Статья: "Знакомство детей дошкольного возраста с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая"
статья (младшая группа) на тему

Статья: "Знакомство детей дошкольного возраста с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сафина Айгуль Миненаркисовна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 13

 комбинированного вида с воспитанием и

обучением на татарском языке» г.Казань.

Знакомство детей дошкольного возраста

 с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая

Одной из основных задач дошкольного образования является приобщение к культуре родного края, его национальным особенностям,  что позволит в перспективе развития личности ребенка воспитать в нем уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому, несомненно, что детям национальных республик Российской Федерации необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов [3, с.119].

Таким образом, значение регионального компонента в изучении дошкольниками истории края и нравственно-патриотическое воспитание обучающихся является одной из основных задач учреждения дополнительного образования детей и молодёжи. Знакомство с творчеством национальных писателей воспитывает любовь к родным песням и родному языку, любовь к своей Родине.

Габдулла Тукай- основоположник новой национальной поэзии, высоко поднявший знамя гражданственности, народности и реализма. Продолжая и развивая многовековые идейно-эстетические традиции как восточных, так и русско-европейских литератур, опираясь на собственно-национальные истоки и живые родники устного народного творчества, он создал поэтическую школу, под благотворным влиянием которой выросло целое поколение не только татарских, но и других тюркоязычных поэтов и писателей, что является давно признанной истиной.

Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры. 

Габдулла Тукай родился в апреле 1886 года в деревне Кушлавыч бывшей Казанской губернии. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре. 

В Уральске прошли детство и юность поэта. Здесь он поступил в медресе, в этом городе начал писать стихи. В этом уральском городке молодой Тукай познакомился с творчеством великих русских поэтов - Пушкина и Лермонтова. Их стихи покорили сердце начинающего поэта. 

Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина. 

Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой вольнодумца. 

Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии. 

Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева "Вакыт" ("Время"). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань. 

Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он. 

Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут. 

За период жизни Тукая в Казани нет, пожалуй, ни одного его поэтического сборника, на который не налагался бы арест. Дружба Тукая с Ф. Амирханом, Г. Камалом, Г. Кулахметовым и большевиком Хусаином Ямашевым способствовала формированию идейных взглядов поэта. Он с большой теплотой пишет о первом татарском большевике X. Ямашеве. 

Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее "светозарной", городом науки и искусства. 

Борьба с самодержавием, с буржуазными националистами отняла у поэта много силы. Здоровье Тукая резко ухудшилось. Поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена. В деревне поэту стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу. Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это поэт шутливо ответил: "Мне говорили, что больница - это первая станция к смерти. А мне хотелось немножко пожить на свете". 

В пять часов вечера 11 апреля 1913 года поэта не стало. Габдулла Тукай умер в расцвете творческих сил и таланта, как писал Горький, "от голода и чахотки". 

Габдулла Тукай) вошел в историю татарской литературы как великий поэт, заложивший основу новой национальной поэзии, как один из основоположников современного татарского языка. Творческая деятельность поэта продолжалась всего восемь лет. Он умер в возрасте 27 лет, оставив после себя свыше 10 тысяч стихотворных строк  (более 400 стихов, 9 поэм), около 50 листов прозы (350 рассказов, очерков и воспоминаний).

Произведения Габдуллы Тукая как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста

Габдулла Тукай – великий татарский поэт. Он широко знаком своими произведениями для детей. Его творчество играет особую роль в детской литературе, как средстве развития и воспитания детей.

Произведения Г. Тукая основаны на народном творчестве. А фольклор является эффективным средством нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Сказки и стихи автора написаны простым, понятным языком, он смотрит на мир детскими глазами и описывает явления окружающего мира очень четко и ясно для детей. Произведения народного поэта учат детей различать добро и зло.

Читая поэмы «Су анасы» («Водяная») и «Шурале» дети попадают в таинственный фантастический мир, через который у детей рождается любовь к красоте и природе. Так же эти произведения имеют нравственный смысл. «Водяная» учит детей не трогать чужие вещи и нести ответственность за свои поступки. Читая поэму «Шурале» у детей развивается гордость человеческим умом, смекалкой. Ведь не зря говорят «Силой победишь одного, а умом – тысячу».

Стихотворения Г. Тукая побуждают детей учиться, трудиться, стараться доводить начатое дело до конца. Произведения «Кызыклы шкерт” (“Забавный ученик”) и “Эшк нд” объясняют детям, что приучаться к труду надо с ранних лет.

— Ну давай, Акбай, учиться! Сядь, дружок, на хвостик свой! 
Смело стой на задних лапках! Чур, не падать, прямо стой!

— Ах, зачем меня ты мучишь? Я совсем еще щенок, 
Мне всего недель двенадцать... Не хочу учить урок!

Отпусти меня, не надо! Прогуляться я хочу. 
На лугах, на мягкой травке поваляться я хочу.

— Глупый песик! Нужно к делу приучаться с малых лет,
Ремеслом не овладеешь, если будешь стар и сед!

Поэт хочет донести детям, что на основе всех благ и счастья лежит труд и усердие самого человека.

Важную и основную роль в воспитании ребенка дошкольного возраста играет родной язык. Габдулла Тукай посвятил огромное количество стихотворений и поэм родному языку, родному краю и красоте родной природы.

«О язык родной певучий, о родительская речь!

Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь?

Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать.

Подрастая, сказки бабушки я начал понимать» («Родной язык») .

«Я многое увижу, ведь жизнь еще длинна.

И ждет меня, наверно, дорога не одна.

Но только, где б я ни был, и что б ни делал я,

Ты в памяти и сердце, родная сторона! » («родная деревня») .

Через эти строки автор передает маленьким читателям всю красоту и важность родного языка и незаменимость родного края. Дети восхищаются неповторимыми пейзажами и природой, прививают любовь и уважение, гордость своим родным языком.

Подводя итог, можно сказать, что творчество Габдуллы Тукая является не иссекаемым источником для развития детей дошкольного возраста. Через его произведения мы воспитываем у детей любовь к добру, красоте, труду, уму и родному языку, своей Отчизне.

Памятные места Казани, связанные с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая

В городе Казани Республики Татарстан сохраняется немало памятных мест, связанных с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая. Они находятся прежде всего на территории Старотатарской слободы, которая в течение нескольких веков была единственной хранительницей городской культуры казанских татар, средоточием её социально-экономической, политической и культурной жизни, духовным центром татарской нации. Именем Тукая в республике названы госфилармония, премия, которой удостаиваются лучшие литературные произведения и произведения искусства, его имя носит улица Казани. На месте нынешней Тукаевской улицы были две - Тихвинская и Екатерининская. Вторая шла от нынешней улицы Татарстан к Кабану. 

Тукай жил в номерах "Булгар" (угол Кирова и Татарстан). На этом доме установлена мемориальная доска. Есть она и на доме, стоящем на углу улиц Островского и Кави Наджми. Во времена Тукая здесь была больница (ныне клиника ГИДУВа). 

Прах Габдуллы Тукая покоится на татарском кладбище в Приволжском районе.

Эпилог

До конца своих дней поэт оставался твердо убежденным в том, что лишь совместно с другими народами России татарский народ обретет свое счастье. Он с уверенностью говорил: "Когда появляется какое-либо общее дело, когда начинают веять ветры прогресса, - нации, как бы преодолев сковывавшее их уединение, собираются вместе..." ("По случаю юбилея", 1913). Именно идея исторического единства народов служила краеугольным камнем народности, патриотизма и интернационализма татарского поэта.

Литература:

1. Перевод Р.Морана Оригинал на татарском: Кызыклы Шәкерт (Из сборника: Тукай Г. Избранное: Стихи и поэмы/Габдулла Тукай; Сост. Г.М.Хасанова, С.В.Малышев. – Казань: Татар. кн. изд–во, – 2006. – 192  с.).

2. Онар М. “Тукай – символ величия татарского народа” (на татарском языке) / Мустафа Онар // Татарстан. – 2006. – № 4. – С. 46.

3. Тукай Г. Стихи. Поэмы (1901–1908): Сочинения в пяти томах. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985. – Том I (на татарском языке). – 406 с.

4. Тукай Г. Стихи. Поэмы (1909–1913): Сочинения в пяти томах. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985. – Том II (на татарском языке). – 400 с.

5. Тукай Г. Проза. Публицистика (1904–1906): Сочинения в пяти томах. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985. – Том III (на татарском языке). – 391 с.

6. Тукай Г. Проза. Публицистика (1907–1913): Сочинения в пяти томах. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985. – Том IV том (на татарском языке). – 351 с.

7. Я прихожу к Тукаю (на татарском языке). – Казань: Татарское книжное издательство, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества".

"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества"....

Презентация для педагогов и детей дошкольного возраста "В мире сказок и стихов Тукая".

Данная презентация составлена для использования  педагогами на тематических занятиях, вечерах по ознакомлению с творчеством известного татарского поэта Габдуллы Тукая детей подготовительной групп...

Азбука духовной жизни и воспитания детей дошкольного возраста посредством музыкально- театрального творчества»

Духовность – свойство природы человека, это то уникальное и исключительное, важнейшее, что даже трудно определить словами. Отличительная черта духовного человека- это его уравновешенность и цело...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста, посвященное жизни и творчеству Геннадия Никандровича Волкова

Генна́дий Ника́ндрович Во́лков (31 октября 1927, Большие Яльчики, Яльчикский район, Чувашская АССР, СССР — 27 декабря 2010, Чебоксары, Российская Федераци...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста, посвященное жизни и творчеству Г.Н. Волкова

Патриотизм необходимо прививать через любовь к своей малой Родине  и известныхлюдей республики. Тема этнапедагогики чрезвычайно актуальна в современном обществе....

План работы по самообразованию «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством детских писателей». Воспитатель Видякина Н. И.

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепере...