Анализ системы взаимодействия с родителями
методическая разработка (младшая группа) на тему

Варганова Татьяна Леонидовна

Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка, в нашем ДОУ, строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ системы взаимодействия с родителями

По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, на наш взгляд, улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения, а в дальнейшем семьи и школы. В основе работы нашего коллектива с семьей, лежит системный подход, который позволяет изменять взгляды и взаимодействие в семье на воспитание ребенка, таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пассивными.

Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка, в нашем ДОУ, строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.:

  • В первую очередь мы работаем над тем, чтобы цели и задачи воспитания и развития здорового ребенка были приняты и воспитателями и родителями.
  • Знакомим семью с содержанием, методами и приемами работы в детском саду по всем аспектам здоровья, а педагоги постоянно используют лучший опыт семейного воспитания.
  • Немаловажным, на наш взгляд, является системность и последовательность в работе; индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье, взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

Анализ практики нашего ДОУ показывает, что не все родители, на должном уровне, вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровление своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в проблеме «Что сегодня происходит между детским садом и родителями?» Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия? А принятие дошкольным учреждением полностью проблем на себя, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания и развития здорового ребенка. Поэтому основным направлением считаем сближение интересов педагогов, детей и их родителей.

Современная семья в большей мере, чем прежде нуждается в помощи (медицинской, педагогической, социальной). С участием педагога в освоении родителем адекватного опыта семейного воспитания – это гибкая психологическая проработанная педагогом поддержка родителей в их личностном осознании своих прав. Следовательно, в работе педагога с родителями должны быть изменены мотивы, цели и методы сотрудничества, исходя из их потребностей и трудностей. Поэтому педагоги и родители должны быть ознакомлены с задачами воспитания и развития детей, вовремя и одновременно. Необходимо воспитателям и родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и дома и в детском саду. Это, на наш взгляд, позволит развитию основных способностей ребенка, умению общаться со сверстниками и обеспечит успешную социализацию в обществе.

Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно и поэтому знания у родителей хаотичны.

Мы считаем, что положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.

Эффективной формой для нас явилась поэтапная организация работы.

На I этапе – сбор информации (собеседование, диагностика, анкетирование, посещение семей на дому, наблюдение, выделение группы риска отдельных участников педагогического процесса по результатам исследований).

II этап – общепрофилактический (наглядная агитация, встречи со специалистами).

На III этапе осуществляется работа с группой риска по разным аспектам здоровья (выявление проблемы: беседы, наблюдения, тесты, опросы; коррекция родительских установок: тренинги, беседы).

IV этап – индивидуальная работа (выявление положительного опыта семейного воспитания, его общение; консультации, индивидуальная помощь воспитанникам и их родителям социального педагога, психолога, логопеда, дефектолога, врача и других специалистов по запросам).

V этап – аналитический (выявление изменений родительских установок, обсуждение отдельных вопросов с привлечением специалистов и дополнительные мероприятия).

На VI этапе – знакомство с результатами работы, принятие решений. Совместное обсуждение планов на будущее.

Такая организация работы с родителями позволяет, структурировать работу педагогов с родителями и придать ей комплексный характер. Родителям рассматривать процесс воспитания и развития ребенка, как диалог со своим ребенком на основе знания психологических особенностей возраста, учитывать его интересы, способности. Внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах детского сада. Привлечь внимание педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья.

Система взаимодействия дошкольного учреждения и семьи складывается из различных форм работы. Все формы работы мы делим на ежедневные, еженедельные, ежемесячные, и мероприятия, проводимые по необходимости.

Организуем взаимодействие родителей:

  • с группой родителей (родительские собрания, конференции, семинары, диспуты, круглые столы);
  • подгруппой (заседание родительского комитета, встреча с активом группы);
  • индивидуально.

Мероприятия с родителями проводим в тесном контакте с узкими специалистами, медицинским персоналом. Большой интерес вызвала конференция по теме «Защита прав и интересов детей в условиях детского сада и семьи». В ходе конференции родители и специалисты обозначили проблемы, поделились положительным опытом воспитания, определили пути решения проблемы.

Ежемесячный выпуск газеты «Вести из «Родничка», в которой отражается жизнь детей в группе, мероприятия, проводимые в детском саду, а также консультации, рекомендации для родителей по интересующим их вопросам. Газета востребована родителями. Интересный опыт семейного воспитания обобщается в спецвыпусках газеты, так один из выпусков газеты посвящен опыту семейного воспитания по организации завтрака в домашних условиях и т.д.

По мнению родителей, такая форма работы интересна и полезна.

Взаимодействие с родителями осуществляется в разнообразной деятельности:

  • познавательной – например, круглый стол «ОБЖ в условиях семьи», семинары-практикумы «Конверт откровений» и т.д.
  • трудовой – например, участие в акции «Участок нашей мечты», благоустройство групп «Новоселье группы», изготовление игрушек «Подарки для Деда Мороза» и др.
  • досуговой – например, стал традиционным ежегодный конкурс, в котором с интересом принимают участие родители «Ключ семейного счастья», совместная встреча родителей и детей «День семьи», спортивный праздник «Папа и я – лучшие друзья» и т.д.

Анализ работы в данном направлении показал, что такой подход к работе с родителями позволяет добиться устойчивых положительных результатов и способствует:

  • повышению педагогической грамотности родителей. По результатам диагностики, можно сделать вывод, что увеличилось количество родителей, у которых ведущим мотивом является:
  • повышение уровня педагогической грамотности;
  • расширение педагогического кругозора;
  • решение проблем воспитания и обучения детей.
  • активному участию родителей в деятельность дошкольного учреждения. Активность родителей повысилась и составляет 85%, где во многих мероприятиях они сами проявляют инициативу.

Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.

Выпуская ребенка из стен детского сада, мы стараемся помнить о том, чтобы за пределами внимания педагогов (детского сада и школы) не осталось выявления общего и различного в системе взаимоотношений воспитателя и учителя с ребенком, его семьей. На наш взгляд, только тогда, когда проблемы дошкольного и начального школьного образования будут решаться не изолированно друг от друга, а тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие детей, полученное в дошкольном образовательном учреждении; реализации единой линии общего развития на этапах его посещения ДОУ и начальной школы, организации разностороннего взаимодействия и сотрудничества всех участников педагогического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Система взаимодействия с родителями (на учебный год) в условиях ГБДОУ компенсирующего вида"

Предложена система взаимодействия с родителями воспитанников дошкольного возраста (на учебный год) в условиях ГБДОУ компенсирующего вида....

Система взаимодействия с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников ДОО

Статье содержится краткое описание опыта работы по организации работы детского сада с родителями воспитанников по физическому развитию дошкольников...

Система взаимодействия с родителями по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Система взаимодействия с родителями по формированиюздорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста....

Сведения о наличии системы взаимодействия с родителями

Занятия в режиме дня родителями с детьми   2017-2018 год...

Положение о конкурсе методических разработок «Образовательные проекты в системе взаимодействия с родителями»

Разработанное положение содержит цели и задачи, а также основные показатели и критерии оценки деятельности педагогов в рамках реализации проектной деятельности...

«Система взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций МО ГО «Сыктывкар» в части предоставления накопленного опыта ра...