Семинар "Фасилитация как эффективная форма работы по взаимодействию педагогов с родителями"
учебно-методический материал на тему

Щербакова Мария Валерьевна

Название семинара «Фасилитация как эффективная форма работы по взаимодействию педагогов с родителями»

Цель: Систематизировать знания и умения педагогов по взаимодействию с родителями через знакомство с ролью фасилитатора.

Музыкальное сопровождение во время сбора на семинар

1 сайд

Фасилитация- это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.

Фасилитиация-facil с латинского как упрощение, ускорение, с английского производного глагола Fasilitate-облегчать, помогать

Схема человечков

 

Фасилитация –это работа, не просто это сделать за пару минут и поэтому я скажу только о трех вещах.

ü        Чем полезна фасилитация в рамках детского сада

ü        Что она предлагает

ü        И что может получиться в результате

Сейчас я попрошу всех участников закрыть глаза и показать, где находится Запад.

Несмотря на то, что у всех одна цель, многие из Вас показали разное направление.

Родители и педагоги, педагоги и администрация, администрация и родители, работая над одним и тем же вопросом, решая одни и те же задачи, часто идут в разных направлениях.

Что предлагает фасилитация?

Она предлагает структурировать обсуждения. А именно, собрать весь имеющийся опыт, который есть у воспитывающих в данный момент, и принять самые лучшие решения, на которые только способны собравшиеся.

Что же получат собравшиеся на выходе такого обсуждения: принятые решения!

Решения, понятные каждому участнику, и люди наконец-то пойдут в одном направлении.

2слайд

Фасилитатор –это человек, который обеспечивает групповую коммуникацию, превращая данный процесс в удобный и легкий для ее участников, он помогает понять общую цель и поддерживает группу в ее достижении в процессе дискуссии, не защищая при этом ни одну из позиций.

Это педагог, использующий личностно-ориентированную модель

Качества, которыми должен обладать фасилитатор

Эмпатия

Открытость

Принятие

Уверенность

Развитая рефлексия

Фасилитатор- понятие, которое было введено в психологию Карлом Роджерсом.

Фасилитатор дает возможность участникам в группе легко общаться, создавая атмосферу доверия, помогает точно понять им цель и направляет их найти самостоятельное оптимальное решение, при этом уважая точку зрения каждого участника, т. е. фасилитатор дает возможность существования любой точки зрения, даже самой абсурдной

Фасилитатор, тот, кто процесс общения между его участниками делает удобным, легким, помогает понять цель.

Фасилитатора можно назвать дирижером оркестра

Фасилитатор должен чувствовать человека, уметь сопереживать ему (т. е проявлять эмпатию)

Очень важное качество фасилитатора его открытость, для того, чтобы участники могли доверять ему.

Не менее важное качество-уверенность фасилитатора, за слабым «лидером» никто не пойдет!

Развитая рефлексия – это умение фасилитатора смотреть на себя со стороны, а именно объективно оценивать свои высказывания и действия

3 слайд

Технологии фасилитации- это совокупность различных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых участники делают нужные для себя выводы:

ü        Диагностика (выявление проблем), советы, рекомендации, разработка и внедрение принятых решений;

ü        Помощь в определении целей и задач, составление плана действий, анализ результатов работы;

ü        Консультирование, поддержка, создание условий для творчества, наводящие вопросы;

ü        Снятие барьеров и преград в общении;

ü        Развитие готовности принять и оказать помощь в нужной ситуации;

ü        Посредничество, актуализация позиций и чувств клиента

ü        Выработка общего решения, предотвращение возмущения и нивелирование его до выражения желания, мозгового штурма

Каким образом вы можете применить технологию фасилитации на родительском собрании?

 

ü                    Вы можете раздать родителям вопросы (анкеты) для того, чтобы выявить, какие проблемы у них существуют по какому-либо вопросу, посмотреть их приоритеты, продиагностировать их просвещенность по проблеме, дать соответствующие рекомендации, советы; внедрить принятые решения (например, обсудив вопрос с родителями определенных детей, имеющих сложную адаптацию, вы вместе с родителями ищете оптимальные решения для дальнейшего проведения адаптации детей и внедряете это решение (допустим, кто-то меняет в семье обеденное меню для того, чтобы оно было приближено к меню детского сада, кто-то кардинально переходит на другой режим посещения детского сада…, тем самым вы приходите к единому решению: правильному прохождению адаптации ребенка.

ü                   Оказать помощь в определении целей и задач вы можете на примере подготовки детей к утреннику (как с ребенком выразительно разучивать стихотворение, как правильно подбирать и организовывать игры для детей дома для закрепления математических представлений

ü                     Снятие барьеров и преград вы можете осуществить с помощью доброжелательного приема, либо с помощью упражнений «Ледоколов» (например, назовите имя своего ребенка и по первой букве подберите на ваш взгляд определение, характеризующее его Иван (интересный), Витя (виртуоз) и.т.д. Такими упражнениями рекомендуют запускать работу в группе.

 

4 слайд

Цель фасилитации на родительских собраниях:

Помощь родителям в освоении навыков интерактивного общения (между друг другом и вами)

Помощь в освоении различных моделей поведения родителя; помощь получения знаний и понимания по вопросам воспитания детей

Возможность влиять на негативные установки родителей по разным проблемам, связанных с пребыванием ребенка в ДОУ.

Часто мы, педагоги, проводим родительское собрание только с позиции роли диктатора, информатора, оценщика, контролера, передатчика опыта, руководителя, надзирателя. Все эти роли основаны на позиции «над учеником». В ней мы выступаем активным субъектом, вкладывая в пассивного Ученика-родителя некое содержание, опыт, знания, которые они должны усвоить. И в этой позиции всегда есть превосходство, принуждение, авторитарность.

Если мы проводим собрание как фасилитатор, то мы меняем авторитарного руководителя, на координатора, который помогает родителям из «просто слушателей» стать полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса не только на уровне принятия управленческих решений, но и инициации необходимых для ребенка мероприятий

 

5слайд

Задачи фасилитации на родительских собраниях

ü        Разрешить сложные конфликтные ситуации

ü        Решить конкретные вопросы: проанализировать проблемы, найти совместно решение, обсудить совместные мероприятия.

Таким образом, мы можем решить следующие задачи, которые указаны на слайде.

На 1 этапе мы объединяем участников группы (родителей), далее может преподноситься информативный материал, затем вы предлагаете подискутировать, где распространяется ответственность на всех, ваша задача на этом этапе, как фасилитатора «спровоцировать» родителей на активное участие.

В процессе дискуссии могут быть и конфликтующие стороны, вы не встаете ни на чью сторону, а предлагаете осмыслить позиции конфликтующих сторон и создать атмосферу принятия друг друга, которая объединит участников.

Фасилитатор занимает позицию равенства с участниками, для того чтобы они почувствовали эмоциональную связь и чувство сплоченности друг с другом и постепенно родители принимают собственное решение.

При этом, фасилитатор должен знать: в каких случаях необходимо вмешательство, как общаться с «трудными участниками»

 Фасилитатор не имеет право оскорблять, принимать ту или иную сторону в конфликте

 

 

6 слайд

Продукт фасилитации-оганизационные решения-это организационные решения и предложения, зафиксированные в протоколе собрания, которые повлекут за собой те или иные изменения, как организационного собрания, так и воспитательного

Часто при в обсуждении вопросов на родительском собрании возникают разногласия и непонимание между участниками диалога, чьи-то предложения оказываются не по существу, чьи-то мнения, порой разумные, остаются не услышанными, тратится много времени на обсуждение вопросов, не касающихся темы собрания, именно в этом случае, воспитатель может применить технологию фасилитации, и начать направлять, структурировать обсуждения участников для того, чтобы они не уходили от главного и смогли сами принять нужное правильное решение

7слайд

Правила организации эффективных родительских собраний

Обеспечение комфортности участников собрания

Организация пространства (пример расстановки модульных столов)

Предупреждение родителей заранее о родительском собрании

Выбор времени собрания (день, часы, регламент проведения собрания должен соответствовать заявленному)

 

Не оценивать родителей, а отметить ценность обратной связи «Очень важно, чтобы вы об этом сказали, я благодарна вам за участие в игре, обсуждении, помощи

8слайд

Виды и типы родительских собраний

ü        Общие (административного плана)

ü        Групповые (для возрастной группы, связанные с определенными педагогическими и психологическими проблемами воспитания детей, а так же по текущим вопросам организационного характера)

ü        Микрогрупповые (приглашаются родители детей, имеющих сходные личностные проблемы, на данные собрания можно приглашать специалистов-профессионалов в данной сфере)

ü        Заочные (родительский комитет, который по вашей команде координирует всех остальных родителей и может самостоятельно организовать утепление группы, посадку цветов на участке и т д)

Приведение примеров Наталья Алексанровна

9 слайд

Правила поведения во время проведения собрания

ü        Ваш образ (поза, речь, жесты)

ü        Главное, начать разговор в тишине, сделать это кратко, четко по содержанию и эффективно

ü        Записать предварительно на листе 2-3 предложения вашей речи

ü        Никогда не начинайте собрание с извинений, даже если начало вашей встречи задержалось.

ü        Просто констатируйте о том, что встреча началась не так как планировалась. (извинения ставят вас на позицию «снизу» и уменьшают вашу значимость.

ü        Начните разговор с изложения самой встречи, с ее основных этапов(сначала мы с вами…, далее рассмотрим…, в конце разговора нам предстоит…)

ü        Обозначьте место вопросов в конце или по ходу собрания)

ü        Важно, когда вы используете примеры из жизни группы, либо демонстрируете что- то сделанное детьми, приводите смешные истории…

ü        Важно, где вы находитесь по отношению к родителям (ваше местоположение в аудитории)

ü        Делайте паузы между сообщениями

Раздаточный материал

10 секретов успешно проведенного родительского собрания:

1.     Выбор благоприятного дня.

2.     Выделение наиболее важной проблемы, касающейся вашей группы, и на этом вы строите разговор с родителями

3.     Правильное размещение родителей ( важно, чтобы они друг друга видели и слышали)

4.     Возможное использование бейджиков с именами родителей, если плохо знают друг друга, вы должны их знать по имени отчеству и обращаться к ним по имени отчеству

5.     Важно установить правила: всегда снимать верхнюю одежду, надевать бахилы.

6.     Устанавливать четко регламент времени и четко соблюдать его, беречь время людей.

7.     В ходе собрания желательно использовать игры и групповые формы взаимодействия.

8.     Для сплочения родителей можно использовать чай.

9.     При обсуждении вопросов опирайтесь на жизненный опыт более авторитетных родителей

10.Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов

Основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспит...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня старшего воспитателя Кузнецовой Альбины Петровны на межаттестационный период 2019-2023гг. Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в ц

Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации вос...

Мастер-класс, как эффективная форма работы по взаимодействию с семьей и ГБДОУ.

quot;Мастер-классы для родителей" - одна из наиболее эффективных форм работы с семьей! Цели, задачи,структура и организация мастер-класса....

Работа по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

Самообразование "Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов"

Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного п...

Анкетирование - эффективная форма работы по взаимодействию с семьей

Анкетирование родителей воспитанников с нарушениями речи является эффективной формой работы по взаимодействию с семьей....