Конспект образовательной деятельности "Волшебница вода"
материал (подготовительная группа) на тему

Конспект образовательной деятельности "Волшебная вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_nod_1.docx147.92 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Создание условий для детского экспериментирования, формирование навыков познавательной активности детей к объектам окружающей среды.

Задачи:

Образовательные: упражнять в проведении и объяснении простейших опытов с водой,  учить использовать графические способы фиксации результатов опытов, учить отвечать и обосновывать свои ответы,  самостоятельно анализировать результаты опытов, совершенствовать умение самостоятельно составлять рассказ о проведенных опытах, используя схему – опору,  привлекать детей к разработке методики опытов, формировать умение вести диалог  с воспитателем, со сверстником, поощрять самостоятельность суждений,  закрепление правил безопасного обращения со стеклом., формировать у детей понимания необходимости соблюдения меры предосторожности.

Развивающие: развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, развивать наблюдательность, замечать характерные особенности предметов (форма, пропорции), Развивать умение читать небольшие авторские стихотворения, пополнять литературный багаж детей, развивать интерес к профессиям (лаборант), поощрять стремление детей – проявлять инициативу, с целью получения новых знаний.

Воспитывающие: воспитывать культуру речевого общения,  воспитывать умение беречь материалы и предметы при проведении опытов, приучать следить за порядком на рабочем столе, закреплять умение справедливо оценивать высказывания сверстников.

Предварительная работа: проведение опытов с водой для выяснения других ее свойств, чтение произведений о воде, рассматривание иллюстраций с водой (морей, озер, рек и т.д., конструирование детской площадки для инопланетян, изготовление, цветов из бисера для озеленения их планеты.

Методы и приемы:

практические: проведение исследовательской деятельности (опыты).

наглядные: использование демонстрационного материала на интерактивной доске.

словесные: ответы на вопросы воспитателя, рассказывание выводов по опытам, чтение стихотворений.

игровые: проведение физкультминутки, д/и «Много воды – хорошо или плохо», «Отгадывание звуков воды»

Оборудование:

-ТСО  ноутбук;

- магнитная доска;

- глобус;

- аудиозапись звука ММС;

- аудиозапись «Ручеек»;

- столы с оборудованием для проведения опытов: пластиковые стаканы по 4 на каждого ребёнка; пластиковые ложки для размешивания по 2 на каждого ребёнка; соломинки по 2 на каждого ребёнка; таблица исследования воды на каждого ребёнка; салфетки на каждого ребёнка; стаканы с соком и с водой; подносы, емкости:  сосуды разной формы, величины, размера.

Неструктурированный материал: вода.

Ход организационной  образовательной деятельности:

Часть 1. Мотивационно- ориентировочная.

Вос-ль звонит в колокольчик и предлагает детям подойти к себе.

Вос-ль: Дети, мы сегодня с вами не одни в группе. У нас гости (назвать по имени гостей). Они хотят посмотреть, как мы живем в детском саду. И мы как культурные и воспитанные поздороваемся с ними (дети здороваются) и покажем что мы делаем в детском саду.

Раздаётся звуковой сигнал ММS(слайд № 1).

- Дети, вот письмо, о котором я вам говорила, давайте его откроем и посмотрим что же в нем.

Открывается письмо. Рассматриваем картинки ММS(слайд 2,3). Что могут означать эти картинки

Да, дети, вы правильно догадались – это инопланетяне (Формадосцы) с планеты ФОРМАДОС, мы с ними уже знакомились, строили  им детский городок, изготавливали  для них клумбы с цветами из бусинок.  Они пишут о том,что знают, что на нашей планете Земля много воды и хотят узнать, почему  мы земляне называем воду волшебницей? Мы с вами  уже очень много интересного знаем о воде и можем рассказать инопланетянам (Формадосцам) почему её называют волшебницей. Вы согласны это сделать?

- Дети, как вы думаете, как инопланетяне Формадосцы узнали о том, что на Земле много воды? (Предполагаемый ответ: инопланетяне видят нашу Землю из космоса). (Слайд 4).

Вопросы детям:

- А мы, дети, как и где, можем увидеть всю Землю? (Выбрать ответ – глобус)

- Что такое глобус? (Это модель нашей Земли).

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде (вос-ль показывает детям глобус).

- Что мы видимна глобусе?(Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)

-Посмотрите, дети, а коричневым и светло-коричневым цветом, что изображено на глобусе? (Горы)(слайд 6). – Зеленый цвет, что обозначает? (Леса) (слайд 7). – Желтым цветом пустыни.

- А какого цвета на глобусе больше всего? Что же обозначается на глобусе голубым и синим цветом? ( Моря, океаны, реки) (слайд 8,9).

- Да, на самом деле, воды – гораздо больше, чем суши.

- А сейчас, мы с вами порассуждаем, много воды  - это хорошо или плохо.Проводится игра «Хорошо – плохо».

Проводится игра «Хорошо – плохо».

Если вы утверждаете, что вода – это хорошо, положите капельку на баночку с веселым смайликом, который находится справа. А если вы утверждаете, что вода – это плохо, капельку положите на баночку с грустным смайликом, которая находится  слева и,объясните почему вы положили её именно туда.

- И какой же вывод мы можем сделать?

Дети делают самостоятельно вывод: « Много Воды – это хорошо, ведь столько пользы приносит вода, поэтому мы должны её беречь! » Ответы детей.

Часть II. Практическое экспериментирование.

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Дети, мы уже знаем много о воде: (дети говорят о трех состояниях воды: жидкая, превращаться в лед, превращаться в пар).а сегодня исследуем некоторые её свойства в лаборатории и будем с вами настоящими лаборантами. Вы знаете что такое «лаборатория»? (ответы детей). Для этого  мы пройдём в лабораторию и будем проводить опыты.

Дети проходят, надевают лаборантские халаты, размещаются за столами (предлагают гостям тоже посетить лабораторию).

- Но, перед проведением опытов вспомним с вами о правилах работы в лаборатории:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело. (Показать)

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда. (Показать)

Фартук- друг: он нам помог,(Показать)

И никто здесь не промок.

Со стеклом будь осторожен –(Погрозить пальчиком)

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:(Показать)

Шустрый веник, Брат-совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут, (Показать руками)

Наши руки сберегут. (Погладить ручки)

Обратить внимание на посадку детей.

-Посмотрите, у вас на столах находятся лабораторное оборудование и  таблички исследования воды. В них мы будем фиксировать ваши результаты.

После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы в таблице условными обозначениями.

Опыт 1.Форма.

Воспитатель:

Воспитатель:дети, на столе стоят сосуды. Обратите внимание на их форму.  Они все одинаковой формы или нет?  Ответы детей.

Для того, чтобы узнать имеет ли вода форму,что нам нужно сделать как вы думаете?Ответы детей.

Воспитатель: -Правильно, попробуйте перелить  воду из мерного стаканчика в свой сосуд. Что произошло с формой воды? (дети: ее форма изменилась). Дети, посмотрите, я покажу вам еще один опыт, который подтвердит, что вода не имеет формы. (вос-ль показывает шар, наполненный водой).

Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.

- Дети, мы сказали, что вода не имеет своей собственной формы, а теперь посмотрите на таблицу,  где нарисованы геометрические фигуры и скажите, подходит нам эта картинка или нет? Значит, что мы сделаем? (Зачеркнем геометрические фигуры).

- А рядом, с геометрическими фигурами, нарисована колба, чтобы зафиксировать данное свойство воды, т. е. способность принимать  форму любого сосуда, мы с вами нарисуем воду в сосуде. (Показать количество воды в колбе).( Обратить внимание на то, как дети держат карандаш).

Фиксация результатов:Как отметим в табличке, данное свойство? Ответы детей.

Опыт 2.Имеет ли вода запах.

- Дети, у вас стоит стакан ссоком.  Как вы, думаете, есть ли у сока запах?

- Что нужно сделать, чтобы это узнать это?  (Понюхать сок).

Дети нюхают сок. - Чем сок пахнет? (Ответы детей.Сок имеет запах фруктов, из которых он сделан).

- У вас стоит также на столе стакан с чистой питьевой водой.

- Имеет ли запах вода? Ответы детей.

- Что мы сделаем, чтобы это узнать пахнет ли вода?Ответы детей.

 - Понюхайте воду, чем пахнет вода? (Совсем не пахнет, не имеет запаха).

- Дети, вы сказали, что сок имеет запах, а вода … (не имеет запаха).

Фиксация результатов:- Давайте отметим в таблице, данное свойство воды.

-Посмотрите, в таблице нарисован нос, как мы зафиксируем данное свойство воды. Ответы детей. (Зачеркнем нос, так как вода не имеет запаха, и мы его запаха не почувствовали).

Опыт 3. Вкус воды.

- Дети, что нам нужно сделать, чтобы узнать имеет ли сок вкус?Ответы детей. (Попробовать)

- Дети, попробуйте через соломинку сок. Имеет ли сок какой-либо вкус?Ответы детей. Итак, дети, вы убедились, что сок имеет вкус фруктов.

- А теперь попробуйте  через соломинку воду, что вы можете сказать, имеет ли вода вкус?Ответы детей.

- Верно, вода не имеет вкуса, она безвкусная.(Пояснить). Но когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.

Фиксация результатов: - Посмотрите на таблицу и подумайте, как мы с вами зафиксируем проведенный нами опыт, что чистая вода не имеет вкуса?Ответы детей.

-В таблице нарисован язык, мы зачеркиваем его, так как мы с вами не почувствовали вкуса воды.- Дети, в лаборатории бывает перерыв, вот и мы сейчас отдохнем.

Физкультминутка  «Речка».

Опыт 4: чистая вода прозрачна

Воспитатель:- А сейчас, предлагаю опустить одну ложку в стакан ссоком, другую – в стакан с водой.
– Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с соком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: - Значит, что мы можем сказать Вова о данном свойстве воды (чистая вода прозрачна).

Фиксация результатов: Давайте отметим в таблице, данное свойство. Посмотрите, в следующей клеточке нашей таблицы нарисован  разноцветный спектр, мы его зачеркиваем, а в таблице нарисован стакан  с водой,  дети, нарисуйте ложку опущенную в стакан, так как мы убедились, что чистая вода прозрачна.

Опыт 5: вода растворяет некоторые вещества

- Дети, на столе у вас находятся у кого кусочек сахара, у кого соль. Возьмите ложку и, положите это в стакан с чистой водой. Что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей).

Пряча в себе соль и сахар вода не дает их увидеть, не дает их потрогать и взять назад, но при этом хранит их в себе. На самом деле сахар и соль не исчезли в воде – они в ней растворились. Значит, вода является растворителем.

Фиксация результата: Отметим в таблице : мы убедились, что сахар и соль  в воде растворились, мы зачёркиваем стакан с сахаром.

- Мы, сегодня, с вами определили некоторые свойства воды,  теперь давайте вы лаборанты расскажете о них по таблице. Дети, кто-нибудь из вас сможет рассказать о свойствах воды по таблице (Выходит Никита), а вы, дети, внимательно сейчас слушайте, Никиту,  так какбудете оценивать егоответы карточками. Карточка с синим кружком – означает правильный ответ, а карточка с желтым квадратом – неточный ответ.

- Давайте, послушаем еще кого – нибудь, (выходит Арина), дети оценивают её ответ.

Воспитатель: - Молодцы,  лаборанты  Никита и Арина точно и правильно рассказали о свойствах воды. (Дети присаживаются).

А сейчас я приготовила вам сюрприз. Дети, когда вода льется,  у нее появляется звук. И он разный. Предлагаю вам послушать звуки воды и отгадать к чему этот звук относится.

Воспитатель включает по очереди шум водопада, кипящего чайника и т. Д. дети отгадывают. В конце предлагает закрыть глаза и послушать шум моря (представить, что дети сидят на берегу моря, греет солнышко, им приятно…

Часть III.

Воспитатель:-Как вы думаете, мы уже можем ответить инопланетянам ФОРМАДОСЦАМ, почему воду называют волшебницей?

- Хорошо, давайте мы тоже отправим им письмо с нашими исследованиями и фотографиями?  А сейчас я вас сфотографирую с вашими таблицами исследования воды, и попросим Светлану Анатольевну отправить им ММS

Дети, что показалось вам самым интересным в лаборатории? (ответы детей)

Воспитатель:  - Вова, что тебе больше всего запомнилось? - Катюша, а тебе?

- На сегодня наша работа в лаборатории закончилась, а сейчас тихонько снимите  форму лаборантов и повесьте их на стулья.

- Но  на этом наша работа по изучению свойств воды не заканчивается, следующее наше задание будет: составить  модель «Вода-волшебница».

- Дети, я хочу сказать вам, спасибо,  за участие в опытно – экспериментальной деятельности.

- А сейчас, давайте попрощаемся с нашими гостями.

Таблица исследования воды

Имя ребенка                

        

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA82VHHL.jpg

F:\ЗАНЯТИЯ откр. по ЭКСП\Картинки по экспериментированию\iCACCGX92.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA6VCTMH.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\160158_html_7dbb2beb.jpg

Таблица исследования воды

Имя ребенка                

        

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA82VHHL.jpg

F:\ЗАНЯТИЯ откр. по ЭКСП\Картинки по экспериментированию\iCACCGX92.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA6VCTMH.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\160158_html_7dbb2beb.jpg

Таблица исследования воды

Имя ребенка                

        

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA82VHHL.jpg

F:\ЗАНЯТИЯ откр. по ЭКСП\Картинки по экспериментированию\iCACCGX92.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA6VCTMH.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\160158_html_7dbb2beb.jpg

Таблица исследования воды

Имя ребенка                

        

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA82VHHL.jpg

F:\ЗАНЯТИЯ откр. по ЭКСП\Картинки по экспериментированию\iCACCGX92.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA6VCTMH.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\160158_html_7dbb2beb.jpg

Таблица исследования воды

Имя ребенка                

        

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA82VHHL.jpg

F:\ЗАНЯТИЯ откр. по ЭКСП\Картинки по экспериментированию\iCACCGX92.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA6VCTMH.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\160158_html_7dbb2beb.jpg

Таблица исследования воды

Имя ребенка                

        

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA82VHHL.jpg

F:\ЗАНЯТИЯ откр. по ЭКСП\Картинки по экспериментированию\iCACCGX92.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA6VCTMH.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\160158_html_7dbb2beb.jpg

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ... (Вода)

 

В тихую погоду — нет нас нигде,

А ветер подует — бежим по воде. (Волны)

 

По морю идёт-идёт,

А до берега дойдёт —

Тут и пропадёт. (Волна)

 

Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)

 

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без ... (Воды)

 

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

 

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать? (Вода)

 

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

 

Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

 

Два братца

В воду глядятся,

В век не сойдутся. (Берега)

 

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик — в роднике,

А широкий — в море. (Река)

 

Нет ног, но на месте она не стоит,

Ложе есть, но не спит,

Не котёл, но бурлит,

Не гроза, но гремит.

Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)

 

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеёк)

 

Кто бежит по горным склонам,

Тараторя сам с собой,

И в густой траве зелёной

Прячет хвостик голубой? (Ручей)

 

Видно, речка замерзала

И укрылась одеялом,

А раскрыться вряд ли сможет,

Если солнце не поможет.

Но когда весна придёт,

Одеяло пропадёт. (Лёд на реке)

Яндекс.Директ

http://favicon.yandex.net/favicon/terrafrigo.ruРефрижераторы на Газель.Установка на Газель Рефрижераторов «TERRAFRIGO». Монтаж. Гарантия.terrafrigo.ru

Ни в огне не горит,

Ни в воде не тонет. (Лёд)

 

Без досок, без топоров

Через реку мост готов.

Мост, как синее стекло:

Скользко, весело, светло! (Лёд)

 

На дворе горой,

А в избе водой. (Лёд)

 

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Ручеёк)

 

Бежит бычок,

Золотой рожок,

Бежит, журчит. (Ручеёк)

 

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка. (Ручеёк)

 

Между гор,

Между дол

Бежит белый конь. (Ручеёк)

 

Под осоку, на песок,

Уронили поясок.

Он лежит — да не поднять,

Он бежит — да не поймать. (Ручеёк)

 

В новой стене,

В круглом окне

Днём стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь)

 

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц и звёзды —

В нём всё отражается ...

Как это зеркало называется? (Пруд, озеро)

 

Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)

 

День и ночь кричит,

А голос не устаёт. (Водопад)

 

Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи —

Нетопоры для ноги. (Болото)

 

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)

Таблица исследования воды

Имя ребенка                

        

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA82VHHL.jpg

F:\ЗАНЯТИЯ откр. по ЭКСП\Картинки по экспериментированию\iCACCGX92.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA6VCTMH.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\160158_html_7dbb2beb.jpg

Таблица исследования воды

Имя ребенка                

        

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA82VHHL.jpg

F:\ЗАНЯТИЯ откр. по ЭКСП\Картинки по экспериментированию\iCACCGX92.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA6VCTMH.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\160158_html_7dbb2beb.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности «Познание» во второй младшей группе «Водичка, водичка»

Цель: вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их выполнению....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе. Тема: «Водичка, водичка…» (развитие культурно-гигиенических навыков)

Предлагается конспект занятия в первой младшей группе по развитию культурно-гигиенических навыков, в котором решаются задачи:Образовательные задачи: Учить правильно называть предметы туалета. Расширят...

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности "Водичка, водичка"

Цель: вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их выполнению.Задачи: образовательные: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и ...

Конспект образовательной ситуации "Водичка, водичка"

Помощь родителям в обучении детей культурно гигиеническим навыкам...

Конспект образовательной деятельности по "Ознакомлению с предметным и социальным окружением" в подготовительной группе на тему " В воде родится, а воды боится".

Интеграция образовательных областей: "Познание".-Закрепить и расширить представление детей о свойствах воды и соли.-Развивать познавательную активность детей ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Вода, вода, кругом вода"

Конспект познавательного занятия с детьми старшей группы экологической напрвленности поисково-иследовательной деятельности с региональным компанентом....

Конспект образовательной деятельности на тему: "Водичка, водичка

В ходе эксперемантальной деятельности на занятии дети проводят опыты с водой и знакомятся со свойствами воды....