Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования
консультация на тему

доклад на тему: «Речевая развивающая среда  ДОУ  в соответствии с ФГОС дошкольного образования» на региональном семинаре-практикуме «Традиционные и инновационные методы дошкольного образования при реализации ФГОС» для воспитателей г.Нижнекамска на базе Института экономики управления и права (г.Казань)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

Речевая развивающая среда (далее РРС) – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Речевая среда, созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. На основе данных психолого-педагогических исследований в качестве составляющих речевой развивающей среды ДОУ мы выделяем следующие:

- Речь педагога;

- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

- Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Рассмотрим каждую составляющую РРС. Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т.к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового со-держания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры. Речь педагога должна отвечать следующим качествам:

1). ПРАВИЛЬНОСТЬ – т.е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

2). ТОЧНОСТЬ – т.е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3). ЛОГИЧНОСТЬ – т.е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, ос-новная часть и конец высказывания. Также авжно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

4). ЧИСТОТА – т.е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педа-гога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5). ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6). БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложнопод-чинённых, бессоюзных и т.д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7). УМЕСТНОСТЬ – т.е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Важна педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе. В современных исследованиях линия речевого развития определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства.

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – это умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие:

- Лексическая компетенция – предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, умение ребёнка употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологизмы. Её содержательную линию составляет активный и пассивный словарь в пределах возраста: синонимы, антонимы, омонимы, антонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова, образные выражения. По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться со взрослыми и сверстниками , поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

- Грамматическая компетенция – предполагает приобретения навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. У детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.

- Фонетическая компетенция – предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.

- Диалогическая компетенция – предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Её содержательная сторона – диалог между взрослым и ребёнком, между двумя детьми, разговорная речь.

- Монологическая компетенция – предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.

Основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп.

младшая группа:

- Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т.д.);

- Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы);

- Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;

- Организация «Уголка интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей;

- Рассказы воспитателя ( с целью совершенствования навыков эффективного слушания).

Средняя группа:

- Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;

- Пополнение «Уголка интересных вещей» наборами картинок, фотографий, открыток, лупами, магнитами и т.д.;

- Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки;

- Рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);

- Активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.

Старшая и подготовительная к школе группы:

- Совершенствование речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, а также умения грамотно отстаивать свою точку зрения);

- Целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения и обобщения);

- Организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (в пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением);

- Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка ( с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения качества их речевых высказываний).

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду:

*Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

*Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

*Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей и эффективной деятельности в данном н...

Использование Интерактивных педагогических технологий в области речевого развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Равитие речи одно и главных направлений в работе воспитателя потому данный материал долен помочь тем кто незнаком с данной технологией...

Консультация для воспитателей на тему: «Реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

ЦельВыявить, теоретически обосновать педагогические условия развития связной речи у детей дошкольного возраста.Задачи• Изучить состояние проблемы в психолого- педагогической литературе• Проа...

Тема: «Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования».

Основная цель  речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.Речевое развитие включ...

Родительское собрание "Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Родительское собрание №2 (старшая группа №6)Тема: «Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования»Дата проведения: 29 сентября 2017 года.Количество родителей присутствующих...

Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Речевое развитие детей раннего возраста в рамках ДО в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»....

Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Речевое развитие по- прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель речевого развития -это развитие свободного общения со взролыми и детьми , овладение конструктивными...