Технологии
материал на тему

Пистова Евгения Эдуардовна

Технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Пистова Евгения Эдуардовна

МДОУ №2

Учитель-логопед

Технологии :

1.Технология портфолио

В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования.  Значимость данной технологии  состоит в следующем; она  направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса ( дети, педагоги, и родители).  Все принимают участие в создании единого творческого продукта.

Образовательная технология «Портфолио» и возможность ее применения в обучении.

Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения.

Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ, это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.

Конечная цель учебного портфолио – доказательство прогресса обучения результатами учебной деятельности.

Именно технологический подход позволяет рассматривать «Портфолио» как педагогическую технологию.

Технология «Портфолио» способствует решению педагогических задач:

1. поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся.

2. Формировать у обучающихся умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

3. Поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения.

4. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формировать адекватную самооценку.

5. Содействовать персонализации образования.

6. Определять количественные и качественные индивидуальные достижения.

7. Максимально развивать познавательные и креативные способности обучающихся, реализовывать их творческие способности и познавательные интересы.

8. Создавать предпосылки и возможности для успешной социализации обучающихся.

Технология «Портфолио» организация педагогического процесса как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, а также организацию педагогического процесса в соответствии с конкретной теоретической парадигмой (Стефановская Т.А.).

Технология «Портфолио» есть «система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам» (Г.К. Селевко).

Технология «Портфолио» это целенаправленный продукт и коллекция работ обучающихся, демонстрирующая их усилия, прогресс, достижения в одной или более предметных областях различной направленности

(Мейер Д.).

Технология «Портфолио» - система конкретных выдающихся результатов обучающегося, выпускника студента, педагога, которые были получены в совокупности последовательных действий взаимосвязи данных субъектов с целью получения образования, развития и формирования личности каждого из них.

Кардинальные смещения акцентов в критериях качества образования привели к тому, что количественные показатели знаний приобретают компетентностную направленность. В этом случае возникает необходимость создания специальной образовательной среды, в которой появится возможность мотивировать субъектов на овладение соответствующими компетенциями, а также создания условий для деятельности, способствующей формированию и развитию этих компетенций.

Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации и управлению образовательным процессом следует рассматривать технологию «Портфолио», с помощью которой складывается наглядная и целостная картина, отражающая систему оценки качества образования.

В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат.

С помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей обучающегося и педагога как современного человека XXI века (Дутко Н.П.).

2.Игровая технология

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра  – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависит от понимания учителем функций и классификаций педагогических игр

3.Технология  проблемного обучения

Существуют четыре уровня  проблемности  в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?».

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.   Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

4.Технология развивающего обучения

Развивающее обучение - направление в теории и практике образования,  ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, обучающихся путём использования их потенциальных возможностей Это  мотивация  на конкретное  действие, на познание, на новое. (Развивающая среда ДОУ, программы ДОУ)

5. Технология интегрированного занятия

Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием  межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Интегрирование - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При  этом  решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить  обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии

-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.

-проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа  «докажи», «Объясни».

Примерная структура:

- вводная часть: создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (н-р, что произойдёт, если на планете не будет воды?)

Основная часть: новые задания на основе содержания различных областей с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря.

3 заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование)

Каждое занятие ведёт 2 или более педагогов.

Методика подготовки и проведение:

- выбор областей;

-учёт программных требований;

-базовое направление;

-выявить основной принцип  построения системы занятия;

-продумать развивающие   задачи;

-использовать  разнообразные виды деятельности;

-учитывать особенности формирования развития различных видов мышления4

-использование большего количества атрибутов и наглядного материала;

-использовать методы и приёмы продуктивного характера;

-учитывать личностно-ориентированный подход;

Боле целесообразная интеграция областей « Познание и физическая культура»;  «Познани: математика и художественное творчество»;  музыка и познание», «Художественное творчество и музыка»; «Коммуникация и худ. Творчество»