ООД "Мой город-Набережные Челны"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Хисамеева Татьяна Махмутовна

Формировать у детей нравственно-патриотические чувства к своему краю, способствовать воспитанию уважения к прошлому, настоящему, будущему родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_moy_gorod_naberezhnye_chelny.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ "Детский сад №80 "Реченька"

Конспект ООД в старшей группе

 тема: "Мой город Набережные челны"

Хисамеева Татьяна Махмутовна

Набережные Челны

2012г.

Цель: Формировать у детей нравственно-патриотические чувства к своему краю, способствовать воспитанию уважения к прошлому, настоящему, будущему родного города.

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей с городом Набережные Челны, закрепить знания о некоторых исторических фактах развития города Набережные Челны.

Развивающие: Развивать интерес к символике города; развивать любознательность, память, грамматически правильную речь детей, развивать диалогическую, монологическую речь детей, обогащать словарь.

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь и интерес к родному краю, патриотические чувства, чувство гордости за свою республику и свой город.

Словарная работа: государство, символика, знак, герб.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: герб, набор иллюстраций о городе, достопримечательностей города (памятники, Ледовый Дворец, Органный зал, улица Центральная, бульвар Энтузиастов).

Раздаточный: конверт с разрезанными на шесть части с изображением герба, эскизы контура (паруса), мультимедийная презентация.

Предварительная работа с детьми: рассматривание набора открыток, альбома «Набережные Челны»: беседа о родном городе, о достопримечательностях города: слушание стихотворений, гимна города Челнов "Наши Челны",; дидактическая игра "Кто больше назовет".

Подготовка воспитателя: оформить зал с иллюстрациями, фотографиями города Набережные Челны; подготовить демонстрационный и раздаточный материал; подготовить музыку и фонограмму.

Звучит гимн Набережных челнов. Дети заходят в зал под музыку "Наши Челны" (сл. Л.Дорженковской, муз. Нияза и Лилии Тархановых)

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о нашем городе. Скажите в какой стране мы живём ?

Дети: мы живём в России!

Воспитатель: в какой Республики находится наш город?

Дети: Наш город находится  в Республике Татарстан.

Воспитатель: Назовите основные языки нашего города.

Дети: Татарский, русский.

Воспитатель: Какой по величине наш город? (второй).

Ребенок: читает стихотворение:

О, Челны! Я пишу эти строки с любовью!

Город мой – жизнь моя и судьба.

Белокаменный и высокий.

Строгость линий и простота.

Дед мой строил дома и заводы,

Возводил корпуса и цеха.

Он оставил в наследство мне город,

Город – счастья, город – мечта.

Воспитатель: Наша малая Родина - город, в котором мы живем! Как называется наш город? (Набережные Челны)

Воспитатель читает стихотворение о г. Набережные Челны.

Набережные Челны - любимый город,

Набережные Челны - зеленый сад,

Я в любое время года

С Набережными  Челнами встрече рад!

 -А как вы думаете, почему он так называется? (потому что находится на  берегу реки).

 - Чем вам нравится наш город? (ответы детей)

-Да, ребята, очень красиво в нашем городе, особенно летом. Своеобразной визитной карточкой Набережных Челнов считается праздник цветов, который проходит в последние выходные лета. Словно прощаясь с летом, жители города устраивают большое мероприятие, на которое съезжаются отовсюду гости. Множество прекрасных композиций из живых цветов дарят цветущее настроение.

- Мы с вами любим наш город. Давайте узнаем, как он возник.

-  Набережные Челны (Яр Чаллы) - город с богатым историческим прошлым. Статус города получил в 1930 году. Бурное развитие городского строительства началось в 1969 г. в связи с возведением  огромного завода КамАЗа. (Просмотр фото на проекторе), запуск грузовиков в котором начался даже раньше, чем завод был окончательно построен. Они приносят нашей стране победу за победой на гонках ралли «Докар», чем мы не можем гордиться.
В названии слово «челны»  представляет собой челн "лодка", а определение набережные указывает на расположение возвышенности на берегу.

-Какие  заводы и фабрики есть в нашем городе?

(КБК – картонно-бумажный комбинат, Завод «Челны-хлеб», завод, выпускающий лимонад «Алиса», молокозавод, - Что изготавливают на наших заводах? (ответы детей)

Физкультминутка

Мы по улице шагаем (шагают), выше ноги поднимаем

Через лужи не пойдем, лужу, мы перешагнем (делают шаги влево, вправо)

На скамейку мы присели (приседают)

Там конфет кулечек съели, а когда друзей встречали

Вот как славно погуляли (машут руками)

Раз-два, раз-два, подойдите все сюда (шагают).

2 часть: Информационная

Воспитатель: (на проекторе выставляется изображение герба города).

Вы знаете, что это такое?

Дети: Это герб нашего города.

Воспитатель: У каждого города есть свой герб – это знак города, его паспорт. У вашей  мамы есть паспорт? А у папы? Такой паспорт, есть и у нашего города Набережные Челны, по которому узнают, какой этот город. Этот знак – парус, волна и т.д. Герб города можно увидеть на щитах при въезде в город, на главных зданиях в городе и т.д.

У въезда в Набережные Челны, взметнулась ввысь стрела с названием нашего города. Проезжая дальше, при въезде в п.ГЭС, мы можем увидеть Изображение герба Республики Татарстан и г. Набережные Челны, здесь же  в теплое время года, озеленители города выкладывают из цветов, вдоль дороги название нашего города. Давайте, ребята, рассмотрим герб и флаг нашего города…

Воспитатель рассказывает,  что изображения на гербе и флаге отражают историю, географию и культуру нашего края. Расшифровывает детям цвета, имеющиеся на гербе и флаге нашего города.
Синий цвет символизирует реку Кама. Рекой Камой славится город Набережные Челны. А какие еще речки есть в нашем городе? ( река Челнинка, река Мелекеска, река  Шильна).
 Далее  воспитатель объясняет, что изображено на гербе и флаге нашего города:
Главная фигура герба – челн (лодка) указывает на название города.
Челн - символ неустанного движения вперед, преодоления преград. Носовое украшение в виде девичьей головы показывает образ женщины к символ домашнего очага.
Полный парус говорит о попутном ветре, об удаче и успешности во всех начинаниях. Парус челна по своим очертаниям напоминает стилизованное изображение тюльпана - традиционного символа татар, подчёркивает и усиливает значение города, показывая Набережные Челны как неповторимую жемчужину Татарстана. Весла в воде показывают то, что жители города не довольствуются посланными силами природы (ветер в парусах), а своим трудом на веслах стремятся ускорить движение вперед.

Серебряные волны символизируют реку Кама и Нижнекамское водохранилище, на берегах которых расположен город.

Воспитатель: Ребята! Давайте поиграем в игру «Собери картинку" (раздает конверты с разрезанным на 6 частей  с изображением герба)

Дети: Виды города (если дети затрудняются, воспитатель дает опорные схемы – мнемотаблицы).

Воспитатель: На карточке изображена модель здания и памятника. На карточке изображены схемы Ледового дворца, бульвар Энтузиастов, схемы Органного зала, улицы Центральной и очертания реки , контуры цирка и т.д. Проводится дидактическая игра "Кто больше назовет". (Дети называют достопримечательности города)

Воспитатель: На нашем любимом бульваре стоят замечательные скульптуры нашего талантливого земляка скульптора. А кто знает, как его имя? Скульптуры Ильдара Ханова почти равное количество голосов с бульваром Энтузиастов и заняли 6-ое место. Скульптурный комплекс "Родина – «Мать" - стена молчания со стихами Мусы Джалиля и Вечным огнем – создан к сорокалетию Великой Победы к 9-ому мая 1975 года, композиция "Освобожденная энергия" находится на выезде из города возле Боровецкого леса – это символ сердца, связывающего людей с природой.(Показать изображения на проекторе).

Подвижная игра "Тюбетейка". Дети стоят в кругу. Играет татарская музыка, дети передают тюбетейку по кругу. На окончании музыки, у кого оказалась тюбетейка, тот  одевает ее на голову и выполняет задание ( читает стихотворение, танцует, поет, кричит петухом и т.д).

Воспитатель: Поиграем в игру «Путешествие по Татарстану».

Вопросы:

  1. Какой по величине в РТ город  Набережные Челны? (второй).
  2. На какой реке расположен  наш город? (Кама)
  3. Как называется река Кама на татарском языке? (Чулман).
  4. На каком проспекте расположен наш детский сад? (на проспекте Чулман).

Почему? (Потому что рядом протекает река Кама).

  1. Назовите реки, протекающие на территории Набережных Челнов. (Кама, Челнинка, Шильна, Мелекеска).
  2. Какими видами транспорта можно осуществить поездки из города? (воздушный, наземный, водный).
  3. Какие города расположены ближе к нашему городу? (Альметьевск, Заинск, Мензелинск, Елабуга, Мамадыш,  Нижникамск).
  4. В каком месяце празднуют день города? (в августе).

Итог.

Воспитатель: Ребята! Вы молодцы! Вы проявили глубокие знания о нашем родном городе, вы любите его и интересуетесь его историей. Вам было интересно? Все что вы нового узнали сегодня, можете рассказать своим родителям, младшим сестрам, братьям. А сейчас споем песню "Наши Челны".


Литература:

  1. Закирова К.В. «На поляне детства» Хрестоматия для воспитателей и родителей.
  2. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки.http://www.modernlib.ru/books.
  3. Аудио-приложение к учебно-методическому пособию «Шома бас», включающее 33 татарские танц. композ., адаптированные для обучения детей от 3 до 7 лет.
  4. СD –диск «Бииләр итек-читекләр», «Пляшут наши сапожки».
  5. СD –диск «Танцы народов Поволжья».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия аппликация "Герб города Набережные Челны"

Конспект занятия аппликация "Герб города Набережные Челны" по плану проекта "Мой любимый город"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ " Мой город Набережные Челны"

Данное занятие   составлено для ознакомления детей старшей группы с родным городом  НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН , по про грамме  "Мой мир"...

Презентация для проведения занятий в старших дошкольных группах на тему: "Мой город - Набережные Челны".

Данную презентацию воспитатель старшей группы в детском саду может использовать при изучении темы "Мой город".  Данная работа представляет собой краткое описание истории города, фотографии памятн...

НОД в области «Социально- коммуникативного» и «Художественно- эстетического» развития, в подготовительной группе, на тему «Герб города Набережные Челны» (Автор: Нурмухаметова А.С.- воспитатель высшей квалификационной категории)

Программное содержание1. Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба  г. Набережные Челны. Познакомить  с основными  правилами  геральдики: форма, цветовой фон, д...

Настольная игра лото "Наш город Набережные Челны"

Настольная игра лото "Наш город Набережные Челны"Предназначен для старших и подготовительных груп в целях воспитания нравственно- патриотических чувств, знакомства с родным городом. ПРИМЕЧАН...

Конспект занятия по ознакомлению детей средней группы детского сада с историей города Набережные Челны

Программное содержание:-Познакомить детей с историей возникновения города.-Закрепить имеющиеся знания детей о городе, о достопримечательностях города, чем он славится.-Воспитывать у детей ...

конспект образовательной деятельности по нравственно-патриатическому воспитанию детей на тему "Путешествие по городу Набережные Челны"

конспект образовательной деятельности по нравственно-патриатическому воспитанию детей на тему "Путешествие по городу Набережные Челны" для старшего дошкольного возраста....