Педагогический проект «Весёлый огородник»
проект (средняя группа) на тему

Во время бесед с детьми выяснилось, что некоторые из них затрудняются называть овощи, не умеют пользоваться обобщающим словом, а также не умеют называть форму и цвет овощей. Хочется обогатить знания детей об окружающем мире. В связи с этим была определена такая тема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_veselyy_ogorodnik.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Путинский детский сад»

Педагогический проект

 «Весёлый огородник»

Воспитатель: Носкова Лидия Николаевна

Содержание

Обоснование разработки проекта …………………………………………3

Актуальность разработки …………………………………………….…….4

Проблема………………………………………………………………..……4

Цель проекта…………………………………………………………….......5

Задачи……………………………………………………………………..….5

Гипотеза……………………………………………………………………...6

Тип проекта………………………………………………………………….6

Состав проектной группы……………………………………………….....6

Этапы реализации…………………………………………………………...7

Ожидаемые результаты…………………………………………….……….8

Работа с родителями………………………………………………………...9

План реализации проекта………………………………………………….10

План экспериментальной деятельности………………………………….11

Приложения

Обоснование разработки проекта

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, превращений в ней можно увидеть!

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Актуальность разработки.

В детском саду был объявлен конкурс «Огород на окне», посадка

 и уход за «огородом» был осуществлен в ходе реализации  проекта      «Огород на окне».

Проблема.

Во время бесед с детьми выяснилось, что некоторые из них затрудняются называть овощи, не умеют пользоваться обобщающим словом, а также не умеют называть форму и цвет овощей. Хочется обогатить знания детей об окружающем мире.

В связи с этим была определена такая тема.


Цель проекта.

- Расширять представления детей об окружающем мире;

- Обобщить и расширить знания детей об овощных культурах, способами выращивания и ухода за ними в комнатных условиях;

- Сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

- Использовать в речи обобщающие слова, а также называть форму и цвет овощей.

Задачи.

  1. Знакомить детей как нужно ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  2. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  3. Развивать познавательные и творческие способности.
  4. Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
  5. Воспитывать бережное отношение к своему труду.

Гипотеза.

«Нужно точно нам узнать: все условия для роста растений, чтобы не было никаких сомнений».

Тип проекта.

По доминирующей в проекте деятельности: информационный, экспериментальный

По числу участников проекта: групповой (15-20 человек, все желающие).

По времени проведения: средней продолжительности (1 месяц)

По характеру контактов: в рамках ДОУ

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы.

- Руководитель проекта - воспитатель

- Дети средней группы и их родители

Этапы реализации.

Подготовительный этап: 1 неделя.

В группе детского сада посадить огород на подоконнике. Изготовить таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов).

Подобрать художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.

Исследовательский этап: 2-3 неделя.

Дети наблюдают за ростом растений, проводят опыты, эксперименты. Устанавливают связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксируются в рисунках. В процессе исследований дети познакомятся с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривание иллюстрации, картин. Проводятся занятия, дидактические игры, беседы.

Заключительный этап: 4 неделя.

Проведём анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформим выставку рисунков «Разные овощи».

Проведём конкурс «Угадай название овоща».

Родители вместе с детьми представят домашнее задание - выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним они ухаживали.


Ожидаемые результаты.

  1. Дети будут узнавать, называть овощи, пользоваться обобщающим словом.
  2. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
  3. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях, бережное отношение к ним.
  4. Взрослые и дети будут участвовать в совместных трудовых поручениях.

Работа с родителями.

1.Обсуждение вопроса на родительском собрании «Участие в проекте «Огород на окне».

  1. Предложить родителям приобрести для проведения проекта - контейнеры, землю, семена для посадки.
  2. Домашнее задание - с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.

План реализации проекта.

Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи , экологические сказки.

Родительское собрание с обсуждением «Участвуем в проект е  «Зимний огород на подоконнике».

Приобретение необходимого оборудования (контейнер, земля, удобрения, семена).

Разбивка огорода на подоконнике.

Изготовление табличек - указателей с названиями растений.

Рассматривание семян, посадка семян и рассады.

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений.

Занятия с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».

Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?».

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях.

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).

Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.

Подведение итогов реализации проекта.

Оформление выставки рисунков детей «Такие разные овощи».

Изготовление атрибутов к инсценировке «Огородная - хороводная»

.


План экспериментальной деятельности.

Земля. 

Название мероприятия: Узнаем, какая земля.

Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, разного цвета, сыпется

Материал, оборудование: земля в контейнерах

Вода.   

Название мероприятия: Вода и растения

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)

Солнце.

Название мероприятия: Солнце и растения

Цель: Определить роль солнца в жизни растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и  проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)

Человек.

Название мероприятия: Человек и растения

Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  

Художественная литература

Русская народная сказка «Репка», «Вершки и корешки»

белорусская сказка «Пых»

украинская сказка «Колосок»

татарская песенка «Мешок»

Ю.Тувин «Овощи»

Пословицы и поговорки

«Без капусты щи не густы»

Заяц – трус, а и тот на капусту охотиться»

«Щей поел – словно шубу надел»

«Огород – для семьи доход»

 «Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не    ждут)».

Загадки

 Картошка

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в земле мы напекли,

Ели да хвалили?

Редис

Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зелёным листом
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок -
Зелёненький лесок.

Репа

Кругла, а не шар,

С хвостиком, а не мышь.

Желта, как мед, а вкус не тот.

Огурец

Побежали в огород

Посмотреть что там растет.

Отыскали, наконец, там зеленый……..

Семя

Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет.

Горох

На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков..?

Капуста

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …..

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Стихи.

Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка.
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.

А. Максакова

 

Летом огород - что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.
А по осени там пусто!
Скоро в град придёт зима
Люд разъехался в корзинках
в погреба и закрома!
                            Ж. Дарк

А у нас в саду порядок
Мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох,
Уродился, не плох!
На второй редиска,
Друг от друга близко.
А на третьей репка,
И сладка и крепка.
На четвертой огурцы
Поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой,
Подрастает ловко.

На шестой зеленый лук,
Он и лекарь, он и  друг.
На седьмой огромной грядке,
Ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки,
У них толстые бочки.
На девятой арбуз
Полосатый карапуз.
А десятая отныне,
Нам подарит даже дыни!

Т. Казырина


Дети все стремятся к маме.
Я сижу в своей панаме.
Я люблю свой 
огород.
Здесь клубника лезет в рот.

И. Михашина


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Дидактические игры

«Вершки и корешки»

Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета –те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки ).

«Что сначала, что потом»

Цель: Закреплять детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта  схем  (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами),  яблоко.

Ход игры

Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.

«Закончи предложение»

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

                                          Ход игры

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковь…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый, а чеснок…

Морковь в земле, а помидор…

Помидор круглый, а морковь…

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Физкультминутка

«Жил один садовод...»

Жил один садовод, он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

(Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан полный разных семян.

(Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна и взошли семена.

(Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал,

(Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал и берег от холодной погоды.

(Дети садятся.)

Но когда садовод нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли, ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

Вот так яблоко! Вот так яблоко! (Встали.)

Оно (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)

Руку протяните, (Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите. (Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать,

(Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!

(Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко! (Встали.)

Оно (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

***

Знает каждый садовод, что такое «ОГОРОД» -

это там, где все растет.

Там горох, редис и лук – это знают все вокруг!

Базилик и сельдерей, много разных, очень вкусных и полезных овощей.

Есть гипотеза, коллеги, нужно точно нам узнать:

Все условия для роста растений, что бы не было сомнений...

«А всегда нужна земля? И какая лучше?

Сколько влаги, света нужно? Чем мы будем удобрять?

Чтобы осенью хороший урожай смогли собрать!

Да, вопросов здесь немало, Чтоб на все найти ответ,

Мы решили в нашей группе провести эксперимент!

Мы к проблеме этой важной все серьезно подошли

И научную поддержку у родителей нашли.

Вместе книжки мы читали, в интернете пропадали,

И секретов много разных мы от бабушки узнали.

Стали думать мы, решать, Какую почву надо взять?

Провели эксперименты, отобрали семена...

Брали землю, торф, песок и мох на всякий случай.

Выясняли, где семена прорастут быстрее, лучше?

Разделили мы растения:

Первые – поливали, вносили удобрения,

Про вторые – позабыли, не поливали, не кормили,

Третьи – солнышка лишили...

Наблюдали регулярно, были мы внимательны,
В календарь все изменения, вносили обязательно.

Вот уж день, второй проходит, третий минул и седьмой-

Ни росточка, ни листочка, что же делать нам с тобой?

Вот настал восьмой денёк. Посмотри-ка, что-то всходит!

Да ведь это же росток!

Здесь и здесь и тут, и там, появились все росточки.

Поливаем по утрам, чтоб развивались правильно листочки

Есть ростки в песке и торфе, Даже в мохе тоже есть.

Только нет в сухой земле и в горшке, что в темноте!

С каждым днём всё интересней, наблюдаем все мы вместе,
Как ростки у нас  растут.

Значит можно сделать вывод, проведя эксперимент:

Для посадки нам нужна – удобренная земля,

Солнца ласкового луч – вот к успеху верный ключ!

А еще нужна вода, не из под крана, без вреда.
Надо сутки ей стоять, а потом уж поливать.
Торф, песок и мох, друзья, пригодятся лишь для проращивания!

 А чтобы растения развивались обязательно –

Земля должна быть удобренной и питательной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Весёлый паровозик"

Проблема  приобщения к социальному миру всегда была ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности  ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку ква...

Педагогический проект "Весёлый Светофорик"

Проблема: необходимо повысить уровень знаний у детей о правилах дорожного движения. Сформировать у детей негативное отношение к право нарушителям на дороге. С каждым годом всё больше машин выезжают на...

Педагогический проект "Весёлые фигуры"

Педагогический краткосрочный проект по математике подготовительной группы....

педагогический проект "Весёлый каблучок"

проект посвящён развитию творческих способностей с помощью  музыкально-ритмических движений....

Педагогический проект: "Весёлая карусель".

Сформировать интерес у детей к дымковской игрушке, как одному из видов декоративно - прикладного искусства....

Педагогический проект «Весёлые пальчики» по развитию мелкой моторики в первой младшей группе.

laquo;Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее движения,ярче тво...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Весёлые пальчики».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ     «Весёлые пальчики»....