Главные вкладки

    План – конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Путешествие в страну настроения»
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Черномазова Людмила Яковлевна

     

    Это комплексное занятие способствует развитию эмоционально-чувственной сферы детей, умению осознанно выражать свои эмоции и чувства; развивает умение передавать с помощью мимики, жестов различные эмоциональные состояния; учит  детей различать основные эмоции: радость, гнев, печаль, грусть, удивление, страх;  изображать в рисунке различные эмоциональные состояния;  определять эмоциональный характер музыки.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_v_stranu_nastroeniya.docx35.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКДОУ «Детский  сад №7 «Журавушка »

    С. Воздвиженского

                                                                План – конспект

     непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе

    Тема:  «Путешествие в страну настроения»

                                                                               Подготовила:

                                                                                                                                            Черномазова Людмила Яковлевна

      Воспитатель второй квалификационной                                                            

                                                                категории                                                                  

    2014 г.

    Интеграция образовательных областей: 

    • «Познание»;
    •  «Коммуникация»;
    •  «Художественное творчество»;
    •  «Музыка»;
    •  «Чтение художественной литературы»;

    Цель: развитие речи и эмоциональной сферы детей.

    Задачи: 

    Образовательные: 
    1. Знакомить с художественной литературой; 
    2.Учить детей различать основные эмоции: радость, гнев, печаль, грусть, удивление, страх; 

    3.Закрепить  эмоциональный словарь (настроение, эмоции, пиктограмма: веселый, грустный, печальный, хмурый, удивленный, испуганный и т.д.).

    4. Обучать детей умению выражать своё настроение, чувствовать и определять эмоциональное состояние другого ;

    5. Изображать в рисунке различные эмоциональные состояние;

    6. Определять эмоциональный характер музыки;

    Воспитательные: 
    1. Воспитывать доброжелательность,  эмоциональную отзывчивость к окружающим;

    2.Воспитывать желания и умения сотрудничать, сообща находить решение в проблемных ситуациях.

    Развивающие: 

    1.Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей, умение осознанно выражать свои эмоции и чувства;

    2. Развивать умение передавать с помощью мимики, жестов различные эмоциональные состояния; 
    3. Активизировать и обогащать словарь, формировать диалогическую речь; 

    4.Совершенствовать интонационную выразительность речи, умение четко произносить звуки, фразы;
    5. Развивать интеллект, память, внимание;

    Используемые методы и приемы:

    • словесные (чтение художественной литературы, объяснение, беседа, групповое обсуждение различных чувств, вопросы к детям);
    •  наглядные (показ и рассматривание пиктограмм эмоциональных состояний);
    •  игровая деятельность;
    •  практическая деятельность детей.

    Материал и оборудование: ноутбук;  музыкальные произведения( веселое, грустное, страшное); краска гуашь, ватные палочки для каждого ребенка; шапочки муравьев, кошки, косынка; конверт с письмом; шкатулка с медальками для каждого ребенка; 3 ладошки из цветного картона; игрушка ежик, который смеется.

     

    Предварительная работа: 

    • Заучивание наизусть стихотворения И.Жукова  «Киска»;
    • знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть;
    • прослушивание музыкальных произведений;
    • проведение  игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы



    Ход непосредственной образовательной деятельности:

    1. Организационный момент.

    - Приветствие друг друга.

    2. Основная часть.

     -Чтение письма.

    -Упражнение «Изобрази эмоцию».

    -Упражнение «Способы овладения негативным эмоциональным состоянием»

    -Игра «Кричалки –хлопалки -молчалки».

    -Игра «Угадай настроение музыки».

    -Упражнение « У страха глаза велики».

    -Игра «Киска». Разыгрывание по ролям стихотворения И. Жукова.

    -Упражнение «Башня радости»

     -Прослушивание музыкальных произведений и комментарий.

    3. Заключительная часть.

    - Раздача «Медали-улыбки».

     -Рефлексия занятия.

     Дети входят в зал становятся на коврике, образуя полукругкруг.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Мы очень рады их видеть.  Давайте с ними поздороваемся и  подарим каждому из них свою улыбку и хорошее настроение. Молодцы. (Дети садятся на стульчики).

    Воспитатель: Ребята, когда я шла сегодня на работу,  встретила по дороге почтальона. Он передал мне необычное письмо. Давайте посмотрим, что за письмо? Так, детский сад «Журавушка» детям. Это письмо вам.  От кого оно? От смешарика Ежика. Знаете такого? Прочтем письмо? Слушайте внимательно.

    ПИСЬМО

    Здравствуйте ребята! Пишет Вам Ежик из страны Смешариков. Если кто меня не знает высылаю свою фотографию. Любимое мое занятие – составление разных коллекций: фантиков, грибов, кактусов. Предметы для своих коллекций я ищу везде: в горах, море, даже в темном лесу. Совсем недавно я забрел в один из таких лесов в поисках чего-то нового для своей коллекции. 
    И вдруг я вышел на поляну Настроений, на которой стоял красивый дворец. Мне стало интересно и я зашел в этот дворец. Там жили разные эмоции: радость, злость, испуг, удивление и другие. 
    Оказалось, что в этот день в их царство пробрался злой волшебник Грустиплач . Он перессорил все эмоции между собой, а я очень люблю всех мирить, даже тех, кто не хочет мириться ни в какую. И мне это удалось. Злой волшебник рассердился на меня и запер в темнице. А еще он отобрал у меня мой смех, а я так люблю смеяться. Помогите мне вернуть мой смех и выбраться из темницы его дворца, а для этого выполните задания злого волшебника Грустиплача. Спасибо Вам ребята, я верю в то, что вы легко справитесь со всеми его заданиями. 

     Воспитатель: Ну, что ребята, мы сможем помочь Ежику? Тогда отправляемся в путь. Дорога нам предстоит нелегкая.

    Исполняет песню  Г. Гладкова «Напутственная песня».

    Звучит запись «Голоса леса». Дети идут  друг за другом, преодолевая различные препятствия, выполняя соответствующие движения по тексту стихотворения.

    Ой, смотрите-ка поляна,
    И высокая трава,
    Выше ноги поднимайте,
    Осторожно детвора.
    Впереди лежит бревно,
    Очень толстое оно,
    Мы его перешагнем,
    И опять вперёд пойдем.

    По дорожке мы пойдём,

    Наши ножки разомнём.
    Ручеек бежит играя,
    Мост лежит через него,
    Друг за другом мы пойдем,
    В ручеек не упадем.

    Воспитатель:  Вот мы и пришли на полянку Настроений.  Но где же замок Эмоций? Злой волшебник  Грустиплач сделал замок невидимым. Чтобы увидеть замок, нам надо правильно и быстро выполнить все его задания.

    При каждом правильно выполненном задании мы будем ближе подходить  к замку злого волшебника Грустиплача, чем ближе будем подходить, тем лучше нам он будет виден, а пока мы его не видим.

     Приступим к первому заданию.

    Упражнение «Изобрази эмоцию».

     Воспитатель:  Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции. Эмоции – это наши настроения и переживания, которые сопровождают события нашей жизни.
    Какие вы знает эмоции?

    Дети: Радость, грусть, страх, удивление, злость ,удовольствие, обида, гнев, стыд, горе, беда и др.

    Грустиплач дает такое задание: изобразить   жителей дворца эмоций.

    Воспитатель показывает пиктограммы, дети отвечают.

     1 пиктограмма – радость.

     – А как выглядит человек, когда он радуется? (Глаза блестят, на губах улыбка)
    – Посмотрите какие красивые лица у тех, кто радуется.
    – Ребята, а когда вам бывает радостно? 
    (Когда приходит мама, читают книги, покупают игрушку, сладости...) 
    – Видите, как много у нас поводов для радости. 
    – Вспомните, что-нибудь радостное и когда я досчитаю до 3 все вместе изобразим радость. Хорошо. Вот и уже немного стал виден дворец злого колдуна Грустиплача.

    2 пиктограмма – злость.

    – Как выглядит человек, когда злится? (Лицо сердитое, губы сжаты, брови нахмурены, глаза злые) – 11 слайд. 
    – Какие мы некрасивые, когда злимся. А когда вы злитесь? 
    (Когда обижают, что-то не получается).
    – Давайте попробуем на счет 3 показать, как мы злимся.
    (Еще один кусочек дворца).

    Упражнение «Способы овладения негативным эмоциональным состоянием»

    – Грустиплач считает, что если человек злится, то это может продолжаться очень долго. Как вы считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро ушла от вас? (Развеселить себя, нарисовать что-нибудь красивое, побить подушку, порвать бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть интересный мультик, почитать веселую книгу, съесть конфетку, полепить из пластилина, побегать на улице, попускать мыльные пузыри)
    – Злиться вредно для здоровья. С какими людьми приятнее общаться: с добрыми или злыми? 
    – Молодцы, он не знал, что вы сможете найти ответ на этот вопрос
    .  (Еще один кусочек дворца).

    Игра «Кричалки – хлопалк и- молчалки».

    – Ой, тут какие-то ладошки. Так, что же это за задание?
    Грустиплач не верит, что мы сможем выполнить это задание, потому что здесь нужно быть очень внимательными и запомнить порядок выполнения действий. А порядок такой: Если я покажу синюю ладошку, то нужно всем вместе громко кричать звук «А», если зеленую, то нужно всем вместе громко хлопать, если красную, то нужно сидеть тихо-тихо. Давайте вспомним и потренируемся. Ну, а теперь очень внимательно выполняем это задание злого волшебника. Молодцы! Замок становиться все виднее.

    А теперь следующее задание Грустиплача.

    Игра «Угадай настроение музыки».

    Воспитатель: «Настроение» у  музыки так же как у человека бывает разным. Сейчас мы прослушаем с вами несколько музыкальных произведений   и узнаем, какое у них настроение.

    Дети слушают веселую песню «Радуга-дуга».

    Воспитатель: Какое настроение, у этой музыки?

    Дети: Веселое, доброе, радостное, бодрое.

    Воспитатель: Что вам нравиться под эту музыку делать?

    Дети: Прыгать, играть, смеяться, веселиться.

    Воспитатель:  Покажите пиктограмму, соответствующую этой музыке. Ребята  изобразим радость на своем лице.

    Воспитатель:  Ребята, послушаем следующую  музыку.

    Дети слушают произведение П. И. Чайковского «Болезнь куклы».

    Воспитатель: Какое настроение,  у этой музыки?

    Дети: Грустное.

    Воспитатель: Ребята, покажите пиктограмму, соответствующую этой музыке. Ребята,   изобразим грустное настроение.

    Педагог предлагает детям послушать музыкальный фрагмент и определить, какое настроение передаёт музыка, выбрать соответствующую пиктограмму. (Звучит музыка  А, Е. Норберт-Бюргмюллера «Гроза»).

    Воспитатель: Какое настроение,  у этой музыки?

    Дети. Музыка страшная, пугающая, ужасающая, зловещая.

    Воспитатель: Да, музыка зловещая,  грозная. Какую погоду можно представить, слушая эту музыку? Ребята отвечают.

    Воспитатель: Это музыкальное произведение называется «Гроза». Композитор на языке музыкальных звуков рассказывает о том, как завывает ветер, хлещет дождь, сверкают молнии, грозно гремит гром, а малыш остался дома совсем один, он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно.

     Воспитатель: Ребята, покажите пиктограмму, соответствующую этой музыке. Ребята,   изобразим страх, испуг.

    Выразительные движения: голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко раскрыты, рот открыт, ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище. В заключении педагог спрашивает детей, что нужно сделать, чтобы перестать бояться.

     Воспитатель:  Ребята вы прослушали музыку, какая вам больше понравилась?

    Дети: Веселая.

    Воспитатель: Всем понравилась веселая музыка, а почему вы грустную и страшную музыку не назвали?

    Воспитатель: Чтобы ни когда не грустить, что нужно для этого сделать?

    Дети: Улыбаться, забыть обиду, помириться.

    Упражнение « У страха глаза велики»

    Воспитатель.  А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают больщие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)

    А затем и вовсе исчезает. ( Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)

    Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и , следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу. Молодцы, еще одна часть замка появилась.

    Игра «Киска». Разыгрывание по ролям стихотворения И. Жукова.

    Воспитатель:  А перед нами следующее задание. Как еще можно выразить настроение?

    Дети. Голосом.

    Воспитатель:  Давайте и мы с вами попробуем.

    Хозяйка: Здравствуй, Киска, как дела?

                       Что же ты от нас ушла?

    Киска:      Не могу я с вами жить,

                      Хвостик негде положить.

                      Ходите,  зеваете,

                      На хвостик наступаете!

    Сначала это стихотворение разучивается в свободное время, вне занятия. Затем, на занятии, дети, разыгрывая ситуацию в паре, могут импровизировать интонации. Например. Воспитатель ставит задачу: Хозяйка рада, что нашла Киску, или, наоборот, Киска относится к ней с пренебрежением. Киска обижена на Хозяйку или рассержена и очень рада, что ушла из дома.

    Взаимоотношения героев могут быть различными. Каждая пара детей представляет свою вариацию.

    Воспитатель. Эй, Кисоньки мои, идите , я вас молоком угощу,  кусочек колбаски дам,  по спинке поглажу.

    Дети , изображая Кисоньку, «лакают молочко» из воображаемой миски, жуют воображаемую колбаску, прогибают спинку и мурлыкают.  Движения детей- импровизация.

    Воспитатель:  Молодцы! Вот и последняя часть замка появилась!

    Упражнение «Башня радости»

    – А вот и Ежик, но к нему еще не вернулся смех.  Грустиплач всегда грустный, злой и очень часто плачет, чтобы действие его волшебства закончилось и к Ежику вернулся смех, нам надо с вами превратиться в муравьишек и построить башню Радости.

    Воспитатель: Глазки закрыли,

                              Все неприятности забыли.

                              Ежика развеселить мы собираемся

                              И в муравьишек превращаемся.

    Детям надеваются шапочки муравьев.

    Воспитатель читает стихотворение З. Александровой «Муравей»

    Муравей нашёл былинку.

    Много было с ней хлопот.

    Как бревно, взвалив на спинку,

    Он домой ее несет.

    Он сгибается под ношей,

    Он ползет уже с трудом,

    Но зато какой хороший

    Муравьи возводят дом.

    Дети вместе с воспитателем имитируют действия муравья: поднимают «тяжелую» былинку и несут ее, сгибаясь под ношей.

    Воспитатель. Вот сколько много бревнышек мы с вами принесли. Теперь можно  построить башню радости.

    Для этого каждому по очереди нужно рассказать, что ему нравится или что его радует. Я назову, что мне нравится и протяну руку ладонью вверх, а вы по очереди будете подходить, называть, что вам нравится или что вас радует и класть свою руку на мою ладонь. Какая хорошая башня радости у нас получилась, а Ежик снова смеется. Давайте споем ему песенку про улыбку.

    Дети поют песню М. Шаинского «Улыбка».

    Воспитатель.  Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными преодолели все препятствия! Скажите, что было самым трудным, а что самым радостным в дороге? Я очень хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку. И я вам предлагаю нарисовать свое настроение!  Попробуем?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Чем можно нарисовать рисунок?

    Дети: Кисточкой, пальчиком, ладошкой и т.д.

    Воспитатель: Ребята, а сегодня мы будем рисовать ватными палочками. Хотите?

    Дети: Да.

    Проходите за столы.

                   ( Во время работы звучит спокойная музыка.

                    Дети рисуют красками и ватными палочками.)    

    Тихонько садитесь на места, а Ежик в знак благодарности и на память о нашем сказочном занятии дарит вам волшебные медальки со своей фотографией, а на обратной стороне написано волшебное слово «Улыбнись». Пусть когда вам грустно или вы злитесь, то эта медалька вам поможет стать веселее и добрее.

    А теперь попрощаемся с гостями разными интонациями (грустно, удивленно, спокойно, весело).

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей логопедической группы Тема: «Путешествие в страну Радости»

    1. Формировать умение вызывать у себя радостное настроение. 2.Создавать положительный эмоциональный фон.  3.Подчеркнуть важность каждого ребенка.  4. Развивать внимание, воображен...

    Конспект образовательной деятельности по математике в старшей группе Тема: «Путешествие в страну математики» Воспитатель: Колчева Светлана Владимировна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

    Конспект образовательной деятельности по математике в старшей группеТема: «Путешествие в страну математики»Воспитатель: Колчева Светлана ВладимировнаМАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну мальчиков и девочек».

    формирование полоролевых позиций (сущность и нормы поведения, присущие девочкам и мальчикам); удовлетворение познавательных интересов детей;  основы социального взаимодействия между мальчиками и ...

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну Речеград»

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группеТема: «Путешествие в страну Речеград»Интеграция образовательных областей: социально-комм...