Развитие компетентности родителей в вопросах организации экспериментальной деятельности с детьми в детском саду и дома.( из опыта работы)
консультация (средняя группа) по теме

Хаустова Ирина Владиславовна

 цель  моей работы – привлечь родителей к активному участию в педагогическом  процессе  через совместную с детьми экспериментальную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хаустова Ирина Владиславовна

воспитатель МБДОУ д/с №24

Развитие  компетентности родителей в вопросах организации экспериментальной деятельности с детьми в детском саду и дома.

 Знания, почерпнутые не из книг,

 а добытые самостоятельно,    

 всегда   являются осознанными и

 более  прочными.

                                                                                             (Выготский Л.С.)

Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что малышам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. 

Во время экспериментирования ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Сам предлагает возможные решения и сам доказывает их возможность, исходя из данных, делает выводы. Таким образом, экспериментирование, как деятельность, активно развивает инициативность и самостоятельность ребенка.

Экспериментирование, как метод формирования познавательных и личностных качеств ребёнка, широко используется в нашей группе. Работа ведётся в разных активных формах и видах деятельности.

 Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу работы с детьми в младшей  группе, понимать и принимать активное участие в её реализации.

В сентябре мы  провели анкетирование родителей (Приложение 1). Целью данных анкет было выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей.

54%  анкетированных родителей знают, что в группе дети занимаются экспериментальной деятельностью, но какой и для чего ответить затрудняются;

43% родителей отметили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности: рисование (смешивание красок), в играх со снегом, с водой;

44% родителей сказали, о том, что дети делятся с ними своими открытиями, сделанными в детском саду;

32% родителей рассказали, что дети дома продолжают начатые в детском саду эксперименты;

38% родителей сами принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка;

47% анкетированных родителей считают, что им не хватает знаний и опыта в экспериментальной деятельности.

 Многих родителей заинтересовала данная проблема, они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что большая часть родителей положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующее: оказание помощи ребёнку в чем-либо, поддержка исследовательской активности ребёнка. Но при этом родители говорили о своей занятости на работе, и что не хватает времени на то, чтобы  познавать мир вместе с ребёнком.

Многие родители считают, что проще ответить на детский вопрос, или просто отмахнуться, нежели заниматься наблюдением или экспериментом.

Таким образом, возникла необходимость вовлечения родителей в совместную с детьми экспериментальную работу.

Определилась цель  моей работы – привлечь родителей к активному участию в педагогическом  процессе  через совместную с детьми экспериментальную деятельность.

Цель реализую посредством ряда задач:

  1. Углубить знания родителей в вопросах экспериментальной деятельности дошкольника, через информирование о деятельности детей в ДОУ в рамках основной образовательной программы дошкольного образования.
  2.  Привлечь родителей к активному сотрудничеству с педагогами ДОУ через внедрение активных форм взаимодействия.
  3. Развивать интерес родителей к практическому экспериментированию совместно с детьми.

Для большей заинтересованности родителей и вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс я использовала различные формы работы:

1.Родительское собрание «Волшебный мир эксперимента».

Я преобразовала традиционную форму родительского собрания в практическую.

Родителей всегда интересует, чем  занимаются их дети в детском саду, поэтому я для первого родительского собрания подготовила выставку фотографий "Капелька". В группе мы экспериментировали с водой. Родители на фотографиях видели эмоции детей и сделали вывод, что малышам очень интересно заниматься экспериментированием.

Далее в ходе собрания я  провела консультацию "Почему детям интересно заниматься экспериментированием". Не просто рассказала, но и показала на практике, что несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Раздала памятки "Как провести экспериментирование дома" (Приложение 2),  "Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» (Приложение 3). Итогом мероприятия стал «мозговой штурм». Родителям было предложено найти решение проблемы: «Как доказать ребёнку, почему нельзя есть снег». Общее решение было найдено, активная форма взаимодействия вызвала бурный интерес и желание к дальнейшим общим исследованиям и экспериментам.

2.Мастер-класс «Мы делили апельсин».

 После собрания определились родители, которые уже занимаются дома с детьми элементарными экспериментами. Следующей формой нашего взаимодействия стал мастер – класс. Мама Герасимовой Полины предложила продемонстрировать свои достижения в области экспериментирования. Она провела мастер-класс "Мы делили апельсин".

  Цель данного мастер-класса стало  определение свойств бумаги.

        В процессе мастер-класса рвали альбомную бумагу и салфетки и сравнивали какую легче рвать, затем делали комочки (апельсины) из этих же видов бумаги- сравнивали из чего легче сделать "апельсины". Заранее были сделаны стаканы из  бумаги и сравнивали из какого стакана можно пить.

Данное мероприятие было  интересным и познавательным для  родителей,  каждый нашёл для себя  что-то новое.  Планируется в дальнейшем закрепить в практике работы такую форму взаимодействия.  
         3.Творческая группа «Вместе к новым открытиям!».

После проведенного мастер-класса родители уже сами проявили инициативу и предложили организовать творческую группу. По предложению творческой группы было проведено экспериментальное исследование «Веселый Чипполино».

Родители сами все подготовили для этого эксперимента: ящик для посадки, опилки, каждый ребенок принес по луковице. Посадили лук, ухаживали за ним. Сравнивали лук, выращенный под воздействием света и в темноте. Когда родители приходили, то дети с таким интересом рассказывали о каждом шаге своего экспериментирования: например, лук начал прорастать; когда достали из темноты лук, то он был желтым, а через день на свету он позеленел. Дети и родители сами ухаживали за луком, поливали его, проводили сравнения, делали выводы, вели дневник наблюдения.

Творческая группа родителей выступила с предложением в летний сезон на огороде провести похожее экспериментирование с посадкой томатов "Непоседа-помидорчик".

      4.  Наглядный материал «Это интересно».

Положительные результаты даёт использование наглядного метода. Я создала папку-передвижку "Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома". Содержание материалов папки заинтересовало родителей, многие брали материал домой для изучения и практики. Оформила в группе стенд со статьями авторитетных ученых, педагогов по вопросу детского экспериментирования и его влияния на развитие ребёнка. С детьми оформили выставку рисунков "Вода-водичка". Каждый ребенок нарисовал то состояние воды, которое ему больше нравится (снежинки, дождик). Оформила мини-библиотечку, где представила книги, методички, которыми родители также могут пользоваться дома при организации взаимодействия с детьми.

После проделанной работы, в феврале, я провела диагностический срез и получила следующие данные (Диаграмма 2).

96%  анкетированных родителей знали, что в группе дети занимаются экспериментальной деятельностью;

89%   родителей ответили, что дети продолжают начатые эксперименты  дома;

88% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка;

76% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности: рисование (смешивание красок), в играх со снегом, с водой;

91% родителей сказали, что дети делятся с ними своими открытиями;

11% анкетированных родителей сказали, что им не хватает знаний и опыта в экспериментальной деятельности.

Диаграмма 2

Результаты анкетирования родителей на начало и середину года

Таким образом, результаты показали, что моя работа велась не зря. Дети с интересом продолжают экспериментирование дома, родители принимают в этом активное участие. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. В тоже время есть повод продолжать деятельность в данном направлении, оптимизировать общение с родителями с помощью новых нетрадиционных форм взаимодействия.

Мне хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
  2.  Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду, 2009, № 3.
  3. Организация опытно  - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
  4.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой М., 2010
  5. ПоддьяковА. Н. Обучение дошкольников экспериментированию. //Вопросы психологии. 1991.№4.-с. 28-34.
  6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.

Памятка для родителей

Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

*Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

*Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

*Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

*Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

*Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

*Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

*Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

*Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

*Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

*С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

*Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома

1. В ванной комнате разрешить ребёнку играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?).  Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

2. Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?

Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

3. Уборка комнаты (как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь?). Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

4. Поливка цветов (всем ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?). Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

5. Ремонт в комнате (какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было бы смотреть? Как ты думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?). Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

         

Анкета для родителей

«Детское экспериментирование в семье»

Уважаемые родители! Нам необходимо знать Ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем Вам ответить на вопросы. Подчеркните, пожалуйста, варианты ответов, которые Вам наиболее подходят.

1. Знаете ли Вы, что в группе дети занимаются экспериментальной деятельностью?

• да;

• нет;

• не знаю

2. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то, как часто?

• часто

• редко

• всегда

• никогда

3. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?

• экспериментирует самостоятельно

• просит помощи родителей

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? ___

5. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то, какое? ___

• считаю нужным

• не считаю нужным;

• затрудняюсь ответить.

6. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?

• да

• нет

• иногда

7. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по вопросу экспериментальной деятельности?  

Спасибо за сотрудничество!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв родителей группы об организации экспериментальной деятельности в детском саду.

Отзыв родителей группы об организации экспериментальной деятельности в ДОУ....

Система работы по организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми в детском саду

Цель системного подхода: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности...

Формы организации двигательной активности и закаливание дошкольника в условиях детского сада и дома (из опыта работы)

Данный конспект является приложением к презентации на тему: "Формы организации двигательной активности и закаливание дошкольника в условиях детского сада и дома" (из опыта работы)Цель: Совер...

Методы и приёмы используемые в изобразительной деятельности с детьми в детском саду и дома.

Известно, что успех воспитания и обучения во многом зависит от используемых методов и приёмов направленных на формирование и развитие творческих способностей детей. Предлагаю воспитателям и родителям ...

Организация экспериментальной деятельности в младшей группе детского сада методическая разработка опытов в помощь воспитателям ДОУ.

Методические рекомендации проведения опыта для воспитателей: 1. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности. 2...

ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДЕТСКИМ САДОМ И ШКОЛОЙ (из опыта работы)

ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДЕТСКИМ САДОМ И ШКОЛОЙ(из опыта работы)...

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в детском саду

Цель деятельности: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах....