Дошкольное воспитание»: № 1/95г., №8, 9, 11/96г., № 2, 5, 6, 7, 9, 11/98г., №5, 6, 10, 12/97г., № 10, 11/99г., № 11/2000г., № 1, 2, 4/2001г.

12.Журналы «Ребенок в детском саду»: № 1, 2, 3, 4/2001г.

13.Журнал «Секреты кукольного театра», № 1/2000г.

14.Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.