Главные вкладки

    Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему "Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста"
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    В материале представлена технологическая карта системы методической поддержки повышения педагогической компетентности воспитателей по теме "Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста", предлагаются формы работы с педагогами, темы и цели мероприятий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования Нижегородской области

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного профессионального образования

    НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НИРО

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему

    «Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста»

    В ФОРМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ С ПЕДАГОГАМИ ДОО

    ПО КУРСУ

    «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

     Слушателя курсов повышения квалификации по проблеме:

    Калинкиной Надежды Васильевны,

    старшего воспитателя МБДОУ детского сада

    комбинированного вида № 6 г. Павлово

     2014 г.


    Технологическая карта системы методической поддержки повышения педагогической компетентности воспитателей ДОУ по теме

    «Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста»

    Цели

    Действия

    Средства

    Результат

    Изучение состояния организации детской поисково-исследовательской деятельности в практике работы ДОУ.

    Выявление роли педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

    Ознакомление с методикой А.И.Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».

    Изучение проблемы организации исследовательской деятельности детей, создания условий для её развития.

    Обобщение и систематизация материала по теме.

    Организация пропаганды передового опыта.

    1.Целевое пространство:

    1.1.Анкетирование воспитателей.

    1.2.Тестирование воспитателей.

    1.1.Анкета для воспитателей.

    1.2.Тест для воспитателей.

    Осознание актуальности предложенной темы.

    Развитие у педагогов умения анализировать свои знания по теме.

    2.Поисковое пространство:

    2.1.Анализ и подбор методической литературы.

    2.2.Работа творческой группы.

    2.3.Отчёт творческой группы.

    2.4.Семинар-практикум.

    2.5.Смотр-конкурс «Уголок экспериментирования (центр науки, лаборатория) в детском саду».

    2.6.Фестиваль детских исследовательских работ «Познаю мир».

    2.1.1.Список литературы.

    2.1.2.Выставка в методическом кабинете.

    2.2.1.Таблицы, отражающие содержание и последовательность работы с детьми.

    2.2.2.Конспект тренировочного занятия.

    2.3.1.Выставка наглядного и раздаточного материала.

    2.3.2.Требования к подготовке педагога.

    2.3.3.Памятка «Правила сопровождения детского исследования».

    2.4.1.Понятийно-терминологический словарь.

    2.4.2.Слайды, альбом фотографий.

    2.4.3.Критерии оценки сформированности исследовательского поведения дошкольников.

    2.5.1.Положение о смотре-конкурсе.

    2.5.2.Памятка «Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования».

    2.6.Детские исследовательские работы.

    Ознакомление с методикой исследовательского обучения по А.И.Савенкову.

    Повышение профессиональной компетентности педагогов, их педагогического мастерства, развитие творческого потенциала в процессе организации исследовательской деятельности детей.

    Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности.

    3.Рефлексивное пространство:

    3.1.Обобщение опыта работы творческой группы.

    3.2.Подготовка публикаций из опыта работы в профессиональные журналы, участие в конкурсах.

    З.3.Выступление на родительских собраниях.

    3.1.Материалы опыта работы.

    3.2.Варианты статей в журнал.

    Конкурсные материалы.

    3.3.Материалы для родителей:

    -детские исследовательские работы;

    -оборудование для исследовательской деятельности;

    -советы, памятки.

    Осмысление значения усвоенного содержания для профессиональной деятельности.

    Умение осознать свои знания и ставить цели на саморазвитие.

    Форма работы с педагогами

    Тема мероприятия

    Цели мероприятия

    Анкетирование воспитателей.

    Состояние организации поисково-исследовательской деятельности в ДОУ.

    Изучить состояние организации детской поисково-исследовательской деятельности в практике работы ДОУ; выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

    Тестирование воспитателей.

    Детское исследование как метод обучения старших дошкольников.

    Развитие у педагогов умения анализировать свои знания по предложенной теме.

    Анализ и подбор методической литературы.

    Детское исследование как метод обучения старших дошкольников.

    Создание информационного банка.

    Работа творческой группы.

    1.Подбор содержания и определение последовательности его предоставления детям.

    2.Освоение методики работы.

    3.Организация ПРС.

    Организация поисковой, исследовательской деятельности воспитателей в области подбора содержания и планирования педагогического процесса.

    Отчёт творческой группы.

    1.Создание ПРС на занятиях с использованием меодики А.И.Савенкова.

    2.Организация работы по формированию исследовательского поведения детей.

    Создание условий для обучения детей ведению исследовательской деятельности по методике А.И.Савенкова.

    Семинар- практикум.

    1.Современные представления об исследовательском обучении.

    2.Мастер-класс «Методика проведения учебных исследований в детском саду».

    3.Методика мониторинга по формированию исследовательского поведения дошкольников.

    4.Создание ПРС для стимулирования самостоятельного экспериментирования дошкольников.

    5.Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка.

    Изучение проблемы организации исследовательской деятельности детей. Повышение профессиональной компетентности педагогов, их педагогического мастерства, развитие творческого потенциала в процессе организации исследовательской деятельности детей.

    Смотр-конкурс.

    Уголок экспериментирования (центр науки, лаборатория) в детском саду.

    Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности. Выявление инициативы и творческого подхода воспитателей к созданию условий. Содействие укреплению связи ДОУ с семьёй.

    Фестиваль детских исследовательских работ.

    Познаю мир.

    Показ исследовательских и творческих возможностей детей.

    Обобщение опыта работы творческой группы.

    Познаю мир.

    Показ исследовательских и творческих возможностей детей.

    1.Анкетирование родителей.

    2.выступление на родительских собраниях.

    «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей».

    Выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей. Вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ.

    1.Подготовка публикаций из опыта работы в профессиональные журналы.

    2.Участие в конкурсах.

    Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста.

    Пропаганда передового опыта.

    Актуальность темы.

         Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку всё реже удаётся сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели.

    Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности.

         В работах многих отечественных педагогов (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько, Н.Н.Поддъяков и др.) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

         Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, начиная с дошкольного возраста, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

           Наше дошкольное учреждение работает по программе «Радуга». В программе указаны, наряду с другими, такие задачи работы с детьми, как:

    -Укреплять познавательное отношение к миру: создавать условия для самостоятельной познавательной активности детей; знакомить с различными способами и источниками получения информации.

    -Развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность.

         Для решения выделенных задач и соблюдения особенностей программы «Радуга»  за основу была взята методика Савенкова А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».

    Список литературы.

    1.Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

    2.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Метод. рекомендации / под общ. Ред. Л.Н.Прохоровой.М.: АРКТИ, 2004.

    3.Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004.

    4.Материалы и оборудование для детского сада / под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой. М.: Линка-Пресс, 2004.

    5. Журнал «Обруч». № 4 – 2010 г.

    6.Жеребятьева С.В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя», № 10 – 2010 г.

    7.Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения. Ж. «Дошкольное воспитание» № 12 – 2006; № 1 – 2007; № 3 – 2007.

    8.Корзун А.В. К вопросу об организации детской исследовательской деятельности в дошкольном возрасте.МГПК № 2 им. М.Танка, Минск, Беларусь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Разнообразные форы работы с семьей- эффективное средство коррекции речевой недостаточности у детей старшего дошкольного возраста на логопункте в ДОУ».

    Статья «Разнообразные форы работы с семьей- эффективное средство коррекции речевой недостаточности у детей старшего дошкольного возраста на логопункте в ДОУ», раскрывает систему работы с род...

    Консультация для родителей «Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

    Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка – дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями,  не предоставляется им столь значимым, как наприм...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

    Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка – дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями,  не предоставляется им столь значимым, как наприм...

    Комплексно-тематическое планирование работы с родителями по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста

    Данный перспективный план работы с родителями по формированию представлений о ЗОЖ построен с учетом принципа комплексно-тематического планирования. Темы месяца соответствуют содержательным компонентам...

    Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему «Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов»

    Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Первостепенной задачей ...

    Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

    С целью формирования представлений о правилах игры в футбол у детей старшего  дошкольного возраст, развитиюнавыков коллективного поведения, а также для использования этого вида спорта не только к...

    из опыта формирования исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста

    В современных условиях умение осуществлять исследовательскую деятельность является важным навыком, позволяющим обществу стабильно развиваться.Исследование - процесс выработки новых знаний, один из вид...