«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством экспериментирования".docx
материал (старшая группа) на тему

Насенкова Ирина Вячеславовна

                                                                              « Расскажи – и я забуду,

                                                                                                    Покажи – и я запомню,

                                                                                                    Дай попробовать – и я пойму»  

 

Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребёнка своей новизной, желанием познать неизвестное. Ребёнок, который познаёт неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. У ребёнка расширяется кругозор, словарь: он осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова.

Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              « Расскажи – и я забуду,

                                                                                                    Покажи – и я запомню,

                                                                                                    Дай попробовать – и я пойму»  

Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребёнка своей новизной, желанием познать неизвестное. Ребёнок, который познаёт неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. У ребёнка расширяется кругозор, словарь: он осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова.

Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Мы воспитатели должны делать большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как?», и «Почему?».

В работе по развитию познавательной активности у детей  в процессе экспериментирования мы перед собой поставали следующие задачи:

1. Расширение представлений у детей  об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.

2.Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов.

3.Развитие у детей познавательных способностей:

      развитие мыслительных способностей, анализ, классификация, сравнение ,       обобщение.

     формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4.Социально – личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

На начальном этапе мы изучили методическую литературу.

Отработали следующую систему работы.

  1. Создание условий для детского экспериментирования.

2. Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей.

3.Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

4.Проведение бесед.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы используем – опыты. Их проводим как на занятиях так и в свободной  самостоятельной и совместной деятельности.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно – пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Всё оборудование для проведения опытов должно быть безопасно.

Мы в своей группе оформили уголок экспериментирования, оснастили его специальным оборудованием, разнообразными материалами. Материалы находящиеся в уголке распределяются по разделам:

Бумага.

Стекло.

Магниты.

Для активизации детской исследовательской деятельности мы используем разнообразное оборудование.

 ----- разнообразные ёмкости – трубочки – увеличительные стёкла, лупы – измерительные приборы – компас – губка, пенопласт, поролон и т.д.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитами и др. Мы знакомим детей с различными свойствами веществ: твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть. растворимость.

Например, предлагали слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривали песок через лупу, обнаружили, что он состоит из мелких кристалликов_ песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

По теме: «Волшебница Вода» проводили опыты: «Наливаем- выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд»  и др. В процессе проведения опытов задействуем каждого ребёнка. Такие опыты чем – то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное все проделывают сами.

Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы:»Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», « Давайте посмотрим что будет, если…», сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

Опыт работы показал, что работу всегда нужно начинать с изучения семьи. Мы провели опрос родителей. Целью которого было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей. Родителей заинтересовала данная проблема, они с удовольствием отвечали не только  на наши вопросы, но и задавали свои. Родители предложили свою помощь в организации уголка экспериментирования. Так –же они с удовольствием помогали детям выполнять домашнее задание.

Для того чтобы познавательная деятельность ребёнка развивалась полноценно, рядом должны находиться добрые и внимательные взрослые сами обладающие широким кругозором.

Наша задача – помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными. Считается, что в поисково – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Таким образом, познавательные занятия с элементами экспериментирования, как педагогическая система, способствует полноценному развитию ребёнка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания.

Проблема развития познавательных способностей детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания....

СТАТЬЯ на тему: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование

Китайская пословица гласит: «Расскажи–и я забуду, покажи–и я запомню, дай попробовать, и я пойму»....

Самообразование «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение«Детский сад № 76 г.Челябинска»       План самообразованияна 2020-2021 уч. год &laq...

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»...