Педагогический проект: "Весёлая карусель".
проект (старшая группа) на тему

Сформировать интерес у детей к дымковской игрушке, как одному из видов декоративно - прикладного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Веселая карусель»

Проблема и актуальность проекта.                      

                                                                      За оленем кони, кони

                                                                               Вновь за тридевять земель

                                                                      И пестреет от погони

                                                                                           Глиняная карусель.

Проблема состоит в том, что в наше время детей интересуют современные  технологии: компьютеры, планшеты, телефоны. Дети  дошкольного возраста могут часами смотреть современные мультики,  детские шоу программы, играть в компьютерные игры. Современная и иностранная музыка не несёт в себе духовного смысла и нравственного развития для ребёнка. Темп современной жизни так же влияет на отношение к игрушкам. Так же большое количество игрушек, не всегда хорошего качества, бессмысленных, агрессивных, закладывается  в ребенка небрежное отношение, эгоизм, плохой вкус. Отношение ребёнка к традициям русского народа  начинают формироваться в семье от самых близких людей, к сожалению, современные родители мало уделяют внимания этой проблеме. Родители не имеют нужной литературы, не владеют знаниями о народном художественном творчестве, традициях, искусстве дымковской игрушке. В устном народном творчестве как нигде сохранились  особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, приставление о добре красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет современным родителям в воспитании, а детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Очень важно познакомить детей в дошкольном возрасте, с народной  игрушкой. Она пленяет душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.                                                                            

 Мир глиняной расписной игрушки, в котором люди, животные, птицы приобретают черты яркой выразительности и красочной фантазии.  Отсюда вытекает важная проблема: начиная  с детства развивать у детей  интерес народному художественному творчеству, где родился, традиции, уважение и любовь искусству, формирование и углубление знаний, может стать прочной основой для самостоятельных творческих поисков.                                                                                                 

Цель проекта: Сформировать интерес к дымковской игрушке, как одному из видов декоративно-прикладного  искусства  у детей старшей группы.

Задачи:

*Познакомить с дымковской игрушкой, сравнить с другими игрушками, формировать у детей умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида.                                                                      

* Познакомить с материалом для лепки глиной, её свойствами, структурой её поверхности, развивать у детей  мелкую моторику рук,  с особенностями узора по мотивам дымковской росписи.

* Широко использовать все виды фольклора при ознакомлении детей с дымковской  игрушкой.

* Активизировать словарь детей за счёт слов: Дымково, роспись, барышня, лошадка,  глина, ярмарка.

* Приобщить родителей к  совместной деятельности  в разных видах детской деятельности  по теме проекта.

Участники:  дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный  руководитель.

Тип проекта:  познавательно-исследовательский, игровой, групповой

Продолжительность: краткосрочный  (1неделя)

Ожидаемый результат:

На уровне ребенка:

  • Расширятся представления детей о дымковской игрушке.
  • Познакомятся с особенностями и способами выполнения узора по мотивам дымковской росписи
  •  Приобретут умение ладить друг с другом, участвуя в совместных народных играх, песнях, хороводах.
  •  Проявят эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения. Приобретут  умение наблюдать  и анализировать с помощью взрослого результаты своего труда, радоваться  результату.

На уровне педагогов:

  • Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
  •  Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей, интереса к народному художественному творчеству.
  • Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов.
  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития патриотического, нравственного воспитания детей.

На уровне родителей воспитанников:  

  •  Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей интереса к народному художественному творчеству, к традициям, обычаям русского народа, истории родной культуры.

На уровне предметно-развивающей среды:

  • Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.

Этапы реализации проекта «Весёлая карусель»

Этапы

Цель

Содержание

Формы сотрудничества

1 этап - подготовительный

Проблема

Выбор темы проекта.

Изучение знаний родителей и детей по данной теме;                                                                                                                                            пополнение знаний воспитателя об истории и способах выполнение дымковской игрушки,   планирование работы выбор форм и методов.                                                              

Выявление проблемы, формировка цели, задач.

Анкетирование родителей «Приобщение детей к русской народной культуре».

Работа в творческой группе педагогов, участвующих в проекте.

2 этап проектиро-вочный

Планирование

Составление плана по реализации проекта.

Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию предметно- развивающий среды, подборка основных методических материалов по данной теме.

Подбор методической литературы,  иллюстрации. Разработать конспекты бесед с детьми.

Сфотографировать детей во время  проекта в разных видах деятельности. Подобрать русские народные игры. Подобрать: сказки, песни, потешки, скороговорки, загадки. Деятельность родителей: содействие педагогам в совместных мероприятиях.

3 этап практический

Получение продукта, результата проектной деятельности за счёт выполнения определённых действий

Исследование, сбор данных, интерпретация результатов, представление результатов.

  •  Продукт проекта
  •  Ярмарку «Весёлая карусель»
  • Создание альбома «Сказочное путешествие  в слободу Дымково»

4 этап аналитический

Рефлексия и коррекция

Сравнение полученных результатов, анализ успехов и ошибок, обобщение, выводы. 

Круглый стол «Народная игрушка важный фактор художественно-эстетического развития ребёнка»              Обсуждение результатов работы, хода действий каждого, выявление причин успехов и неудач.

5 этап заключительный

Презентация проекта

Представление содержания работы, обоснование выводов

  • Итоги и презентация работы Дискуссия.

План мероприятий по реализации проекта

«Веселая карусель»

Образовательная область

Содержание деятельности

Познавательное развитие

Рассматривание: Дымковские игрушки, иллюстраций к сказкам.

Беседа: «Глина и её свойства».

«Русская свистулька».

Мастер- класс «Дымковская игрушка».

Знакомство с трудом взрослых: гончара.

Презентация  « Мир дымковская игрушка»

Социально-коммуникативная

Настольно – печатные игры «Сложи картинку», «Лото» «Гусек», «Бирюльки».  

Игра-драматизация: по русской народной сказке  «Гуси- лебеди».

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»

Проблемная ситуация: « Поможем  домовому  Кузе, убрать игрушки в его избушке»

Д\и  «Что лишнее?», «Найди дымковскую игрушку», «Чудесный мешочек», «Угадай по звуку».

Речевое развитие

Рассматривание: иллюстраций с изображением  работы дымковских мастером.

Составление описательного рассказа: о дымковской игрушке.

Чтение и обсуждение русских народных сказок: «Бычок - черный бочок, белое копытце», «Гуси-лебеди», «Золотое веретено»,  «Лисичка со скалкой», «Петушок бобовое зёрнышко», « Зимовье  зверей»,  «Крошечка - Хаврошечка».

Самостоятельный пересказ детьми сказок: «Лисичка со скалкой», « Зимовье  зверей».

Потешки: «Петушок-золотой гребешок », «Ты коровушка ступай», «Пастушок», «Гоп, гоп, конёк!», «Сова- совушка».

Дразнилки: «Рева- корова…», «Андрей-воробей…»

Скороговорки: «Хохлатые хохотушки», «От топота копыт»

Небылицы: «Вор - воришко», «По поднебесью…».

Загадки: Волшебный сундучок (загадки о животных).

Физическое развитие

Русские подвижные игры: « У медведя во бору», «Гуси –гуси», «Ручеёк», «Плетень», «Мышеловка».

Пальчиковая гимнастика: лошадка, индюк, уточка, олень

Художественно-эстетическое

Лепка: Глиняная игрушка «Дымковская лошадка»

Рисование: «Олень» (Роспись  по мотивам дымковской  игрушки).

 Музыка:  разучивание русских народных песенок «Как на тоненький ледок», «А вы, люли знаете».

Конструктивная деятельность: « Строим деревенский дворик  для домашних животных и птиц»

Работа с родителями

Анкетирование родителей  целью с изучения мнения родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта  «Весёлая карусель» «Приобщение детей к русской народной культуре».

Консультация «Воспитание детей в национальных традициях важность, значимость в развитии ребенка»

  • Круглый стол «Народная игрушка важный фактор художественно-эстетического развития ребёнка»  
  • Создание альбома  совместно с детьми «Сказочное путешествие  в слободу Дымково»    

               «Войне мы скажем — Н»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Весёлый паровозик"

Проблема  приобщения к социальному миру всегда была ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности  ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку ква...

Педагогический проект «Весёлый огородник»

Во время бесед с детьми выяснилось, что некоторые из них затрудняются называть овощи, не умеют пользоваться обобщающим словом, а также не умеют называть форму и цвет овощей. Хочется обогатить знания д...

Педагогический проект "Весёлый Светофорик"

Проблема: необходимо повысить уровень знаний у детей о правилах дорожного движения. Сформировать у детей негативное отношение к право нарушителям на дороге. С каждым годом всё больше машин выезжают на...

Педагогический проект "Весёлые фигуры"

Педагогический краткосрочный проект по математике подготовительной группы....

педагогический проект "Весёлый каблучок"

проект посвящён развитию творческих способностей с помощью  музыкально-ритмических движений....

Педагогический проект «Весёлые пальчики» по развитию мелкой моторики в первой младшей группе.

laquo;Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее движения,ярче тво...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Весёлые пальчики».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ     «Весёлые пальчики»....